Позитивные и негативные стороны монополии; антидемократическая роль олигархов в политике; основные пути регулирования монополизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание

Дело в том, что монополия – одна из самых серьезных «болезней» рыночной экономики, затрудняющая жизнь фирм и угрожающая интересам простых граждан. В условиях рыночной экономики важное значение имеет конкурентная борьба. Развитие конкуренции способствует расширению производства, более эффективному использованию ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Конкуренция ведет к развитию научного - технического прогресса- главного условия успешного развития человеческой цивилизации, а монополия отрицает любую конкурентную борьбу.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и виды рыночной монополии. 5
2. Позитивные и негативные стороны монополии 13
3. Основные пути регулирования монополизма. 16
Заключение. 25
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Хакасский  государственный университет им.Н.Ф.Катанова»

Институт  экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и  аудита  
 
 
 

контрольная работа

    Тема: Позитивные и негативные стороны монополии; антидемократическая роль олигархов в политике; основные пути регулирования монополизма. 

  по дисциплине: «Экономическая теория(микроэкономика)» 
 

                                                 Выполнила:

                                                                               студентка   гр: БАА-09 В

                                                                              

                                                                                            

                                                                    

                                                    

  
 

Абакан, 2009 
 

Оглавление

 

Введение

      Проблема  монополизма в экономике всегда вызывала интерес экономистов. Эта тема была и остается актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

      Дело  в том, что монополия – одна из самых серьезных «болезней» рыночной экономики, затрудняющая жизнь фирм и угрожающая интересам простых граждан. В условиях рыночной экономики важное значение имеет конкурентная борьба. Развитие конкуренции способствует расширению производства, более эффективному использованию ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Конкуренция ведет к развитию научного - технического прогресса- главного условия успешного развития человеческой цивилизации, а монополия отрицает любую конкурентную борьбу. Появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов- исчезает та самая «невидимая рука», которая, по Адаму Смиту, помогает обществу наилучшим образом решать главные экономические вопросы: что производить, для кого производить, как производить? Монополист может вести себя на рынке различным образом- в зависимости от того, какая хозяйственная стратегия позволяет ему легче добиться главной цели- получения максимального дохода или максимальной прибыли при продаже. Практика показывает, что, преследуя эти цели, монополист чаще всего завышает цены по сравнению с уровнями, которые могли бы сложиться в условиях свободной конкуренции. Кроме того, ради поддержания повышенного уровня цен монополист обычно производит меньше товаров, чем могло бы быть предложено на рынке при свободной(совершенной) конкуренции. Таким образом, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары, устанавливая их цену выше, чем она сложилась бы в условиях свободной конкуренции при существующем уровне техники и технологии производства. Следовательно, на рынке начинает господствовать «право сильного», издревле ненавидимое человечеством. Неудивительно поэтому, что еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества.

Общество  борется с монополизмом более 100 лет, соответственно были приняты и  специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Например, в США антимонопольный закон, вошедший в историю под названием антитрестовского закона Шермана, который был взят за образец при первой попытке создания антимонопольного законодательства в России в 1908.

      Сколь бы не была эффективной антимонопольная политика государства, избежать естественных монополий невозможно, поскольку их возникновение закономерно. Они являются данностью в условиях рыночной экономики.

        Моя работа имеет целью изучить это явление рыночной экономики, выделив позитивные и негативные стороны монополизма и при этом охарактеризовать основные пути его регулирования.

 

1. Сущность и виды рыночной монополии.

    Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

    В экономической литературе дается следующая  классификация видов монополий.

    1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

    • В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.
    • В масштабе национального хозяйства образуется- абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).
    • Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

    2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

    • Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
    • Легальные (лат. legalis - законный) монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

    а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;

    б) авторские права, согласно которым  интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать  или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

    в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют  идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные торговые знаки).

    • Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

-создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

-ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

-создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;

-применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);

-“забивают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

    Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и  концерн.

    Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

    Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

    Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

      Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

    Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

    Сущность  и особенности всех видов монополистических  объединений ярко проявляются в  целях и характере их поведения.

    Правила поведения фирм-монополистов

    Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.

    Профессора  Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи (США) так раскрывают механизм монополистического ценообразования: “монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения”.[11]

    Когда на рынке действует монопсония, скупающая  продукцию у производителей, то монопольная цена имеет своим ориентиром кривую предложения. Но при господстве и монополии, и монопсонии имеется только одна кривая, а поэтому не образуется равновесная цена.

    Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут свое “ценопроизводство”.

    Первое  правило. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

    Второе  правило. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, скупаемой у массы мелких ферм.

    Характерен  такой пример. Монопсонии западных стран издавна закупают дешевое  сырье у предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

    Третье  правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую “дань” посредством так называемых “ножниц цен”. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

    Во  второй половине XX в. с ростом сферы  агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах “ножницы цен” стали одним из главных методов, с помощью которого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

    В нашей стране “ножницы цен” использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода “ножницы цен” не устранены. Например, в 1994 г. цены на промышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию.

    Совершенно  очевидно, что с помощью произвольно  устанавливаемых цен монополии собирают своего рода “дань” с других предпринимателей и населения.

    Чтобы удерживать столь выгодное положение  на рынке, монополистические объединения  экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами. Опишем некоторые из этих способов.

    1. Хозяйственный бойкот - частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.

    2. Демпинг - преднамеренная продажа товаров по “бросовым” ценам с целью разорения конкурента.

Информация о работе Позитивные и негативные стороны монополии; антидемократическая роль олигархов в политике; основные пути регулирования монополизма