Потребности и спрос – не одно и то же

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание

При выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос – что полезнее – яблоко или скрипка – вполне очевиден. При этом сама проблема поиска единицы измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Возникновение теории предельной полезности………………………..5
1.1.Закон убывающей предельной полезности…………………………...8
2.Измерение величины полезности………………………………………..9
2.1.Кривые безразличия……………………………………………………11
2.2.Принцип равенства предельной нормы замещения…………………13
3.Потребности и спрос – не одно и то же………………………………...15
3.1.Связь между законом убывающей полезности и спросом……….17
3.2.Эффект замещения…………………………………………………….18
3.3.Выгода потребителя…………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Содержание                                                                                                  стр. 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Возникновение  теории предельной полезности………………………..5

1.1.Закон  убывающей предельной полезности…………………………...8

2.Измерение  величины полезности………………………………………..9

2.1.Кривые  безразличия……………………………………………………11

2.2.Принцип  равенства предельной нормы замещения…………………13

3.Потребности  и спрос – не одно и то  же………………………………...15

3.1.Связь   между   законом убывающей полезности и спросом……….17

3.2.Эффект  замещения…………………………………………………….18

3.3.Выгода  потребителя…………………………………………………...19

Заключение…………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Теория  предельной полезности (маржинализм) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности. Важным понятием в этой теории является полезность блага или товара - то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

      Таким образом, данная тема является весьма актуальной в современных условиях развития. Всё сильнее появляется необходимость в рациональном распределении  дохода не только индивидов, но и города, для максимального удовлетворения потребностей, с наибольшей выгодой (учитывая ограниченность ресурсов).

        Поэтому основными задачами данной  работы являются: изучить теорию  предельной полезности, описать  принцип её применения на практике, а также установить связь между теорией предельной полезности и ценностью различных благ, тем самым объяснить поведение потребителя в условиях рынка с помощью методов предельной полезности.

      Людьми  ценятся  самые  различные  материальные   и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый  труд,  а потому, что эти  блага  имеют  полезность.  Да  и  сами затраты труда на  производство  тех  или  иных  товаров осуществляются  лишь  потому,   что   люди   испытывают потребность в определенных полезностях. Да  и  кем  или чем определяется сама общественная необходимость в  тех или иных затратах труда? Сказать просто – рынком – это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По  мнению сторонников  теории   предельной   полезности,   только полезность  товара   может   придать   затратам   труда общественно-необходимый характер.

      При выработке хозяйственных решений  бизнесменом или    в    процессе    индивидуального     потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта.  Например,   если   человек   страдает   от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на  вопрос – что полезнее – яблоко или скрипка – вполне  очевиден. При этом сама  проблема  поиска  единицы измерения полезности  вызывала  оживленную   полемику   в   среде сторонников  теории  предельной  полезности.  В   каких единицах измерить полезный  эффект?  В  зависимости  от ответа на этот вопрос маржиналисты разделились  на  два «лагеря» – ординалистов и  кардиналистов1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________

1 Брагинский С.В., Певзнер Я.А.: Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления / М.: Мысль,1991. с.185 
 

1.Возникновение  теории предельной  полезности 

      Впервые теории предельной полезности благ как  меры ценности благ и основания цен появились  в  1870-х  гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер),  Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л.  Вальрас).  В  противовес теории стоимости, теория полезности (в  том  виде,  как она  разрабатывалась  в  тот  период)  основывалась  на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое  значение в ценообразовании отводилось полезности (а не  затратам труда).  Центром  исследования,  главным  объектом,  на который было направлено внимание  ученых,  стал  рынок, спрос и предложение, определяющие их  силы.  В  течение последующих десятилетий  теория  предельной  полезности претерпела значительные изменения, многие ее  важнейшие положения  были  усовершенствованы  и  развиты   далее, особенно в части приложения  математического  аппарата, который  помогал  совершенствовать   и   содержательные определения1.

      Наиболее  слабым местом теории предельной полезности была  невозможность  хотя  бы  в  каком-то  приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для  разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий  шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной  полезности получила широкое признание, а идея предельных  эффектов стала использоваться в  других  разделах  экономической науки.Представители теории предельной полезности исходили из того, что  анализ  экономических  процессов  следует начинать  с  изучения потребностей  людей,  с   поиска критерия полезности благ. Под  полезным  эффектом  благ понимается удовлетворение, которое получают люди от  ихпотребления,  т.е.  полезность  благ  определяется   их способностью   удовлетворять   какие-либо   потребности человека. 

________________

1 Малькевич Н.Д., Тихомиров И.Н., Зеньчук Н.Ф.: Закономерности в развитии экономики / М.: 1999. с. 191.

      Теория  предельной  полезности   рассматривает   не полезность потребительских благ вообще, а ту конкретную полезность, которую эти блага способны принести данному индивиду.  Например,  если  потребитель  А  приобретает товар X, то он делает это для  удовлетворения  каких-то своих нужд, т.е. товар Х имеет определенную  полезность для  А.  Когда  потребитель  покупает   последовательно единицы товара Х (например,  книги),  то  каждая  новая покупка будет увеличивать полезность, получаемую  А  от товара X. Сумма полезностей всех  приобретенных  единиц товара  А  (положим  5  книг)  называется   общей   или совокупной полезностью (total utility – U) товара Х  (в нашем случае 5  книг).  Если  А  приобретает  еще  одну единицу товара  Х  (6-ю  книгу),  то  общая  полезность возрастет  на  величину,  которую  называют  предельной полезностью (marginal utility  –  MU).  Иными  словами, предельная  полезность   –   это   полезность,   равная приращению общей полезности при увеличении  потребления товара на одну дополнительную единицу.

