Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:24, курсовая работа
В данной работе рассмотрены занятость и безработица в России, а также проблемы занятости на современном этапе и возможные пути их решения.
На данный момент времени это очень актуальная тема, безработица на сегодня, по сути, совсем не напоминает классическую безработицу. Причина связана, главным образом, с мировым финансовым кризисом, повлекшим за собой снижение спроса на рабочую силу и многочисленные сокращения на предприятиях. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Введение
Глава 1.Понятие занятости населения
1.1. Виды и формы занятости
1.2. Проблемы занятости населения
Глава 2.Понятие безработицы
2.1. Формы безработицы и их специфика
2.2. Причины возникновения безработицы
Глава 3.Государственное регулирование безработицы
3.1. Статистика современного состояния рынка труда в России
3.2. Проблемы регулирования занятости в России на современном этапе
3.3. Предпосылки создания и функции государственной службы занятости населения
Заключение
Список литературы
Приложение
В соответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.
В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»[1]; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:
• улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;
• формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;
2
• повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;
• наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.
В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 1).
Формы безработицы и их характеристика
Таблица 1
Критерии классификации
| Форма безработицы
| Характеристика |
1. Причины возникновения безработицы | Фрикционная
Институциональная
Добровольная
Структурная
Технологическая[1]
Конверсионная
Циклическая
Региональная
Экономическая
Сезонная
Маргинальная | Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр. Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования Разновидность структурной безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии Превышает структурную безработицу: она возникает, когда текущий выпуск становится ниже уровня выпуска при полной занятости [14, c.538] Имеет региональное происхождение и является результатом несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в данном регионе [1, c.140]. Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях Безработица среди слабо защищенных слоев населения |
2. Продолжительность безработицы | Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная | До 4 месяцев 4—8 месяцев 8—18 месяцев Более 18 месяцев |
3. Внешняя форма проявления безработицы | Открытая
Скрытая | Включает всех незанятых граждан, ищущих работу
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними» |
Продолжение табл.1 |
Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-
• по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин;
• по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;
• по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);
• по уровню образования;
• по профессиональным и стажевым группам;
• по уровню доходов и обеспеченности;
• по причинам увольнения;
• по ментальным группам.
Вообще, анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в «Капитале» (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Заслуга Кейнса[2] в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
К причинам возникновения безработицы относятся:
Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец
Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.
Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, обусловленных разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы мерами являются выплата пособий по безработице, создание служб занятости (бюро по трудоустройству)[16, c.105].
С начала года государство вплотную занялось социальной защитой своих граждан, что рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества. [3, c.469] C 1 января вступили в силу изменения в Налоговый кодекс и ряд законов. Так, до 2 млн. рублей увеличен налоговый вычет при покупке или строительстве жилья. Эта норма распространяется и на тех, кто приобрел жилье в 2008 году. На оплату ипотечных кредитов разрешено использовать средства материнского капитала, не дожидаясь, когда ребенку исполнится три года.
На поддержку почти двухмиллионной армии безработных российское правительство направит в регионы порционно сначала 43,7 млрд. рублей, затем, с учетом роста последних в геометрической прогрессии, — еще 34 млрд.
Чтобы получить эти средства, региональные власти обязаны представить на утверждение правительства собственные программы поддержки занятости населения. Ульяновский вариант получил одобрение 20 февраля.
Общий объем финансирования программы поддержки занятости населения Ульяновской области в 2009 году составит 202,6 млн. рублей: 192,5 млн. за счет федерального бюджета и 10,1 млн. — из областного (в соотношении 95% к 5). Первая часть федеральных средств (40% от общей суммы) поступит в регион в начале марта.
В чем суть программы? Документ гласит, что предусмотренные в нем меры призваны повысить конкурентоспособность граждан, находящихся под риском увольнения, и дать возможность получить материальную поддержку безработным.
Работа пойдет по трем направлениям: организация общественных оплачиваемых работ (планируется создать порядка 9 тыс. рабочих мест); опережающее профессиональное обучение работников (для 3 тыс. человек); содействие самозанятости безработных граждан (для 1 тыс. человек)[2].
