Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа
Дело в том, что монополия – одна из самых серьезных «болезней» рыночной экономики, затрудняющая жизнь фирм и угрожающая интересам простых граждан. В условиях рыночной экономики важное значение имеет конкурентная борьба. Развитие конкуренции способствует расширению производства, более эффективному использованию ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Конкуренция ведет к развитию научного - технического прогресса- главного условия успешного развития человеческой цивилизации, а монополия отрицает любую конкурентную борьбу.
Введение 3
1. Сущность и виды рыночной монополии. 5
2. Позитивные и негативные стороны монополии 13
3. Основные пути регулирования монополизма. 16
Заключение. 25
Литература 27
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже)
6.
Разорение конкурентов с помощью дозволенных
законом и недозволенных средств с целью
их “поглощения” и “присоединения”
к монополии. Последние применяют широкий
арсенал жестоких приемов: подделывают
продукцию конкурентов, нарушают патенты,
копируют товарные и фирменные знаки,
обманывают потребителей. Против своих
рыночных противников многие фирмы применяют
“промышленный шпионаж” (тайно выведывают
производственные секреты, используя
для этого электронные средства, услуги
“перебежчиков” с предприятий конкурентов
и т. п.). Некоторые монополии не брезгуют
уголовно наказуемыми методами, вплоть
до поджогов помещений, террористических
актов и заказных убийств.
Существует и противоположное монополии состояние рынка – рынок «совершенной конкуренции». «Совершенный рынок предполагает неограниченное число продавцов и покупателей, так что никто в отдельности или в какой-либо коалиции не в состоянии произвольным варьированием поставок или закупок повлиять на цену».
Монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
В этом
легко убедиться, если сопоставить
основные параметры состояния свободной
конкуренции и монополии (табл.1.1).
Параметры состояния рынка | Свободная конкуренция | Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа и выхода из рынка | Нет |
Есть (нет вхождения) |
Дифференциация продукта | Нет (одинаковые продукты одного вида) | Нет (один продукт) |
Участие фирм в контроле над ценами | Нет |
Полный контроль |
Таблица
1.1. Свободная конкуренция и монополия
Совершенный рынок – это полный диктат общества над производством.
Завершенная монополия, наоборот, означает абсолютное доминирование производства над обществом. Можно сказать, что близкая к завершенной монополия существовала только в СССР.
Монополизмом также называют и «тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности». Именно такое определение является наиболее приемлемым для советской экономики.
Можно сказать, что монополия, как и конкуренция, является частью любого хозяйства, основанного на обмене и разделении труда, ибо стремление к монопольной власти – естественное стремление любого субъекта экономики (и государства в том числе) упрочить свои позиции.
В
современном обществе (как в западном,
так и в бывшем советском) монопольная
экономическая власть связана не столько
с величиной собственных денежных накоплений,
сколько со стабильностью влияния на распределение
общественных накоплений.
К монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях только зло или считать только их основой экономического благосостояния.
С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Но не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими компаниями.
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Крупные монополии играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, они – опорные узлы конструкции национального хозяйства.
Экономическая
деятельность монополий, в т.ч. и
естественных, должна рассматриваться
в контексте глобализации мировой экономики
и ужесточения международной конкуренции
транснациональных корпораций. Создание
и успешное развитие этих компаний требуют
огромных усилий, времени, благоприятного
климата, поддержки, в том числе и правительства.
Национальная экономика без таких компаний
обречена на пассивную роль в общемировой
экономике.
Процессы, происходящие в экономике, напрямую влияют на политическую жизнь общества. Реальная власть оказывается в руках не многих, получивших огромное богатство. Интерес группы сверх – богатых, которых принято называть олигархами(от греч. «власть не многих»), состоит в одном: используя огромные доходы от собственности, влиять на все уровни власти, с тем чтоб получить еще больше собственности, а в конечном счете полностью подконтрольную себе власть, через финансирование избирательных кампаний кандидатов в депутаты и президенты.
Во
всем "мире цивилизаций": в североамериканско-
Однако многие "стандартные" антиолигархические действия правительств невозможны в случае так называемых естественных монополий, к которым относятся, например, система водопроводов в отдельно взятом городе, метрополитен, системы энергоснабжения, газоснабжения, системы нефтедобычи и нефтетранспортировки и т.п. Если применять к естественной монополии стандартные антиолигархические меры, например, законодательно установить низкие цены, то естественная монополия будет убыточным предприятием и, возможно, вообще откажется от производства данной продукции.
Именно
этим обстоятельством
Однако, при полном отсутствии регулирования в полной мере проявляются характерные следствия деятельности олигархов: эффект ухудшения благосостояния общества (из-за "взвинчивания" цен и сокращения производства), а также эффект перераспределения общественных доходов в пользу олигарха.
Проблема естественных монополий и связанные с этим попытки олигархов легитимизировать свое антиобщественное поведение широко обсуждались в мировой экономической науке, в том числе и в связи с внедрением генераторов электроэнергии из возобновляемых (ветер, биомасса и т.д.) источников, чему, как известно, компании-монополисты активно противодействовали. Выход из этой ситуации видели в национализации естественных монополий и государственном (на федеральном или на региональном уровне) и общественном контроле за ценами на продукцию естественных монополий.
Углубленное исследование уровня монополизации у нас начало проводиться сравнительно недавно.
На практике демонополизация и разгосударствление потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного, предусматривающего как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов), так и косвенные методы противодействия монополиям.
Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 г., а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 г. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в РФ.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» этот закон устанавливает, что:
Основной целью закон ставит определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для создания условия эффективного функционирования товарных рынков. Закон вобрал в себя многое из аналогичных нормативных актов развитых стран с рыночной экономикой. [1].
Антимонопольные мероприятия предусматривают широкое поле деятельности. Сюда, прежде всего, относится борьба со злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, в результате чего ограничивается конкуренция и ущемляются интересы других участников рынка. 3акон также категорически запрещает всякого рода соглашения между хозяйствующими субъектами, ограничивающими конкуренцию. К ним относятся соглашения по поводу установления цен, тарифов, надбавок и наценок; сговор по поводу регулирования цен на аукционах и торгах; согласованный раздел рынка по территориальному принципу, отказ от заключения договоров с определенными потребителями и производителями. Запрещаются соглашения между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если они существенно ограничивают конкуренцию.
Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям.
Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. Так, в США в принятом в 1890г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законодательство не приостанавливает процесс централизации производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).
Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе “лидерство” фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).
Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конкуренция в ее цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются “нечестные” или “обманные” способы соперничества - демпинг, применение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т. п.