Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:51, курсовая работа
В данная курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………....6
1. Основные этапы развития экономической теории ………………………….6
2. Предмет и функции экономической теории……………………………........10
3. Методы экономического исследования………………………………......…...13
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.….….…15
2.1. Сущность экономического роста. ……………………………………………...15
2.2. Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…….....19
3. Экономический прогноз на 2010-2012 годы………………………………...21
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.23
3.1. Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка………………………………………………………………...23
3.2. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов…………………………………………………………………………….....30
3. Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие
необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……..40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………....6
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.….….…15
2.1. Сущность экономического роста. ……………………………………………...15
2.2. Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…….....19
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.23
3.1. Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка……………………………………………………………….
3.2. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов……………………………………………………………
необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……..40
ВВЕДЕНИЕ
Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он, прежде всего, нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании доброй семьи, в гарантиях своих прав, свобод и жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми.…Однако осуществления всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – таких, как потребности в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, и занимается экономика. Задача теории – сообщать идеи и уже добытые знания, вместе с тем побуждая нас самостоятельно мыслить, искать, пробовать, находить что-то свое лучшее. Сильные умы, говорит Добролюбов, именно тем и отличаются, что не подаются готовым воззрениям и системам, а сами создают свои взгляды и выводы. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворенность, мир и порядок.
История свидетельствует, что впервые понятие «экономика» употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным
от двух греческих слов: «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон,
правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее, другой, знаменитый представитель Древней Греции
Аристотеть под экономикой стал подразумевать не только науку, но и
само хозяйство как объект изучения экономики как науки. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет, по меньшей мере, три основных значения.
Во-первых, экономика
– это совокупность
Во-вторых, экономика-это
та или иная производственная
система, хозяйства (
Наконец,
в-третьих, экономикой
На основе
этих трех значений можно дать
и более общее определение
термина. Экономика-это любая
деятельность людей, связанная с обеспечением
материальных условий их жизни.
Экономика |
это
общественные
отношения,
связанные
с хоз.
деятельностью людей
например
Экономика
феодальная,
рыночная, административно-командная |
Экономика Самары, Урала, Украины, южной Америки, мировая экономика и т.д. | Экономика
сельского, лесного
хозяйства, промышленности и т. |
Рис
1.1. Основные значения термина «экономика»
В данная курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции.
Экономическая теория тесно связана с экономической практикой. С одной стороны, экономическая теория призвана дать анализ реальной, практической экономики – экономической деятельности людей, их хозяйствования и теоретического отражения его в системе экономических категорий. С другой стороны, развитие экономики, производства невозможно без внедрения экономических новаций, достижений экономической науки.
Экономическая теория воздействует на практику не непосредственно, а через экономическую политику (см. рис. 1.2.).
С одной стороны, экономическая теория на основе сбора фактов устанавливает экономические принципы, т.е. делает обобщения, выводы о реальном поведении экономических субъектов (познавательная функция).
С другой
стороны, теоретическое осмысление реальной
действительности позволяет разработать
рекомендации для формирования соответствующей
экономической политики, корректировать
практику в соответствии с выработанными
экономическими принципами и прогнозами
(практическая функция).
Глава
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Основные этапы развития экономической теории
Развитие экономической мысли являлось логическим отражением экономической действительности в сознании людей. При этом существенным моментом являлась субъективная сторона восприятия тем или иным представителем экономической науки окружающей действительности исходя из особенностей менталитета, принадлежности к социальному слою, к научной школе. Так в частности, одна и та же экономическая действительность привела к возникновению на территории Германии в середине 19 века приверженцев различных направлений экономической науки: сторонников исторической школы (Ф. Лист и др.), пролетарской политэкономии (К. Маркс, Ф. Энгельс), базирующейся на методологии классической школы, и одного из пионеров маржинализма Г. Госсена. Вместе с тем, несмотря на определенный субъективизм, экономическая теория прошла в своем развитии определенные этапы, при этом во многом более поздние авторы стремились анализировать труды великих предшественников, критикуя или развивая отдельные положения в результате сформировалось современное представление об экономической науке, как это уже отмечалось, на основании синтеза позиций различных школ и направлений.
Становление экономики как науки ассоциируется с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля Стигарита (4 в. д.н.э.). Именно он разделил как отдельные направления экономику, как науку о рациональном ведении домашнего хозяйства (от греческого ойкос – дом и номос – наука) и хрематистику (науку об искустве торговли и наживы), осуждая последнюю. Вместе с тем, стоит отметить, что впервые термин «экономика» был предложен в трудах другого древнегреческого мыслителя Ксенофонта (444-356 г.г. д.н.э.). В трудах древнегреческих мыслителей встеречаются рассуждения о монете, о сущности цены и пропорций обмена, имеются зачатки теорий стоимости. Так Аристотель рассматривает как справедливую цену ту, которая включает затраты труда, необходимые на его производство. С другой стороны, он говорит о значении потребностей людей и о влиянии потребностей на стоимость товара. Такой подход во многом дал основу дл формирования позднее трудовой теории стоимости и теорий предельной полезности.
Вместе с тем, нельзя говорить о том, что экономические знания не существовали в письменных источниках человеческой мысли в более ранний период. Так, в колыбели человеческой цивилизации – Древнем Египте – также встречаются письменные свидетельства существования экономических проблем («Поучения гараклеопольского царя своему сыну», «Речение Ипусера»), в частности, актуальные по сей день вопросы эффективности работы чиновников, защиты собственности, распределения. На Древнем Востоке («Артхашастра» в Индии, труды Конфуция, трактат «Гуаньцзы») рассматриваются вопросы нормативного применения рекомендаций по управлению государством, вопросы рациональной организации производства, сельского хозяйства. Вместе с тем, в отличии от Древней Греции, экономические воззрения на Древнем Востоке носили практически -ориентированный, описательный характер.
В Древнем Риме во многом экономические взгляды также носят прикладной характер, прежде всего в сфере сельского хозяйства. Наблюдается определенная эволюция взглядов на проблему использования труда рабов в сторону смягчения условий труда и быта рабов и перехода к отдельным элементам стимулирования рабского труда.
Во время господства канонической доктрины в науке в эпоху Средневековья круг рассматриваемых вопросов учеными –богословами (среди которых можно выделить Августина Блаженного (354 – 430) и Фому Аквинского (Аквината) (1225 – 1274) во многом сводился к анализу произведений древнегреческих мыслителей, в частности Аристотеля. При этом ключевым моментом являлось рассмотрение понятия «справедливой цены». Так Августин Блаженный понимал под ней цену, включающую затраты труда, тогда как Аквинат считал справедливой ту цену, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание по их социальному статусу». Это допускало ситуацию, когда один и тот же мешок зерна мог быть продан по разной цене феодалом и крестьянином. Также двойственным было и отношение к ростовщичеству. Так, взимание процента «с бедных людей» осуждалось «на первых порах» церковью, но допускалось в случае существования риска потери ссуженных средств .
Двойственность и лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшей жизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопического социализма (Томас Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Городе солнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливость средневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение, имеющие место в действительности и создают проекты справедливого устройства общества. Залогом справедливого устройства является отсутствие частной собственности.