Потребительского поведения теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Описание

Потребительского поведения теория - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный).

Работа состоит из  1 файл

эк.теория.docx

— 26.34 Кб (Скачать документ)

 

 

  

 

              10     20   30   40  50   60

 

        КОЛИЧЕСТВО ЕДЕНИЦ ПИТАНИЯ

 

  График 5. Бюджетные линии

 

   Наложим  на график кривой безразличия  бюджетную линию нашего потребителя  (см. график 5). Положение бюджетной линии на графике показывает, что "X" может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия а, Ь, с, d, е. Такая кривая обязательно есть, так как в пространстве графика через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на графике (см. график 6), где бюджетная линия касается кривой В в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой В, для нашего "X" недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.

 

 

   О   10  20  30  40  50  60

 

КОЛИЧЕСТВО  ЕДИНИЦ ПИТАНИЯ

 

График 6. Карта  кривых безразличии с бюджетной  линией

 

   Точки  же на кривых, лежащие ниже В, потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность, которую обеспечивает точка Е на кривой В. Это точка, в которой совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Разумеется, положение точки Е зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастет, то бюджетная линия, как мы знаем, сместится параллельно вверх, и тогда точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше В. При снижении дохода сложится обратная ситуация, т. е. точка Е окажется на одной из кривых безразличия, расположенных ниже В. Относительные изменения цен изменят наклон бюджетной линии, и это предопределит новое положение точки Е.

 

Бюджетное ограничение.

 

 

     Многие  люди с удовольствием  увеличили  бы потребление  высококачественных товаров и  услуг. Разве кто-нибудь будет  возражать против продолжительного  отпуска, покупки автомобиля последней   модели или посещения престижного  ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства нашего студента потребителя мартини и суши, и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов 120 тыс.руб. Цена одной порции суши 15 тыс.руб., цена 100 грамм мартини 10 тыс.руб. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за 120 тыс.руб.  Количество порций суши Количество  бокалов мартини

1 0 12

2 2 9

3 4 6

4 6 3

5 8 0

 

 

     Функционально эта зависимость  выглядит так  I = Px*X + Py*Y, где I – доход (120 тыс.руб.); Px, Py – цена товаров (суши – 15 тыс.руб., мартини – 10 тыс.руб.); X,Y – количество товаров.

 

     График  данной функции представляет  собой  линию:

 

     

 

     Потребителю доступна любая точка  на данной линии. Эта линия,  называемая линией бюджетного  ограничения, показывает гипотетический  состав набора товаров, который  может  позволить себе потребитель.  В нашем случае она отражает  его выбор между суши и мартини.  Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим.

 

     Расположение  бюджетной линии  зависит от величины денежного  дохода. Так, например, при доходе  не в 120 тыс.руб., а в 300 тыс.руб. бюджетная линия существенно сдвинется вправо относительно оси координат при прочих равных условиях и наоборот.

 

     Наклон  же бюджетной линии  меняется при  изменении цен  на товары в разных пропорциях. Так, если мартини подорожает, а суши нет, то бюджетная  линия станет более пологой.

 

     Однако  выбор покупателя зависит  не только от бюджетного ограничения,  но и от его предпочтений  по отношению к  различным  товарам, а как мы уже   отмечали предпочтения основываются на полезности товаров.[12, c.29-35]

 

     Чтобы ответить на вопрос, какая комбинация из доступных потребителю благ окажется для него наиболее предпочтительной, другими словами, какая из них  принесет наибольшую полезность, необходимо совместить бюджетную линию потребителя и карту кривых безразличия.

 

     Наибольшую  полезность принесет  потребителю та комбинация благ А и В, которая соответствует точке| касания бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривой безразличия.

 

     В точке касания наклон наивысшей   из доступных потребителю

кривых безразличия  совпадает с наклоном бюджетной  линии. Наклон кривой безразличия отражает предельную норму субституции суши и мартини, а наклон бюджетной линии определяется соотношением цен на них.

 

     Положение равновесия потребителя  изменяется с изменением 

цен на блага  и дохода потребителя.

 

     В том случае, когда цены на  блага  неизменны, а доход  потребителя  вырос, бюджетная  линия смещается  вправо и  вверх. Точка касания, соответствующая   оптимальной комбинации благ, перемещается  на кривую безразличия, имеющую  большую полезность. При уменьшении  дохода оптимальному набору благ  будет соответствовать точка  касания бюджетной линии с  кривой безразличия, 

которая выражает меньшую полезность.


Информация о работе Потребительского поведения теория