Позитивные и негативные стороны монополии; антидемократическая роль олигархов в политике; основные пути регулирования монополизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа

Описание

Дело в том, что монополия – одна из самых серьезных «болезней» рыночной экономики, затрудняющая жизнь фирм и угрожающая интересам простых граждан. В условиях рыночной экономики важное значение имеет конкурентная борьба. Развитие конкуренции способствует расширению производства, более эффективному использованию ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Конкуренция ведет к развитию научного - технического прогресса- главного условия успешного развития человеческой цивилизации, а монополия отрицает любую конкурентную борьбу.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и виды рыночной монополии. 5
2. Позитивные и негативные стороны монополии 13
3. Основные пути регулирования монополизма. 16
Заключение. 25
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

    3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).

    4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.

    5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже)

    6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их “поглощения” и “присоединения” к монополии. Последние применяют широкий арсенал жестоких приемов: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют “промышленный шпионаж” (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги “перебежчиков” с предприятий конкурентов и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств. 

     Существует  и противоположное монополии состояние рынка – рынок «совершенной конкуренции». «Совершенный рынок предполагает неограниченное число продавцов и покупателей, так что никто в отдельности или в какой-либо коалиции не в состоянии произвольным варьированием поставок или закупок повлиять на цену».

Монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.  

В этом легко убедиться, если сопоставить  основные параметры состояния свободной  конкуренции и монополии (табл.1.1). 

Параметры состояния рынка Свободная конкуренция Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка  
Нет
 
Есть (нет  вхождения)
Дифференциация  продукта Нет (одинаковые продукты одного вида) Нет (один продукт)
Участие фирм в контроле над ценами  
Нет
 
Полный  контроль

      Таблица 1.1. Свободная конкуренция и монополия 

     Совершенный рынок – это полный диктат общества над производством.

     Завершенная монополия, наоборот, означает абсолютное доминирование производства над обществом. Можно сказать, что близкая к завершенной монополия существовала только в СССР.

     Монополизмом также называют и «тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности». Именно такое определение является наиболее приемлемым для советской экономики.

     Можно сказать, что монополия, как и конкуренция, является частью любого хозяйства, основанного на обмене и разделении труда, ибо стремление к монопольной власти – естественное стремление любого субъекта экономики (и государства в том числе) упрочить свои позиции.

     В современном обществе (как в западном, так и в бывшем советском) монопольная экономическая власть связана не столько с величиной собственных денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение общественных накоплений.                                                                                                                     

 

2. Позитивные и негативные стороны монополии

     К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  только зло или считать только их основой экономического благосостояния.

     С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

     С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

     Но не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими компаниями.

     Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Крупные монополии играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, они – опорные узлы конструкции национального хозяйства.

     Экономическая деятельность монополий, в т.ч. и  естественных, должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и правительства. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировой экономике.  

     Процессы, происходящие в экономике, напрямую влияют на политическую жизнь общества. Реальная власть оказывается в руках  не многих, получивших огромное богатство. Интерес группы сверх – богатых, которых принято называть  олигархами(от греч. «власть не многих»), состоит в одном: используя огромные доходы от собственности, влиять на все уровни власти, с тем чтоб получить еще больше собственности, а в конечном счете полностью подконтрольную себе власть, через финансирование избирательных кампаний кандидатов в депутаты и президенты.

     Во  всем "мире цивилизаций": в североамериканско-англосаксонском  мире, в Объединенной Европе, в Китае, в Индии и т.д., – олигархи воспринимаются как серьезное общественное зло и как одна из основных причин ухудшения общественного благосостояния. Для предотвращения издержек олигархического поведения большинство стран стараются регулировать рынки и создавать условия для более-менее справедливой конкуренции, имея в качестве идеала модель совершенной конкуренции.

     Однако  многие "стандартные" антиолигархические действия правительств невозможны в случае так называемых естественных монополий, к которым относятся, например, система водопроводов в отдельно взятом городе, метрополитен, системы энергоснабжения, газоснабжения, системы нефтедобычи и нефтетранспортировки и т.п. Если применять к естественной монополии стандартные антиолигархические меры, например, законодательно установить низкие цены, то естественная монополия будет убыточным предприятием и, возможно, вообще откажется от производства данной продукции.

     Именно  этим обстоятельством воспользовались  российско-североевразийские олигархи, утверждающие даже после либерализации 1992 и дефолта 1998 необходимость отсутствия государственного регулирования по отношению к таким естественным монополиям, как РАО «ЕЭС», Газпром, МПС, «ЮКОС» и т.д. Фактически олигархи заинтересованы в создании монополистического рынка без какого-либо государственного (общественного) регулирования.

     Однако, при полном отсутствии регулирования  в полной мере проявляются характерные следствия деятельности олигархов: эффект ухудшения благосостояния общества (из-за "взвинчивания" цен и сокращения производства), а также эффект перераспределения общественных доходов в пользу олигарха.

     Проблема  естественных монополий и связанные с этим попытки олигархов легитимизировать свое антиобщественное поведение широко обсуждались в мировой экономической науке, в том числе и в связи с внедрением генераторов электроэнергии из возобновляемых (ветер, биомасса и т.д.) источников, чему, как известно, компании-монополисты активно противодействовали. Выход из этой ситуации видели в национализации естественных монополий и государственном (на федеральном или на региональном уровне) и общественном контроле за ценами на продукцию естественных монополий.

 

3. Основные  пути регулирования  монополизма.

     Углубленное исследование уровня монополизации у нас начало проводиться сравнительно недавно.

     На  практике демонополизация и разгосударствление потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов),  так и косвенные методы противодействия монополиям.

     Первый  в России антимонопольный закон  был принят в 1991 г., а закон о  регулировании естественных монополий принят в 1995 г. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в РФ.

    Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» этот закон устанавливает, что:

  1. запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
  2. запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытка ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
  3. подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, что бы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконное использование для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, и производственную и торговую информацию;
  4. контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике(Антимонопольный комитет);
  5. При нарушении требований  законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действием убытки, а так же наложить на виновную фирму штраф.

Основной целью закон ставит определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для создания условия эффективного функционирования товарных рынков. Закон вобрал в себя многое из аналогичных нормативных актов развитых стран с рыночной экономикой. [1].

     Антимонопольные мероприятия предусматривают широкое поле деятельности. Сюда, прежде всего, относится борьба со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в результате чего ограничивается конкуренция и ущемляются интересы других участников рынка. 3акон также категорически запрещает всякого рода соглашения между хозяйствующими субъектами, ограничивающими конкуренцию. К ним относятся соглашения по поводу установления цен, тарифов, надбавок и наценок; сговор по поводу регулирования цен на аукционах и торгах; согласованный раздел рынка по территориальному принципу, отказ от заключения договоров с определенными потребителями и производителями. Запрещаются соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если они существенно ограничивают конкуренцию.

    Во  многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.

    Первое  направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

    Второе  направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).

    Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе “лидерство” фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).

    Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные” или “обманные” способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.

Информация о работе Позитивные и негативные стороны монополии; антидемократическая роль олигархов в политике; основные пути регулирования монополизма