Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
При выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос – что полезнее – яблоко или скрипка – вполне очевиден. При этом сама проблема поиска единицы измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Возникновение теории предельной полезности………………………..5
1.1.Закон убывающей предельной полезности…………………………...8
2.Измерение величины полезности………………………………………..9
2.1.Кривые безразличия……………………………………………………11
2.2.Принцип равенства предельной нормы замещения…………………13
3.Потребности и спрос – не одно и то же………………………………...15
3.1.Связь между законом убывающей полезности и спросом……….17
3.2.Эффект замещения…………………………………………………….18
3.3.Выгода потребителя…………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………...23
измерить,
насколько потребитель
_______________
1
Дунаев Э.П.: К вопросу о синтезе трудовой
теории стоимости и теории предельной
полезности // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика,
с. 3 - 13.
покупка
товара Б. Однако мы учитываем не только
предельную полезность, но и цену товара.
А цена товара Б в два раза превышает
цену товара А. Мы принимаем решение о
покупке исходя из полезности на единицу
затраченных средств, т.е. на 1 руб. Данные
предельной полезности на 1 руб. будут
иными, поэтому максимально удовлетворит
наши потребности покупка 3 единиц товара
А и 2 единиц товара Б. Любая другая комбинация
количеств товаров А и Б при существующих
ценах и определенном размере имеющихся
в наличии средств (350 руб.) даст меньшую
суммарную полезность для покупателя
(см. табл. 1.)1.
Таблица 1. Комбинации количеств товаров А и Б
Количество, ед. | Товар А (цена 50 руб.) | Товар Б (цена 100 руб.) | ||
предельная полезность | предельная полезность на 1 руб. | предельная полезность | предельная полезность на 1 руб. | |
1 | 5 | 0,1 | 9 | 0,09 |
2 | 4 | 0,08 | 6 | 0,06 |
3 | 3 | 0,06 | 5 | 0.05 |
4 | 2 | 0,04 | 3 | 0,03 |
5 | 1 | 0,02 | 1 | 0,01 |
Потребительское равновесие достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Что произойдет, если цена товара Б снизится в 2 раза? Тогда на те же 350 руб. мы купим 3 единицы товара А и 4 единицы товара Б. Таким образом, при снижении цены
_______________
1 Вальтух К.К.: Теория
стоимости: статистическая верификация,
информационное обобщение, актуальные
выводы // Вестник РАН, 2005, том 75, № 9, с. 793
- 803.
количество
купленных товаров будет
В.Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с
иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.
Широкое
распространение идеи ординализма
получили после появления работ английского
экономиста Дж.Хикса – «Стоимость и капитал»
(1939) и «Ревизия теории спроса» (1956).
Дж.Хикс, подобно В.Парето, считал
необходимым отказаться от
абсолютного измерения предельных
полезностей и сконцентрировать внимание
на предпочтении одних товаров другим.
В.Парето и Дж.Хикс исходили
из наличия у потребителя определенной
субъективной шкалы предпочтений.
В случае с двумя
товарами эти предпочтения принимают
форму кривых безразличия1.
2.1.Кривые безразличия
Название кривой безразличия объясняется тем, что в каждой точке имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю. Кривая безразличия есть график всех альтернативных комбинаций двух товаров, доставляющих одинаковое удовлетворение и к выбору из
_______________
1 Ермишин П.Г.: Основы экономической теории / М.: 1999. с. 83.
которых потребитель индифферентен. Кривая имеет снижающийся наклон, означающий, что чем больше одного товара входит в набор, тем меньше количество другого. Иными словами, единственный способ для потребителя сохранить общее удовлетворение при снижении потребления товара — увеличить потребление другого.
Кривая безразличия показывает, что норма замещения одного товара другим, т. е. готовность потребителя заменить потребление одного товара другим, неодинакова в разных точках кривой (т. е. при различных наборах) и имеет тенденцию уменьшаться. Чем больше товара А потребляет потребитель по отношению к товару В. тем от меньшего количества товара В он готов отказаться .в пользу А. Если по каким-то причинам потребитель может увеличить в наборе количество товаров А и В, то общий уровень его удовлетворения повышается (кривая безразличия сдвигается вправо).
С точки удовлетворения потребности потребителю безразлично, какой набор (вдоль .кривой безразличия) он получит. Однако каждый предмет в наборе имеет разную цену. А поскольку бюджет потребителя ограничен, то и его выбор получает ограничения. Существует ряд возможных комбинаций двух товаров, которые потребитель способен оплатить из имеющегося в его распоряжении бюджета. График этих возможностей образует бюджетную линию — все комбинации товаров, которые потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах. Бюджетная линия показывает возможный выбор для потребителя.
Таким образом, кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия показывает, что потребитель может купить. Комбинация кривой безразличия и бюджетной линии определяет, что потребитель вероятнее всего купит, поскольку его желания совпадут с его возможностями.
Потребитель достигает равновесия, выбирая такой потребительский набор на бюджетной линии, который максимизирует его удовлетворение. Потребитель может расположиться в любой точке бюджетной линии, но рациональный потребитель—в максимально достижимой точке кривой безразличия, т. е. в точке, где бюджетная линия касательна к кривой безразличия. В этой точке достигается равновесие потребителя. В этой точке предельная норма субституция равна отношению цен товаров.
