Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:51, курсовая работа
В данная курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………....6
1. Основные этапы развития экономической теории ………………………….6
2. Предмет и функции экономической теории……………………………........10
3. Методы экономического исследования………………………………......…...13
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.….….…15
2.1. Сущность экономического роста. ……………………………………………...15
2.2. Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…….....19
3. Экономический прогноз на 2010-2012 годы………………………………...21
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.23
3.1. Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка………………………………………………………………...23
3.2. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов…………………………………………………………………………….....30
3. Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие
необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……..40
В эпоху разложения феодализма появляется меркантилизм - первое экономическое учение в развитии экономической науки, поставившее в центр проблему поиска источника богатства страны. (14- 17 в.в.) В меркантилизме выделяют два этапа развития, ранний – когда богатство ассоциировалось с металлическими деньгами и увеличение денежной массы в стране было задачей государства. Для этого запрещался вывоз из страны монет, и всячески приветствовался ввоз.
Поздний меркантилизм уже связывал богатство с активным торговым балансом, при этом основной задачей экономической политики было обеспечить его за счет протекционистских мер. С этой целью поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции, активно развивались экспорноориентированные отрасли, запрещался ввоз продукции, если ее можно было бы произвести на территории данной страны. В этот же период впервые был упомянут термин «Политэкономия» (А, Монкретьен, 1615 г.)
Во Франции сформировалась школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 – 1774), которая в противовес меркантилистам утверждала, что богатство создается не в торговле, а в производстве, а именно в сфере сельского хозяйства. Заслуга физиократов также и в анализе воспроизводства («Экономичсекие таблицы Ф. Кэне»), в создании концепции естественного порядка, в выработке лозунга экономического либерализма: „Laissez faire, laissez passer (Позволяйте идти вещам своим ходом).
Дальнейший этап развития экономической науки связан с классической школой. Хотя отдельные ее элементы присутствуют в произведениях У. Петти(1623 – 1687), Пьера Буагильбера(1646- 1714), фундаментальные положения ее присутствуют в трудах шотландского социального философа и экономиста Адама Смита (1723 – 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе. (концепция «невидимой руки»). Смит исходил из того, что люди руководствуются в экономической области индивидуальными корыстными интересами. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, только предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Удовлетворение чужой потребности – залог достижения собственной цели. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется о собственных интересах. Помешать нормальному согласованию интересов общества и отдельного человека может отсутствие свободы, поэтому Смит выступает против всего, что её ограничивает, прежде всего – против вмешательства государства.
Смит считает, что труд – первоисточник всякой собственности вообще, это источник богатства народов. Годичный труд – первоначальный фонд, который доставляет все необходимое для существования и удобства жизни продукты. Количество этих продуктов определяется с одной стороны численностью населения, занятого «производительным трудом», т.е. трудом в сфере материального производства., а с другой стороны производительностью этого труда, которая зависит в первую очередь от разделения труда. Огромная заслуга Смита – разработка трудовой теории стоимости. Величину стоимости Смит определяет количеством труда, которое можно получить в обмен за оцениваемую вещь. В примитивных условиях покупаемый труд равен затраченному труду. Но с накоплением капиталов, превращением земли в частную собственность ситуация меняется, покупаемый труд становится больше затраченного. Оцениваемый результат зависит уже не только от затраченного труда, но и от применённого капитала. Приходится также оплачивать участие сил природы владельцу земельного ресурса. Поэтому теперь цена определяется тремя составными частями: заработной платой, прибылью и рентой.
Смит создаёт теорию зарплаты, прибыли, ренты. Подробно рассматривает участие капитала в процессе создания богатства и стоимости, выделяет основной и оборотный капитал, а также дает представление о функциях государства в либеральной модели, формулирует актуальные по сей день принципы налогообложения, критикует меркантилистскую концепцию протекционизма и отстаивает принципы свободы торговли на основе концепции абсолютных преимуществ при международном разделении труда.
Последователь Смита Давид Риккардо (1772-1823) определял стоимость затраченным трудом. Также им разработана подробная теория ренты, при этом он исходил из того, что рента является следствием ограниченности земельных ресурсов и существует на всех земельных участках, за исключением самых неблагоприятных из тех, при которых необходимо вести производство, чтобы было произведено требуемое количество продуктов, необходимых для обеспечения растущих потребностей населения. Существенной заслугой Рикардо является разработка принципа сравнительных преимуществ в международной торговле, позволяющем извлекать выгоду от международного разделения труда и специализации. Сам Рикардо видел в качестве предмета исследования анализ проблемы распределения созданного продукта.
