Предмет экономической теории. Развитие представлений о предмете экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание

В данная курсовой работе даются ответы на вопросы, неизбежно возникающие у каждого, кто берется за изучение новой для него науки: что изучает экономическая теория? каким образом это изучение происходит? зачем нужно знать экономическую теорию? Ответить на все эти вопросы, значит определить объект и предмет науки, ее методы и функции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………....6
1. Основные этапы развития экономической теории ………………………….6
2. Предмет и функции экономической теории……………………………........10
3. Методы экономического исследования………………………………......…...13
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ.….….…15
2.1. Сущность экономического роста. ……………………………………………...15
2.2. Влияние финансового кризиса на темпы экономического роста…….....19
3. Экономический прогноз на 2010-2012 годы………………………………...21
Глава 3. РЫНОК КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.23
3.1. Функции и роль рынка в экономике. Преимущества, недостатки и
особенности рынка………………………………………………………………...23
3.2. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и
доходов…………………………………………………………………………….....30
3. Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие
необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……..40

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

  Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:

  • формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном рынке);
  • властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);
  • формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.).

  В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).

  Рыночные продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

  Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

  Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

  В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

  Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

  В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

  В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

  С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».  

3.3. Совершенствование важнейших рыночных институтов и снятие необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности 

 

  Ключевым  инструментом повышения эффективности  и конкурентоспособности российской экономики остается конкурентная политика. Предстоит реализовать комплекс мероприятий одобренной Правительством Российской Федерации Программы развития конкуренции в Российской Федерации, предусматривающей, в том числе:

-пересмотр подходов  к осуществлению контроля за экономической концентрацией;

-снижение издержек  входа на рынок товаров и  услуг; 

-упрощение доступа  к инфраструктуре естественных  монополий; 

-повышение эффективности  защиты конкуренции от антиконкурентных  действий органов власти.

  В условиях экономического кризиса особое значение приобретают меры по противодействию роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие. С этой целью Правительство Российской Федерации усилит антимонопольный контроль в сфере торговли. Будут установлены принципы, определяющие особенности организации торговли продовольственными товарами. Будут пресекаться действия, приводящие к дискриминации отечественных производителей товаров со стороны торговых организаций, ведущие, в том числе, к неоправданному росту цен на продовольствие. Совместно с региональными и муниципальными властями будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, развития малого бизнеса в сфере торговли.

Будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство  в дела бизнеса, в том числе при:

-осуществлении  не предусмотренных федеральным  законодательством разрешительных  процедур;

-несоблюдении  процедур продажи (сдачи в аренду) земли и помещений,         -находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

-действиях органов  власти, направленных на введение  ограничений по перемещению товаров  и дополнительных обременений  для предпринимателей;

-несоответствии  нормативных правовых актов органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по вопросам организации и осуществления торговой деятельности антимонопольному законодательству.

  Будет обеспечен  контроль за установлением обоснованных  цен организациями, оказывающими  на платной основе услуги по  сертификации и выдаче иных  разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Предприняты шаги к реформированию системы необходимых экспертиз на основе деятельности аккредитованных коммерческих организаций, для которых будет установлена гражданско-правовая ответственность за качество оказываемых услуг.

Предстоит законодательно закрепить ответственность лиц, замещающих должности федеральной  государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, правоохранительной службы, муниципальной службы в виде дисквалификации за совершение административных правонарушений.

Будет проведена  работа по сокращению и упрощению  разрешительных процедур, осуществляемых органами власти и местного самоуправления. Результат этой работы, а также  максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями станут факторами борьбы с коррупцией.

  Первоочередными  являются меры по совершенствованию  процедур в сферах лицензирования  и технического регулирования.  Подлежит разработке нормативно-правовая база по вопросам: упрощения процедуры получения и переоформления лицензий; повышения открытости и доступности информации о деятельности лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов; разработки унифицированного (единого) порядка лицензирования для однородных объектов лицензирования; устранения взимания с соискателей лицензии дополнительных средств за проведение предлицензионной проверки; унификации требований к лицензируемым видам деятельности.

  Важным направлением является завершение реформы технического регулирования, предполагающей значительное сокращение предъявляемых со стороны государства обязательных требований к параметрам и характеристикам товаров и услуг. В первую очередь сократится перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Будут приняты технические регламенты, первоочередность которых предусмотрена Федеральным законом «О техническом регулировании». При разработке указанных регламентов будут обеспечены публичность и учет мнения широкого круга участников соответствующего рынка и их объединений в целях достижения баланса интересов государства и бизнеса.

Будут приняты  меры по урегулированию порядка предоставления (оказания) услуг, сопутствующих выполнению государственных функций органами власти, органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, а также иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Разработан комплекс мер, обеспечивающих контроль соблюдения законодательства при предоставлении органами власти, их территориальными органами и подведомственными им организациями, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг на платной основе.

Важным направлением по снижению административных барьеров является работа по расширению применения электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. С этой целью будет ускорено введение системы электронного обмена документами между органами власти.

  Предстоит  внести изменения в Кодекс  Российской Федерации об административных  правонарушениях в части изменения  системы санкций, выносимых при  проведении проверок деятельности  хозяйствующих субъектов. При  выявлении нарушения обязательным  должно стать вынесение сначала предупреждения (предписания) об устранении нарушения, и только в случае невыполнения предписания - наложение штрафа.

Ключевым направлением антикризисных мер является поддержка  малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 году будет направлено 40,5 млрд. рублей, что в 11 раз больше, чем в 2008 году. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. рублей, то есть в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. рублей.

  Уже с  1 мая начнет действовать новый  порядок проверок юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей. Они будут осуществляться не  чаще, чем один раз в три  года, а внеплановая проверка - только  с санкции прокурора.

Будет сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации. Расширится сфера декларирования соответствия, что серьезно сократит издержки предпринимателей на осуществление процедур обязательного  подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности.

  Установлены  льготные тарифы на технологическое  присоединение к электрическим  сетям. При этом для потребителей  с мощностью до 15 кВт стоимость  присоединения не будет превышать  550 рублей, а от 15 до 100 кВт - можно внести только авансовый платеж в размере 5 процентов от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

Требование об обязательной квоте (до 20 процентов) для  малого предпринимательства при  государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний на 25 млрд. рублей. Также будут установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний.

Будет разработан механизм рефинансирования портфелей  кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечено развитие системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд. рублей будет расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешэкономбанком, в том числе на цели микрокредитования будет направлено до 1 млрд. рублей.

  Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80 процентов расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства.

  В 2009 году  впервые предоставляется возможность  авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60 процентов в течение первого-третьего квартала текущего года.

Будут также  приняты дополнительные меры по поддержке  развития малого и среднего бизнеса:

формирование  законодательной основы микрофинансовой  деятельности, совершенствование законодательства о кредитной кооперации как составной  части финансовой системы Российской Федерации;

развитие альтернативных форм организации торговой деятельности, включая ярмарки выходного дня, в целях обеспечения населения доступными товарами повседневного спроса;

совершенствование системы сертификации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее максимально  быструю поставку скоропортящейся  продукции в торговые объекты;

Информация о работе Предмет экономической теории. Развитие представлений о предмете экономической теории