Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая степень демократической культуры в обществе.
Социальные реформы последнего времени в большинстве стран идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.

Содержание

Введение 3
4
10
12
16
21
23
24
1. Понятие социальной политики
2. Роль социальной политики
3. Социальная политика Российского государства
4. Проблемы социальной политики
5. Социальная политика в условиях экономического кризиса
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)
 

В условиях дифференциации доходов и уровней жизни возникает  острая социальная проблема – проблема бедности

Все группы населения, живущие ниже «порога бедности» (прожиточный минимум), являются бедняками. Бедность нужно рассматривать не только как чисто экономический  фактор. Это ещё социальное явление, характеризуемое глубиной, остротой и продолжительностью бедности. Бедность характеризуется длительным отсутствием ресурсов, не компенсируемых предыдущими сбережениями и отказом от приобретения дорогостоящих товаров и услуг.

Рыночные преобразования в российском обществе привели к преобладанию среди населения лиц, живущих в бедности. Как показывает анализ их социального состава, среди них преобладают специалисты, лица с высшим образованием. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».

Основную часть  «новых бедных» представляют люди активного  возраста – 20 – 50 лет, почти 2/3 составляют семейные. Низкие текущие доходы не позволяют не только приобщиться  к новым стандартам потребления, но и значительно снижают уровень потребления, сводя его к минимуму выживания. Ухудшение материального положения отмечено практически по всем параметрам: питание, одежда, помощь родственникам, отдых и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Социальная политика в условиях экономического кризиса

В рамках прошедшей 27 февраля 2009 года 6-й научной конференции "Социальная политика: вызовы XXI века", организованной Независимым институтом социальной политики, при участии представительного сообщества ученых были рассмотрены проблемы социально-экономического развития России в условиях экономического кризиса и предпринята попытка наметить основные пути выхода из сложившейся экономической ситуации.  
По мнению Директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, разразившийся экономический кризис - это, прежде всего, вызов и вызов интеллектуальный. Основной задачей совместных действий в период кризиса является минимизация рисков. 
Выступающие отметили, что существующий экономический кризис для России пришел не извне, а имеет свои глубокие внутренние причины, связанные с неготовностью институтов к вызовам. За "тучные" годы экономического роста (1999-2008) и относительного благополучия были упущены возможности реформирования институтов, в частности, например, так и не завершена реформа пенсионной системы и образования. В результате, по мнению заместителя председателя Внешэкономбанка Сергея Васильева, впереди нас ожидает семь «тощих» лет, а сформированных резервов хватить по самым оптимистическим прогнозам на полтора года. 
В сложившейся социально-экономической ситуации, по единодушному мнению собравшихся, самое пристальное внимание необходимо уделить социальной сфере, которая, если не принять соответствующих действий может стать источником не только социально-экономических, но и политических рисков.

"Проблемы  реального сектора экономики  только начинаются", - считает  научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений  Ясин. - "Сокращение совокупных  инвестиционных расходов в экономике,  в том числе сокращение инвестиций  в социальную сферу способно  вызвать мультипликационный эффект сокращения доходов". В этой связи, как отметил Исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов, отсутствие средств породит социальные риски более существенные, чем в 1998 году. Финансирование инфраструктурных проектов, а также общественных работ может существенно сократиться. Социальная часть инвестиционной программы, финансируемой из бюджетов, будет также резко сокращена. В результате предпринимаемых действий есть вероятность того, что может возникнуть ситуация "экономического роста без создания новых рабочих мест", предприятия еще долго не будут нанимать работников, а это в свою очередь обнажит проблему трудоустройства выпускников.