Положение равновесия потребителя может измениться, если изменяются доход и относительные цены При изменении дохода и сохранении относительных цен бюджетная линия сдвигается (вверх при увеличении бюджета и вниз при уменьшении) и касается кривой безразличия на другом уровне. При изменении относительных цен бюджетная линия сдвигается в. положение, определяемое новым соотношением цен, и равновесие потребителя достигается в другой точке. В точке равновесия потребителя предельная норма замещения товара А товаром В равна отношению предельной полезности товара.
В
положении равновесия потребитель
имеет равную предельную полезность
на каждый рубль при покупке любого
товара из набора1.
2.2.Принцип
равенства предельной
нормы замещения
Применяется основной метод анализа – это метод уравнивания предельных значений: если определенное количество чего-либо распределяется между несколькими конкурирующими способами применения, то среди возможных распределений существует некоторое «эффективное», когда каждая единица делимого распределена так, что выгода перемещения ее к одному из способов будет в точности равна потерям из-за отвлечения ее от другого способа. Кроме того, одним из
________________
1
Дунаев Э.П.: К вопросу о синтезе трудовой
теории стоимости и теории предельной
полезности // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика,
с. 3 - 13.
условий достижения максимизации при решении проблемы распределения является действие закона убывающей отдачи (в том числе и полезности) единиц делимой величины при передаче их одному-единственному способу потребления.
В
теории поведения потребителя
оптимальное состояние достигается,
когда потребитель распределил
свой доход при покупке таким образом,
чтобы уравнялись предельные полезности
каждой потраченной денежной единицы;
закон убывающей предельной полезности
обеспечивает существование такого оптимума.
На уровне фирмы оптимальный
результат достигается, когда уравнены
предельные физические продукты
на каждую единицу стоимостной
оценки фактора производства. И закон
убывающего предельного продукта
играет ту же роль. Оба примера
представляют собой практическое применение
общего принципа, который можно назвать
«принципом равенства
предельной нормы замещения»1.
________________
1 Ермишин П.Г.: Основы экономической теории / М.: 1999. с. 83.
3.Потребности и спрос – не одно и то же
Потребности связаны с товарами (услугами), которые потребитель хотел бы потребить, если бы не было бюджетных ограничений. Однако бюджет покупателя чаще всего не совпадает с его потребностями. Спрос представляет собой то количество товаров (услуг), которое потребитель может купить, исходя из цен и имеющегося у него дохода.
Но спрос зависит не только от цен и доходов, но и от вкусов, или предпочтения, покупателя. Так, страстный любитель футбола предпочтет дорогой билет на стадион дешевому билету в оперный театр. Человек, соблюдающий диету, может предпочесть дорогие фрукты дешевым кондитерским изделиям и т. д.
Предпочтение людей есть их оценки товаров и услуг независимо от цен и собственного бюджета. Предпочтения изменяются со временем. Когда появились синтетические ткани, покупатели предпочитали одежду из них, поскольку ее легко стирать, она не сминается, и не требует глажки. Но по мере того как обнаружились отрицательные свойства синтетических тканей, люди стали предпочитать изделия из натуральных волокон, несмотря на более высокую цену.
Очень сильно влияют на предпочтения новые технологии, изменяющие вид продукта или дающие возможность производить новый продукт, который становится преимущественным объектом спроса по сравнению с прежними товарами.
Адам Смит в свое время обратил внимание на парадокс воды и алмаза. Вода жизненно необходима всем, но ее относительная цена очень низка. Алмаз же имеет очень ограниченное использование, не представляет предмет жизненной необходимости, но цена на него чрезвычайно высока. Цена часто не способна отразить полезность товаров. Можно сказать, что парадокс воды и алмаза решается тем, что цена соответствует стоимости (затратам труда). Однако это не объясняет поведения потребителя, поскольку он, покупая товар, интересуется не затратами труда на его производство, а его потребительскими свойствами. Покупатель хочет получить удовлетворение от пользования вещью или услугой, т. е. использовать полезный эффект, полезность.
Потребности людей обладают способностью насыщаться. Так, голодный человек может съесть много хлеба, но, когда он утолит голод, каждый дополнительный кусок хлеба будет иметь для него все меньшую ценность. Скорее всего, он предпочтет другую пищу. Таким образом, по мере увеличения количества потребляемых товаров и удовлетворения потребности, как отметилось выше, полезность каждой последующей единицы товара (добавочная полезность) уменьшается.
С увеличением количества потребляемых продуктов их общая (совокупная) полезность растет, хотя и замедляющимся темпов.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что чем больше товаров и услуг потреблено в течение данного периода времени, тем ниже их предельная полезность (т. е. полезность каждой новой дополнительной единицы) при неизменности всех других факторов потребления. Этот закон определяет и полезность воды: первый глоток воды (в данный период) абсолютно необходим для сохранения жизни, и его предельная полезность велика, но по мере увеличения количества потребляемой воды она удовлетворяет все более широкие потребности, начинает применяться для полива улиц, садов и т. д. В этом случае полезность каждого нового дополнительного литра много меньше, чем первого.