      Сторонники     теорий     предельной     полезности «стоимости»,  как  объективному  воплощению   труда   в товарах,  противопоставляют  категории   полезности   и субъективной ценности, выражающие отношение человека  и вещи, независимо от социально-экономических  отношений. При этом субъективную ценность  связывают  с  редкостью блага,  т.е.  с   величиной   его   запаса.   «Ценность предполагает,  -  писал   Е.   Бем-Баверк,   -   именно ограниченность количества  вещей,  отсутствие  ценности предполагает избыток их» (Бем-Баверк Е.  Основы  теории ценности  хозяйственных  благ).  Представители   теории предельной полезности, выводя ценность  из  полезности, считают, необходимым выделить два вида  полезности:

а) абстрактную, или родовую полезность,  т.е.  способность блага удовлетворять какую-либо  потребность  людей;

б) конкретную полезность,  которая  означает  субъективную оценку полезности данного экземпляра этого  блага.

      Эта субъективная  оценка  зависит  от  двух  факторов:   от имеющегося запаса данного блага и от степени  насыщения потребности в нем.

      Очевидно, что покупатель приобретает товар  ради его потребительной  стоимости,  потому   что   этот   товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это  общее  и  совершенно  бесспорное положение  не  дает  нам  почти  ничего  для  понимания поведения  покупателя  на рынке,  если  не  рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления.

      Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно  удовлетворяется по мере того, как используется благо.

      Во-вторых,  переход  от неполного   удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению  происходит  не внезапно,  а  через  более  или  менее   многочисленные ступени.

      Но  если напряженность потребности  убывает  по  мере того, как потребность удовлетворяется, то и  полезность блага для потребителя  также  должна  убывать  по  мере роста количества этого блага. Так, если  для  голодного человека  первая  небольшая  порция  еды  будет   иметь наибольшую  полезность,  то  по  мере  утоления  голода каждая последующая порция еды будет иметь  все  меньшую полезность.

      Теория  предельной   полезности   позволяет   лучше понять, как ведет  себя,  как  реагирует  экономический субъект,  произвести  более  точный  анализ  спроса   и влияния  его  количественных  изменений   на   рыночное равновесие.  Это  теория  подчеркивает  воздействие  на экономическую   систему   импульсов,   вытекающих    из изменений вкусов потребителей1.

_______________

1 Орлов А.В.: Очерки общей экономической теории. Рационалистический подход / СПб., Изд-во СПбГПУ: 2004. с. 177.  

1.1.Закон  убывающей предельной  полезности 

      На  основании понятия предельной полезности сформулирован закон  убывающей  предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его  предельная  полезность  имеет  тенденцию  к сокращению. Таким образом, можно сделать  вывод;  что  величина предельной полезности  зависит  от  количества  данного товара и степени потребности в нем. Вместе  с  тем,  у  человека  существует  множество потребностей,   которые    характеризуются    различной степенью  интенсивности.  Хотя   оценка   интенсивности потребности субъективна, но можно и объективно отделить первичные, неотложные  потребности  от  менее  насущных потребностей.

      Каково  основное условие равновесия, которое  должно быть выполнено,  чтобы,  приобретая  различные  товары, человек максимизировал  получаемую   полезность?   При удовлетворении потребностей человек  начинает  с  самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит  к менее неотложным, действуя таким образом, что  в  конце концов предельные полезности употребленных благ  станут одинаковы. Но  человек,  приобретая  блага  на  рынке,  тратит разные суммы денег, поскольку  у  каждого  товара  своя рыночная  цена.  Если  разделим  предельную  полезность блага на его цену,  то  получим взвешенную  предельную полезность. Учитывая это, каждый потребитель  расширяет

отдельные виды потребления до тех пор, пока  предельные полезности не оказываются  пропорциональны  ценам,  или пока не оказываются одинаковыми  взвешенные  предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например,  на   мясо,   должен   представлять   ту   же полезность, что и последний рубль, затраченный на  хлеб или апельсины1.

________________

1 Ермишин П.Г.: Основы экономической теории / М.: 1999. с. 83.

2.Измерение  величины полезности

       

      Все точки зрения  по  поводу  измерения  полезности можно  объединить  в  две   группы.   Одни   экономисты используют так называемый кардиналистский  подход.  Они пытаются  ввести   различные   количественные   единицы измерения полезности – денежные, специальные, например, ютиль  (от  англ.  «utility»  —   полезность).   Другие экономисты используют ординалистский  подход  (от  нем. Diе Ordnung – порядок).  Они полагают,  что поскольку категория   предельной    полезности    носит    сугубо субъективный  характер,  т.е.  для  каждого  отдельного потребителя  полезность  любого   товара   теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить.  С  их точки зрения, целесообразно ввести  «ординальную,  т.е. порядковую»  величину  полезности,  с  помощью  которой можно выяснить,  уменьшилась  или  увеличилась  степень удовлетворения   потребности.    Полезность    обладает свойством порядковой измеримости, когда  альтернативные товары могут  быть  ранжированы.  Выбирая,  потребитель присваивает первый  ранг  товару  с  большей  для  него полезностью. Затем идет второй, третий и другие  ранги.

Рассмотрим  пример количественного измерения  полезности в   единицах,   которые   называются    «ютили».    Для количественного  измерения  полезности  предполагается, что каждый  потребитель  имеет  в  своей  голове  некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет

Информация о работе Потребности и спрос – не одно и то же