На конференции  в той или иной степени значительное внимание было уделено ситуации, сложившейся  на рынке труда. За годы экономического роста в России сложился специфический рынок труда. На рынке труда отсутствует мобильность как вертикальная, так и горизонтальная. Наличие низкой вертикальной (социально-профессиональной) мобильности обусловлено дифференциацией доходов и коммерциализацией сфер здравоохранения и образования, что привело к тому, что социальные лифты практически не работают. Проблемы горизонтальной мобильности трудовых ресурсов связаны с отсутствием необходимой инфраструктуры. Развернутая погоня за специалистами в период экономического роста, обусловившая необоснованный рост заработной платы и неограниченный рост "офисного планктона" привела к перегреву рынка труда. В ответ на шок, вызванный финансовым, а затем и экономическим кризисом, работодатели начали "сбрасывать" персонал как ненужный балласт. В итоге, как отметил Председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс, в результате панических настроений высвобождение персонала было больше, чем это действительно необходимо.

Один из докладчиков - заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ, профессор Ростислав  Капелюшников в заглавие своего выступления  вынес весьма злободневный вопрос: "Конец российской модели рынка  труда?". Он также отметил, что  российская модель рынка труда, то есть устойчивый набор характеристик национального рынка труда, весьма специфична. Специфику российской модели рынка труда такова, что существуют значительные различия в уровне общей и регистрируемой безработицы, адаптация рынка труда к шокам происходила за счёт снижения заработной платы, активного использования режима неполного рабочего времени, задержкой выплат по заработной плате и так далее. В результате сложившаяся российская модель рынка труда была эффективным буфером, сдерживающим рост социальной напряженности, при этом высокая адаптивность достигалась за счёт игнорирования требований законов и контрактов. Кроме того, её особенность, которая во многом предопределит выход из кризиса и дальнейшее развитие, состоит в том, что в результате шоков совокупного спроса и совокупного предложения эластичность занятости по выпуску показывала, что сокращение производства не вызвало адекватного сокращения занятости, как это было, например в странах ЦВЕ. Иными словами, сокращение занятости было более медленным, чем падение объемов производства. В результате многие предприятия сохранили избыточную занятость.  
 
 
 

Заключение

В данный момент для России необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран  имеет при этом огромное значение. Императивом для России, как представляется, являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать в России в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать соответствующую российским условиям концепцию социальной политики, которая смогла бы решить множество существующих проблем.

Для уравнивания  социальной ситуации в различных регионах страны на федеральном уровне целесообразно определить лишь минимальные государственные стандарты по основным видам социального обслуживания населения, в соответствии с которыми осуществляется политика финансового выравнивания.

Отсюда вытекает необходимость:

  • Выравнивание условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
  • Поддержка социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
  • Адаптация социальных реформ к северным и другим территориям с особыми условиями проживания (пустынные, высокогорные и т.п.)
 

России  предстоит разработать и овладеть методами формирования и реализации государственной социальной политики в условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задача достижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когда следует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курса социальной политики, остается актуальной.

Социальная  политика может быть современной  и гуманистичной лишь тогда, когда  она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм. 
 
 

Список  литературы

  1. Асжина М. А. Основы экономической теории -М.: “Норма”, 1996г
  2. Грязнова А. Г. Макроэкономика: теория и российская практика. Москва – 2007 г.
  3. Добрынина А. И. Экономическая теория. «Питер» 2004 г.
  4. Захаров В. И. Контуры социальной политики России: ”ЭКО” – 2000 г., №10.
  5. Лайкам К. Модели социальной политики.// Общество и экономика, 2000 г. №8.
  6. Матвиенко В. Актуальные вопросы социальной политики. //Международная жизнь, 1999 г. №4.
  7. Микульский К. Экономическая реформа и социальная политика //Вопросы экономики, 1993 г., №12.
  8. Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики.//
  9. Человек и труд, 2008 г. №4.
  10. Пикулин М. Новые условия, цели социальной политики.// Человек и труд, 2008 г. №11.
  11. Пронин С. О приоритетах социальной политики.// Общество и экономика, 2000 г. №8.
  12. Стребков А. И. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002 г., №12.
  13. Тишин Е. А.. Актуальные проблемы социального развития: “Экономист”, 1997 г., №4.
  14. Торлопов В. К вопросу о российской концепции социального государства.// Человек и труд, 1998 г. №9.
  15. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_политика

Информация о работе Понятие социальной политики и её роль. Социальная политика Российского государства