Общественные работы в рамках программы поддержки носят временный характер. По сути, для безработного горожанина — это средство к существованию до нахождения работы по специальности. Благоустраивая дороги и улицы города, ухаживая за больными, он получит зарплату в размере 6-11 тыс. рублей. Цифра сравнительно небольшая, но все же выше максимального пособия по безработице в 4900 рублей.
Отношение к переобучению сотрудников, которым грозит увольнение, у экспертов неоднозначное. С одной стороны, получив новую специальность и не имея опыта работы по ней, такой работник вряд ли сможет в ближайшее время найти работу. Сейчас работодатели как никогда нуждаются в профессионалах. Выходит, что с полученными знаниями остается только сидеть и ждать лучших времен. С другой — где гарантия, что, повысив квалификацию, человек в поисках лучшего места не уйдет с одного предприятия на другое? Сегодня в области 65% вакансий — рабочие специальности. Какой же работодатель откажется от обученного за счет государства работника?
Механизм организации самозанятости населения, на первый взгляд, предельно прост. Но только на первый. Суть поддержки в том, что при желании безработный может получить выходное пособие за год вперед и открыть на эти средства (около 60 тыс. рублей) собственное дело. Иными словами, он может стать предпринимателем. Для этого за счет средств государства его обучат всем необходимым юридически-правовым аспектам организации бизнеса. Единственное, что требуется от безработного, — предоставить бизнес-план будущего дела.
В чем тогда подвох? Во-первых, чтобы открыть свое дело в городе, этих средств явно мало. Получается, что воспользоваться такой поддержкой могут только жители сельских районов (в то время как основная масса безработных — жители Ульяновска). Во-вторых, как ни странно, от безработного, пожелавшего стать предпринимателем, не требуется никакого отчета о целевом использовании полученных им от государства средств. Поневоле задумаешься: может, не так уж и плохо в наше время оказаться безработным?
Нынешнюю ситуацию на рынке труда непредсказуемой не назовешь. Опасения игроков кадрового рынка об усилении волны сокращений и росте безработице, выдвинутые в конце 2008 года, подтвердились в полной мере.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, на середину февраля число зарегистрированных безработных составило 1,8 млн. человек. С октября 2008 года по февраль 2009-го их количество увеличилось на 1,1 млн. человек. В общей сложности, 5,8 млн. россиян не имеют сегодня постоянного дохода и активно заняты поиском работы (см. приложение).
Наибольший уровень безработицы — в металлургической, химической отраслях, машиностроении, автомобилестроении, добыче полезных ископаемых. По прогнозам Минсоцздрава, к концу года армия безработных будет насчитывать 2,2 млн. человек. Это только официальная статистика! Реальный показатель может оказаться выше в разы.
Положение дел на ульяновском кадровом рынке полностью соответствует общероссийским тенденциям. Как отметил заместитель директора департамента труда и занятости населения Ульяновской области Юрий Чибисов, с начала года ситуация осложнилась. Если в октябре 2008 года число безработных составляло 7 тыс. человек, то на середину февраля их количество увеличилось практически в два раза и выросло до 13 550 человек. Вдвое сократилось число вакансий: 4054 на всю область в феврале против 9 тысяч в ноябре. Ровно на столько же выросло количество резюме.
С той же скоростью, что растет число безработных, падают размеры зарплат. По словам руководителя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, за последние пять месяцев средняя зарплата россиян снизилась на 20%. Только с декабря по январь она «похудела» на четверть — с 20 238 рублей до 15 200. Фактически зарплаты вернулись на уровень января 2008 года. По Ульяновской области средняя зарплата января составила 10100 рублей, что выше аналогичного показателя прошлого года всего на 6%.
Среди причин резкого падения эксперты называют как традиционные (декабрьские выплаты годовых премий против отсутствия таковых в январе), так и те, что связаны с последствиями кризиса. Наряду с оплачиваемыми выходными в первом месяце года сотрудники многих компаний вынуждены были «отгуливать» административные отпуска.