Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 13:56, контрольная работа
Дело в том, что монополия – одна из самых серьезных «болезней» рыночной экономики, затрудняющая жизнь фирм и угрожающая интересам простых граждан. В условиях рыночной экономики важное значение имеет конкурентная борьба. Развитие конкуренции способствует расширению производства, более эффективному использованию ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Конкуренция ведет к развитию научного - технического прогресса- главного условия успешного развития человеческой цивилизации, а монополия отрицает любую конкурентную борьбу.
Введение 3
1. Сущность и виды рыночной монополии. 5
2. Позитивные и негативные стороны монополии 13
3. Основные пути регулирования монополизма. 16
Заключение. 25
Литература 27
Одним из направлений государственного регулирования отечественных естественных монополий является их структурное реформирование, которое направлено:
– на совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
– на выделение исходя из экономической целесообразности и в соответствии с федеральными законами самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
– на организацию контроля за финансовыми потоками субъектов естественных монополий;
– на поэтапное прекращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищенных групп населения;
– на придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе;
– на совершенствование нормативной базы регулирования в сферах естественных монополий;
– на формирование организационно-правовой базы регулирования деятельности субъектов естественных монополий на региональном уровне, координацию деятельности и разграничение компетенции между федеральными и территориальными органами по регулированию в сферах естественных монополий;
– на определение особенностей дальнейшей приватизации в сферах естественных монополий; [3].
– на повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ, являющихся субъектами естественных монополий, путем усиления ответственности представителей, осуществляющих полномочия государства как акционера в соответствующих акционерных обществах, за своевременную уплату акционерными обществами налогов и других обязательных платежей; проведение ежегодной аудиторской проверки, независимого ведения реестра акционеров и иных мер, направленных на обеспечение открытости акционерных обществ для инвесторов и акционеров [3].
Глобальными отраслевыми задачами отмеченного выше реформирования считаются:
1. В сфере энергетики: переход к конкуренции электростанций на спотовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей; расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок; участие в оптовом рынке ТЭЦ в составе акционерных обществ энергетики и электрификации; прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на спотовом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке; формирование структуры энергетических компаний, которая будет соответствовать условиям конкуренции.
2. В сфере газовой промышленности: обособление внутри РАО «Газпром" структурных подразделений по транспортировке газа от организаций по добыче газа; запуск и отработка механизмов функционирования рынка прямых договоров на поставку природного газа; переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями РАО «Газпром».
3. В сфере железнодорожного транспорта: либерализация государственного регулирования тарифов в условиях развития конкуренции на железнодорожном транспорте; формирование структуры управления железнодорожным транспортом, соответствующей условиям рыночной экономики; разработка предложений по созданию концепции формирования транспортных тарифов исходя из развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг.
4. В сфере электросвязи: введение порядка взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, и механизма регулирования цен (тарифов) за взаимопредоставляемые операторами сетевые ресурсы и услуги по передаче нагрузки этих сетей, что обеспечит эффективную конкуренцию и не дискриминационный доступ к сети электросвязи общего пользования физическим и юридическим лицам, имеющим лицензии на право предоставления услуг связи; сокращение перекрестного субсидирования между отдельными под отраслями и категориями потребителей; поэтапное сближение тарифов на одноименные услуги связи (кроме тарифов на услуги сельской телефонной связи и тарифов на универсальные услуги почтовой связи) для различных категорий потребителей [7].
Ряд
перечисленных выше задач, в частности,
в сфере электросвязи, сегодня уже
решены. Однако процесс реформирования
естественных монополий в РФ пока еще
достаточно далек от завершения.
Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
Три главных естественных монополиста России:
РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
МПС (железнодорожные перевозки);
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа
Газпрома заключается в отделении
транспортировки и
Реформа МПС предполагает три этапа:
– 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний;
– 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг;
– 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [11].
В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.
Массовые импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка.
Можно сделать вывод, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.
Государство осуществляет постоянный мониторинг текущей деятельности олигарха с помощью различных проверок. При эффективном государственном (и общественном) контроле за поведением олигарха (за ценообразованием естественной монополии), допускаются (модифицированные) законы рынка и минимизируются общественные потери от действий олигарха.
Естественно государственный контроль за олигархами остается проблематичным. Проблема заключается, во-первых, в построении эффективной системы слежения за ценообразованием естественных монополий; во-вторых, в предотвращении коррупции (сращивания интересов олигархов и контролирующих их госслужащих).
Таким образом, при отсутствии регулирования деятельности олигарха, он будет паразитировать на обществе, используя для этого законы рынка.
Общество, не желающее контролировать олигархов и осуществлять постоянный мониторинг их деятельности, должно "пенять" на самое себя и расплачиваться за это потерей жизненных сил и ресурсов.
Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции является одной из актуальных для экономики в настоящее время. Монополизм представляет серьезную проблему переходной экономики, предприятия-монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к тому, что цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии.
Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более, так как слишком жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство работников крупных фирм.
Таким образом, в условиях регулируемой рыночной экономике цели антимонопольной политики государства сводятся к следующим направлениям:
Экономическая деятельность монополий, в т.ч. и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и правительства. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировой экономике.
На сегодняшний день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте – это ОАО “Газпром”.
В
России на данном этапе проблема монополизации
перестает быть чисто экономической,
и все больше становится политической.
Однако, известно, что у экономики не должно
быть политической принадлежности. И только
тогда государство в полном объеме сможет
заменить десятилетиями складывающиеся
монополии свободным и самоорганизующимся
рынком.