Понятие занятости населения и безработицы. Государственное регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрены занятость и безработица в России, а также проблемы занятости на современном этапе и возможные пути их решения.
На данный момент времени это очень актуальная тема, безработица на сегодня, по сути, совсем не напоминает классическую безработицу. Причина связана, главным образом, с мировым финансовым кризисом, повлекшим за собой снижение спроса на рабочую силу и многочисленные сокращения на предприятиях. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие занятости населения
1.1. Виды и формы занятости
1.2. Проблемы занятости населения
Глава 2.Понятие безработицы
2.1. Формы безработицы и их специфика
2.2. Причины возникновения безработицы
Глава 3.Государственное регулирование безработицы
3.1. Статистика современного состояния рынка труда в России
3.2. Проблемы регулирования занятости в России на современном этапе
3.3. Предпосылки создания и функции государственной службы занятости населения
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ЭТ.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

 

Функции службы занятости многообразны:

 

1.           Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда (см. приложение 1);

2.           Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3.           Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4.           Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5.           Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6.           Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7.           Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8.           Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9.           Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10.      Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

11.      Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

 


Заключение

 

В настоящей работе был рассмотрен комплекс вопросов, позволивших дать  определение занятости и безработицы, и выявить проблемы регулирования занятости в России на современном этапе. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.

Безработица на сегодня, по сути, совсем не напоминает классическую безработицу. Ведь причина её возникновения связана, главным образом, с мировым финансовым кризисом, следствием которого стало снижение спроса на рабочую силу.

Наше государство находится в условии максимального перепроизводства большинства товаров и услуг, которые жизненно необходимы населению. И кажущееся их изобилие отражает относительно низкий спрос, из-за низкого уровня жизни большей части населения. В период кризиса огромное число граждан сокращают свои расходы в связи с потерей работы, либо уменьшением доходов. Уровень  безработицы, во-первых, непосредственно отражает глубину кризисного явления в том или ином регионе, а во-вторых, оказывает определенное воздействие на усугубление социально-политического положения, а значит, требует более ужесточенного учета при разработках государственных региональных программ. Кроме этого, необходимо принять во внимание важные отличия российского рынка труда:

      неприспособленность большей части населения к межтерриториальной миграции;

      низкое качество рабочей силы;

      отсталая макроструктура занятости;

      отсутствие гибкости рабочей силы,

что определяет возникновение массовой безработицы.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безра­ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, не мог не затронуть рынок труда.

Для регулирования занятости необходимо проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице. Государству необходимо создать надежную правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных.

 

 


Список литературы

 

1.                  Бродская Т.Г, Видяпин В.И. Экономическая теория: учеб. пос./ Бродская Т.Г, Видяпин В.И. – М.: РИОР, 2008.- 208с.

2.                  Волгина Д.  Труд – всем? / Волгина Д. // Деловое обозрение, 2009.– 17 марта. (http://uldelo.ru/?section=6&id=587)

3.                  Грязнова А.Г. Экономическая теория: Учебник. / Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. – М.: Изд. «Экзамен», 2003.

4.                  Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (http://www.government.ru)

5.                  Денисова И.А. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России / Денисова И.А., Савватеев А.В. - М.: ЦЭФИР, 2002. – 95с.

6.                  Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населе­ния в Российской Федерации» (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ) //Российская газета. – 1996. – 6 мая.

7.                  Замараев Б. Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет/ Замараев Б.//Вопросы экономики, 2009. - №1

8.                  Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.- 510с.

9.                  Материалы Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)

10.             Материалы федеральной службы по труду и занятости (http://www.rostrud.info)

11.             Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)/ Мацкуляк И.Д. – М.: Экономика, 1990.

12.             Райзберг Б. А. Современный экономический словарь./ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. - 5-е изд., перераб. и доп. –  М.: ИНФРА-М, 2007.- 495с.

13.             Трунин С. Н. Макроэкономика / Трунин С. Н.,  Вулкович Г. Г. –М.: Финансы и статистика, 2008. -312с.

14.             Фишер С. Экономика/ Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  – М.: Дело, 2001.- 864с.

15.             Хейне П.  Экономический образ мышления./ Хейне П. – Изд.: Вильямс, 2007. - 544с.

16.             Шевчук В.А. Макроэкономика: конспект лекций./ Шевчук В.А., Шевчук Д.А. – М.: Высшее образование, 2006. - 169с.

 

 


Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] В своей книге «Экономический образ мышления» Пол Хейне характеризует феномен технологической безработицы: «В конце наполеоновских войн отряды английских рабочих, которые называли себя луддитами, уничтожали технику в полной уверенности, что машины приводят к безрабо­тице. Действительно, некоторые люди теряли работу, по крайней мере, на какое-то вре­мя. Если вы были телефонисткой 75 лет назад, изобретение и введение в эксплуатацию автоматических телефонных станций лишило бы вас рабочего места. Но современную телефонную систему Соединенных Штатов Америки так никогда и не разработали бы, если бы в свое время не установили электронные коммутаторы; большинству работоспо­собных американцев пришлось бы работать на телефонные компании, если бы мы так широко пользовались телефонной связью, как сейчас, но при этом использовали старые технологии. Машины заменяют людей, но люди, которых вытеснила техника, обычно на­чинают заниматься чем-то другим, и почти все получают лучший результат благодаря повышению производительности труда. Периодически возникают движения, подобные луддитам; но хотя спрос на работников постоянно меняется, механизация все же создает больше рабочих мест, чем уничтожает. До тех пор пока наши потребности в производи­мых благах остаются неудовлетворенными, всегда можно найти полезные занятия для людей. Рост уровня безработицы отражает не растущую нехватку рабочих мест, а скорее изменения в оценке, ожидаемых выгодах и издержках, с которыми связано поступление на работу или ее поиски».

[2] Дж. Кейнс (1892 - 1946) - выдающийся английский ученый-экономист, фактически родоначальник специального раздела экономической теории в современном ее виде (макроэкономики).


Информация о работе Понятие занятости населения и безработицы. Государственное регулирование безработицы