Жан Батист Сэй (1764-1832) в экономическую науку вошёл прежде всего благодаря разработанной им теории 3-х факторов производства, в которой обосновывается, что труд, капитал и земля – равноправные соучастники процесса образования стоимости; они влияют на создание полезности, которые являются основой стоимости. Кроме издержек и полезности на стоимость влияют спрос и предложение. Теория распределения: каждый фактор оказывает услугу и за это получает вознаграждение (труд – зарплату, земля – ренту, капитал – прибыль). Существенный вклад Сэй внёс в теорию реализации и кризисов, описав невозможность в случае невмешательства государства кризисов перепроизводства в долгосрочном периоде, поскольку в рамках национальной экономики все производители являются одновременно потребителями. Этот подход получил название "закона рынков сбыта Сэя".
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) известен в первую очередь своим произведением «Опыт о законе народонаселения» (1798), где ставится проблема ограниченности ресурсов, и необходимости контроля над рождаемостью. Мальтус закладывает подход, ставший традиционным для всей классической школы, в отношении отрицательных последствий для трудовой активности систематической благотворительности, законов о бедных (схожую позицию имел и Д.Рикардо).
Джон Стюарт
Милль (1806-1873) одним из первых обратил внимание
на социальные проблемы. Милль предлагал
решать их посредством реформ, закладывая
тем самым основу для буржуазного реформизма,
основоположником которого он считается.
1.2.Предмет и функции экономической теории
Экономика как хозяйство является общим объектом исследования со стороны различных экономических наук. Но каждая экономическая наука имеет свой предмет исследования. Суть предмета и различия в
предметах разных экономических наук можно увидеть на примере экономик-с и политэкономии, положения которых образуют современную экономическую теорию.
Экономик-с к своему предмету относит поведение людей в экономике, определяемое их неограниченными потребностями и ограниченными возможностями удовлетворения этих потребностей. Заявляя о
неограниченных потребностях людей, экономик-с имеет в виду людей,
живущих в условиях рыночной экономики, саморазвитие которой обусловливает рост человеческих потребностей. Причем рыночная экономика не просто реагирует на этот рост, она его провоцирует, создавая такие вещи, в которых у людей прежде не было нужды. Особенно изощренно в этих целях используется реклама. Рекламные услуги могут варьироваться от простого информирования покупателей до самого настоящего рекламного террора. Однако приобрести огромное многообразие вещей, появляющихся на рынке товаров, не в состоянии ни один человек, даже самый богатый, так что каждому человеку на рынке приходится делать выбор с учетом своих ограниченных денежных возможностей. В ситуации выбора находятся и те, кто производит вещи. Такой выбор опять же обусловлен ограниченными ресурсными возможностями производителей. Исходя из этих возможностей, они производят лишь некоторые виды вещей и в определенном количестве. Перед каждым производителем встают вопросы: что, сколько, как производить? Эти вопросы экономик-с называет фундаментальными, и ответы на них относит к предмету своего исследования. Получается, что
предметом экономик-с является поведение людей как субъектов рыночной экономики.
Предмет политической экономии носит более общий характер.
Эта наука исходит из того, что для удовлетворения своих потребностей,
люди должны заниматься производством необходимых благ, вступая в
соответствующие отношения друг с другом. Отношения по поводу производства необходимых благ. Произведенное они должны распределить между собой, а при необходимости и обмениваться результатами производства. Так что между ними возникают отношения распределения и обмена. Наконец, они должны потреблять произведенное, чтобы удовлетворить свои потребности. Здесь уже возникают отношения потребления.
Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления и составляет предмет политической экономии. Причем эти отношения рассматриваются как объективные, подчиненные законам, независимым от воли и желания людей. Действие этих законов также является предметом политэкономии. Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет нашей науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности. Предмет политической экономии оказывается шире, чем предмет
экономик-с, поскольку отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления и управляющие ими законы возникают не только в рыночной экономике. К тому же экономик-с анализирует достаточно развитую рыночную экономику, обращая внимание на существующие в ней функциональные связи и отношения, тогда как широкий подход политэкономии к системе экономических отношений обусловливает выделение в ней отношений между людьми как представителями
различных классов и социальных групп.
Современная экономическая теория, отражая подходы и положения как экономик-с, так и политэкономии, своим предметом имеет экономические отношения, возникающие между людьми по поводу ограниченных благ
и которые определяют их поведение как хозяйствующих субъектов при
производстве, распределении, обмене и потреблении этих благ.
Из данного
определения следует, что экономические
отношения изучаются не сами по себе, а
в тесной связи с благами, по поводу которых
они возникают, прежде всего теми, которые
составляют материально-техническую основу
общества. Поскольку поведение людей как
хозяйствующихсубъектовопределя
Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, прогностическую, практическую, критическую, методологическую, воспитательную.