Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.
Социальные реформы последнего времени в большинстве стран идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.

Содержание

Введение 3
4
10
12
16
21
23
24
1. Понятие социальной политики
2. Роль социальной политики
3. Социальная политика Российского государства
4. Проблемы социальной политики
5. Социальная политика в условиях экономического кризиса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

массовой  безработицы,  чреватые  социальным  взрывом,  особенно  опасным  в

России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и  в

стенах государственных  структур наиболее дальновидные специалисты.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность,  направленную

на оказание помощи, поддержки и т.д. социально  уязвимым  группам  населения.

Однако социальную работу можно и нужно рассматривать  и как  деятельность  по

предупреждению  негативных  последствий  в  поведении,  в жизнедеятельности

отдельных личностей, групп,  слоев,   т.е.  профилактическая  работа  должна

занять в социальной работе  в  целом  значительно  большее  место,  чем  это

наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена  социальная  политика.  Надо

не только лечить социальные болезни, но и  предотвращать  их.  Лучше  и  для

общества в  целом, и для людей не оказывать  помощь, к  примеру,  безработным,

а делать все  возможное  для  предотвращения  безработицы,  обучения  людей,

развития производства, создания новых рабочих мест,  перепрофилирования  тех

или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в  этом  можно  видеть

сущность социальной политики как  концентрированного  выражения  всех  видов

политики. Именно в  этом  проявляется  действительная  забота  о  людях,  об

удовлетворении  их  насущных  потребностей  и  интересов.   Таким   образом,

социальная работа должна носить опережающий, упреждающий  характер.

Социальная политика и  социальная  работа  тесно  взаимосвязаны  между

собой. Обе характеризуются  двумя  взаимообусловленными  сторонами:  научно-

познавательной  и  практико-организационной.   Социальная   работа   -   это

своеобразная  форма, способ  реализации  социальной  политики,  а  социальная

политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их  единство

и различие. Последнее  проявляется,  в  частности,  в  том,  что  социальная

политика - более  широкое понятие, определяющая  сторона  социальной  работы.

Социальная политика - ориентир не только для социальной  работы,  но  и  для

развития социальной сферы в целом. Социальная  же  работа  более  динамична,

подвижна, богата по своему содержанию в сравнении  с  социальной  политикой.

Вместе с тем  их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова  и

социальная работа. Реализация содержания, форм и методов  последней  целиком

и полностью  определяется социальной политикой.  В  то  же  время  социальная

работа - деятельность по социальной защите,  поддержке  и  помощи  социально

уязвимых слоев  и групп, отдельных граждан, населения в  целом  не  может  не

сказаться,  в  конечном  счете,  на  ориентирах  социальной   политики,   ее

направлениях, целях  и задачах. 

В рамках реализации адресной модели социальной системы  РФ можно выделить следующие основные стадии: 

Рис.2, Основные стадии в реализации адресной модели социальной системы 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы социальной политики России

Нынешняя  социальная политика не соответствует  новым экономическим отношениям. Она представляет собой хаотичное, бессистемное объединение централизованных и рыночных элементов управления. Выбор в качестве доминирующего направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении некоторых категорий населения и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Социальную  политику необходимо направлять на решение  приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Необходимо ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

  • Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
  • Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  • Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
  • Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
  • Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
  • Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
  • Борьба с преступностью.
 

Просчеты  государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения, предпринимаются.  Хотя до сих пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на  выработку временных мер, адекватных переходному периоду, и стратегии социального развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

   Рассмотрим три главные проблемные зоны:

  • заработная плата работающего населения
  • трудовые пенсии
  • государственная поддержка семей с детьми
 

Заработная  плата

Проект бюджета  и прогноз на 2009-2011 гг. отражают продолжение  курса на повышение заработной платы. Однако предлагаемые макроэкономические изменения несущественны: доля фонда заработной платы в ВВП в 2011г. составит всего лишь 26,2% против 23,6% в 2008г. 4

Минимальный размер оплаты так и не выходит на уровень  ПМ – 4330 руб. в 2009г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Прожиточный минимум трудоспособного (ПМ) 4987 5625 6193 6788
Минимальная заработная плата (МРОТ), расчет по методике МЭРТ 2300 4330 4990 5460
Отношение МРОТ к ПМ, % 77 77 77 77
Средняя заработная плата в экономике (СЗ) 17953 21924 26095 30673
Отношение СЗ и МРОТ, раз 7,8 5,1 5,2 5,6
 

Табл. 1: Прожиточный  минимум 2008-2011 гг.5 

Пенсии

Сегодня пенсионные проблемы обсуждаются на всех уровнях  власти и в обществе. Проект бюджета  предусматривает повышение средней  трудовой пенсии за три года номинально на 74%, реально – на 37%, то есть на 10 – 12% ежегодно. Для этого предназначены существенные вливания в ПФР из федерального бюджета: в 2009 г. – 1,7 трлн.руб., в 2011 – 2,7 трлн. 6 

Поддержка семьи

Обеспеченность  детских дошкольных учреждений прямо связана с решением проблем занятости, доходов родителей, ухода за детьми и их социализацией. Судя по показателям прогноза, обеспеченность местами в детских садах остается прежней – 57%. Значит, многомиллионная очередь станет только больше. В этой связи предлагают продлить национальный проект «Образование» за рамки 2010 г., дополнив его новой позицией «Дошкольное образование». Это объясняется потребностью в значительном увеличении федеральных вложений в строительство новых детских садов.

На 2009-2011 гг. родители не получат от государства никакой дополнительной финансовой «поддержки»; предусмотрены лишь средства на индексацию федеральных детских пособий и соответствующих выплат по соцстраху. 
 
 

Политика  доходов

Весь комплекс условий, которые влияют и определяют расходы государства и семей на содержание и воспитание детей, находится в движении, постоянно меняется. Требуется отслеживать и измерять соотношения затрат семьи и государства, учитывать их актуальность для развития страны и ее граждан.

Бюджет построен по функциональным учреждениям и  ведомствам; в нем не предусмотрена  социальная классификация с адресными  расходами по группам населения. При внедрении программно-целевого планирования столь важен переход  к новым управленческим технологиям  и использование системы целевых социальных бюджетов по группам и категориям населения.

рано или поздно придется вводить такую форму  межведомственного управления, как  детский бюджет. Детский бюджет позволит оценить расходы и результаты всех составляющих его потоков, динамику и итог действий государства.

Для этого важно  определит средний доход, который  необходимо получать семьям для нормальной жизни из различных источников, в  том числе средств из бюджета, направляемых государством на социальные выплаты и услуги гражданам с детьми.

Средний доход  в России у основной части населения  определяется как средняя заработная плата (трудовой доход). Средняя месячная заработная плата в России приближается к 43 дол. США.

В средний доход  кроме заработной платы, из которой  следует исключать налоги, входят социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия). Эти выплаты позволяют увеличить бюджет на 10 – 12%. 7

Политика доходов  выступает как одно из средств  централизованного воздействия  на общий размер и распределение  вновь созданной стоимости. Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством верхнего предела увеличения номинальной заработной платы. Это должно способствовать выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед национальной экономикой. Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. Особенности механизма осуществления и формы появления этой политики определяются следующим:

  • социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны
  • степенью и характером вмешательства государства в вопрос регулирования заработной платы
  • традициями заключения договоров
  • степенью социальной напряженности в обществе

Информация о работе Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства