Потребности и спрос – не одно и то же

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание

При выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта. Например, если человек страдает от недостатка витамина С, тяжело заболел, ответ на вопрос – что полезнее – яблоко или скрипка – вполне очевиден. При этом сама проблема поиска единицы измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Возникновение теории предельной полезности………………………..5
1.1.Закон убывающей предельной полезности…………………………...8
2.Измерение величины полезности………………………………………..9
2.1.Кривые безразличия……………………………………………………11
2.2.Принцип равенства предельной нормы замещения…………………13
3.Потребности и спрос – не одно и то же………………………………...15
3.1.Связь между законом убывающей полезности и спросом……….17
3.2.Эффект замещения…………………………………………………….18
3.3.Выгода потребителя…………………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

      Этот  закон ничего не  говорит  о  том,  как  быстро уменьшается  предельная полезность. Здесь норма  различна: для  пищевых  товаров  предельная   полезность   убывает  быстро,  для  других  –  медленнее.  Подобное   свойство объясняет  парадокс  воды  и алмаза.  Потребление воды происходит  на  низком  уровне  предельной   полезности, поскольку воды  много,  а алмазы  редки и потребление находится на  относительно  высоком уровне  предельной полезности. И хотя общая полезность воды  очень  высока, ее предельная полезность низка.

      Когда товаров не хватает, их предельная  полезность растет. Во время войны  и в первый  период  после  нее  в странах, где был голод, люди обменивали драгоценности на хлеб и картофель1. 

3.1.Связь    между   законом убывающей полезности и спросом 

      Относительные цены отражают предельную  полезность, поэтому  рассмотрим  связь между  законом убывающей полезности и  спросом  на  примере  индивидуального  потребителя, который потребляет всего  лишь  2  товара  – молоко и  хлеб.  Допустим,  что  потребитель  в  некоторых единицах  полезности  может  измерять   степень   своего удовлетворения товаром (молоко). Первая единица дает самое большое удовлетворение (40 ед.) и  имеет  самую  большую полезность (предельная полезность  совпадает  с  общей). Полезность второй единицы несколько  меньше  –  30  ед., третьей – 20 ед.

      Общая  полезность   всех   потребленных   продуктов составит 40+30+20 = 90 ед. Таким  же путем (но  в  других пропорциях)  складывается  предельная  полезность  и  по хлебу. Как же потребитель распределит  имеющийся  в  его распоряжении ограниченный бюджет между двумя товарами  – хлебом  и  молоком?  На  эти   вопросы   отвечает   теория потребительского выбора.  Выбор  потребителя  обусловлен рядом ограничений:

      - размер бюджета, которым он  располагает;

      - уровень цен покупаемых товаров;

      - вкусы, которые ранжируют товары  для  потребителя.

_______________

1 Малькевич Н.Д., Тихомиров И.Н., Зеньчук Н.Ф.: Закономерности в развитии экономики / М.: 1999. с. 191. 
 

      Потребительский бюджет и цены  определяют,  какой  набор продуктов предпочтет потребитель. Если покупатель  ведет себя рационально,  то  он  должен  извлечь  максимальную пользу из имеющихся в его распоряжении денег, т.  е.  он предпочтет такое сочетание молока и хлеба, чтобы  получить максимальное удовлетворение. Максимум достигается тогда, когда нельзя найти лучшего сочетания. И если купить чуть больше  одного  товара  и  чуть   меньше   другого,   то удовлетворение покупателя будет меньшим. Это  происходит в том случае, если последняя  денежная  единица  дохода, потраченная  на  единицу  каждого   продукта,   принесет одинаковую дополнительную (маржинальную)  полезность.  В противном случае если 1 руб., потраченный  на  товар  А, принесет покупателю большую полезность, чем  1  руб.  на товар В, покупатель, естественно, предпочтет  приобрести товар А и будет это делать до тех пор,  пока  предельная полезность  на  каждый  рубль,  потраченный  на  разные товары,  не  сравняется.  Когда  потребитель   достигает этого, он находится в состоянии равновесия1. 

3.2.Эффект  замещения 

      Равновесие  потребителя наступает, когда  он  тратит весь доход таким образом, что предельная  полезность  на каждый потраченный рубль   равна  по  любому  купленному товару. В этом состоянии потребитель не склонен что-либо изменять в своем  потреблении,  пока  какие-либо  другие факторы (цены, доход, предпочтения) неизменны.

      Если  потребитель приобретает товары А и В, то условия равновесия потребителя  показывают,  что не имеет значения, в каких единицах

_________________ 

1 Агапова И.И.: История экономической мысли / М.: 1997. с. 72. 

измеряется  полезность. Значение имеет лишь  относительная  величина  предельной полезности.

      Эффект  замены  (субституции).  Когда  цена  товара падает,  то  возможны  различные  ситуации.   Во-первых, покупатель может больше покупать товаров  и  услуг.  Это будет  равнозначно  увеличению  дохода,  так  как   круг потребления теперь при снизившихся ценах расширяется. Во- вторых, более дешевые  товары  теперь  приносят  большую маржинальную   (предельную)   полезность   на    доллар. Потребитель теперь может максимизировать удовлетворение, заменяя подешевевший  продукт  другими  продуктами,  что получило название эффекта замены (субституции).

      Когда цена на товары падает, люди  покупают  больше товаров, так как:

      1) снижение цены расширяет возможности  покупок всех товаров, в том  числе и тех, на которые снизились  цены, и таким образом, действует,  как если бы  увеличился  доход  покупателя (эффект дохода);

      2)  потребитель  в  этом  случае  имеет   тенденцию заменять   подешевевшие   товары   на   другие   (эффект субституции). 

      Эффект   замещения    можно    измерить. Количество   товара   А,   которым   потребитель   готов  пожертвовать, чтобы получить  1  единицу  товара  В  без снижения общего  удовлетворения,  называется  предельной нормой замещения1. 

3.3.Выгода  потребителя 

      Когда потребитель максимизирует свое   потребление,   потребление    каждого    продукта поднимается до той точки, где предельная  полезность  на каждый  рубль  (тv/р)  одинакова  для  всех  продуктов. Теория 

__________________

1 Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л.: Раскрывая тайны экономики / М.: 1994. с.192. 

потребительского  спроса  показывает, что цена отражает предельную полезность.

      Когда потребитель находится в состоянии  равновесия, то цена товара есть денежная мера  того,  сколько  стоит  последняя единица, какова ее предельная  полезность  при условии неизменности покупательной способности денег.

      Потребитель  за  каждую   единицу   товара   платит одинаковую  рыночную  цену,  соответствующую  предельной полезности последней единицы, т.  е.  равную  предельной полезности. Но первая единица  и все  последующие  значат для  него гораздо больше,  чем последняя  (и предельная полезность  выше).  Следовательно,  на  каждой   единице товара  потребитель  получает  выгоду,  равную   разнице предельной полезности каждой единицы товара и  последней единицы. Поэтому чем ниже цена, тем выше выгода потребителя. Высокие цены  сводят  эту  выгоду  на  нет. Потребительская выгода на каждой единице есть превышение того,  что  товар  стоит   потребителю   (как   он   его оценивает), над тем, что он за него платит. Общая выгода потребителя равна сумме «выгод» по  каждому  покупаемому продукту1. 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________

1 Вальтух К.К.: Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы // Вестник РАН, 2005, том 75, № 9, с. 793 - 803.

Заключение 

      В реальной жизни, разумеется,  люди  не  составляют таблицы и графики, чтобы выбрать способ  рационального поведения,  распределяя свой  доход между товарами  в каждом случае. Но в целом в среднем случае  они это делают.  Когда покупатель  стоит перед выбором,  имея ограниченный доход, он всегда  будет  выбирать  наиболее рациональный (оптимальный) вариант.

      Реальный  процесс принятия решений каждым участником рыночных отношений несравненно  более  сложен,  чем  это следует  из  теории  предельной  полезности.  Люди  могут вести себя по-разному, кроме того, они  выбирают  не  из двух,   а   из   гораздо   большего   числа   продуктов. Индивидуальные   примеры   могут   дать   любые   случаи неразумного   поведения.   Но   в   среднем    поведение потребителя рационально и соответствует законам  спроса. Поэтому теория способна предвидеть поведение  покупателя как  общую  тенденцию,  как  средний  случай   миллионов частных случаев.

      До  сих пор речь шла об  индивидуальном  покупателе. На рынке же действуют  многие.  Рыночный  спрос  поэтому представляет собой совокупный спрос, предъявленный всеми покупателями на рынке данного  товара  по  данной  цене.

      В условиях реальной ограниченности ресурсов теория предельной полезности способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

Итак, можно  сделать вывод: С помощью методов  предельной полезности потребитель  может рационально и с максимальным удовлетворением потребностей приобретать  товары и услуги, ранжируя их исходя из индивидуальных предпочтений.

     Теория  предельной полезности может быть использована и применительно к экономике города при планировании расходов бюджета. Например, если   в   результате   землетрясения   разрушены многочисленные  жилые кварталы,  местные власти   при обсуждении расходов своего бюджета не  будут  мучиться поиском ответа на вопрос: что полезнее – восстановление жилых домов или строительство оперного театра?  Вообще, без сопоставления потребностей,  без оценки  полезного эффекта тех или иных  материальных  и духовных  благ каждый раз,  когда требуется  принятие  хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность вообще была бы невозможна1

     Таким образом, теория  предельной   полезности   позволяет   лучше  понять, как ведет  себя,  как  реагирует  экономический субъект,  произвести  более  точный  анализ  спроса   и влияния  его  количественных  изменений   на   рыночное равновесие.  Это  теория  подчеркивает  воздействие  на экономическую   систему   импульсов,   вытекающих    из изменений вкусов потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________

1 Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л.: Раскрывая тайны экономики / М.: 1994. с.192. 

Список  использованной литературы 

  1. Брагинский  С.В., Певзнер Я.А.: Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления / М.: Мысль,1991. с.185
  2. Ермишин П.Г.: Основы экономической теории / М.: 1999. с. 83.
  3. Блауг М.: Экономическая мысль в ретроспективе / М.: 1994. с. 280.
  4. Агапова И.И.: История экономической мысли / М.: 1997. с. 72.
  5. Орлов А.В.: Очерки общей экономической теории. Рационалистический подход / СПб., Изд-во СПбГПУ: 2004. с. 177.
  6. Малькевич Н.Д., Тихомиров И.Н., Зеньчук Н.Ф.: Закономерности в развитии экономики / М.: 1999. с. 191.
  7. Вальтух К.К.: Теория стоимости: статистическая верификация, информационное обобщение, актуальные выводы // Вестник РАН, 2005, том 75, № 9, с. 793 - 803.
  8. Дунаев Э.П.: К вопросу о синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, с. 3 - 13.
  9. Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л.: Раскрывая тайны экономики / М.: 1994. с.192.
  10. Камаев В.Д.: Экономическая теория: учебник. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998, с.189
  11. Блюмин И. Г.: Критика буржуазной политической экономии / т. 1, М.: 1962, с.225
  12. Козлова К., Энтов Р.: Теории цены / М.: 1972, с.195
  13. Борисов Е. Ф.: Экономическая теория / М.: «Высшая школа», 2001, с.146
  14. Журавлева П., Видяпин В.И.: Экономическая теория / М.: Юристъ , 2003, с.123
  15. Аникин А.В.: Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса / М.: Полититздат, 4-е изд., 1985, с.98
  16. Туган-Барановский М.И.: Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причина их ценности // Юридический вестник, № 10, с.6-12
  17. Николаева И.П.: Экономическая теория. Учебник. / М.: Проспект, 2000, с.243
  18. Носова С.С.: Экономическая теория. Учебник / М.: ВЛАДОС, 2001, с.126
  19. Киселева Е.А.: Курс экономической теории / М: ”Аса”,1999, с.226
  20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.: Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. / М.: Инфра-М, 1999, с.345

Информация о работе Потребности и спрос – не одно и то же