Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:49, контрольная работа
В данной работе предпринимательство в экономической системе общества, в соответствии с предложенной программой, будет рассмотрено в следующих аспектах:
Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности.
Формы предпринимательской деятельности и их эффективность.
Взаимодействие экономических интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.
Введение
Вопрос 1. Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности.
Вопрос 2. Формы предпринимательской деятельности и их эффективность.
Вопрос 3. Взаимодействие экономических интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.
Заключение
Список литературы
Министерство
транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский
государственный университет Кафедра
«Финансы и кредит» Предпринимательство
в экономической
системе общества Контрольная работа по дисциплине
«Экономическая теория» Студен Омск 2009 |
Введение
Вопрос 1. Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности.
Вопрос
2. Формы предпринимательской
Вопрос 3. Взаимодействие экономических интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.
Заключение
Список литературы
Введение
Предпринимательство это способ хозяйствования, который утвердился в экономике в результате эволюции. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 году. В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (по различным источникам 1911 или 1912 год).
Несмотря на многочисленные исследования, ни за рубежом, ни у нас в России пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства. «Три волны» развития теории предпринимательской функции – так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII веке, была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный
этап развития теории предпринимательской
функции можно отнести к «
В данной работе предпринимательство в экономической системе общества, в соответствии с предложенной программой, будет рассмотрено в следующих аспектах:
Вопрос 1. Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности
В
докапиталистическую эпоху
Враждебное отношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период предпринимательским функциям отводилась малозаметная роль, а господствующей формой производства оставалось натуральное хозяйство.
Теория
предпринимательства
Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон. В начале 18 века он одним из первых обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Им отмечалась рисковая деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
С тех пор сформировалось несколько принципиально различных подходов к предпринимательской функции.
Первая трактовка господствует в трудах классиков политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит), которые видят в предпринимателе собственника капитала. При этом у Ж. Тюрго, а позднее у немецких историков (В. Рошер, Б. Гильдебранд), он не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с личным производительным трудом. Характерно, что основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе. По их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки». Предприниматель может выступать в качестве собственника (А. Смит) либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Во второй трактовке он рассматривается как организатор производства, вовсе не обязательно отягощенный правами собственности. В начале 19 века Жан-Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью».
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. Карл Маркс провел функциональное разграничение между собственником и предпринимателем. В то же время, он видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль. Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Лишь на рубеже 19-го и 20-го веков экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. Определение предпринимателя как менеджера (третья трактовка) утверждается в работах неоклассиков (А. Маршалл, Л. Вальрас, К. Менгер, Ф. Визер). Нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится обычным элементом большинства теорий предпринимательства – классических (Й. Шумпетер) и современных (А. Коул, П. Дракер). А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, земле и капиталу, четвертый – организацию. Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство.
Содержание предпринимательской функции в данном случае заключено в приспособлении производства к изменяющимся условиям рынка, восстановлении нарушенного равновесия, более эффективном использовании имеющихся ресурсов и удовлетворении возникающего спроса. Организация объявляется «четвертым фактором производства», а предпринимательство служит по существу неким встроенным элементом саморегулирующегося механизма цен.
Движение экономической мысли идет во многом параллельно тому, как изменяется фигура реального предпринимателя. Вначале он сочетал в себе качества владельца и управляющего. На рубеже XIX-XX вв. во главе предприятия становится менеджер - «бюрократ от экономики». Ф. Найт и Фон Тюнен дали подробную характеристику предпринимателя, как обладателя особых качеств. Этот элемент становится центральным в концепции предпринимательства Ф. Найта: «Люди, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределенности, а также гарантирующие большинству их заработную плату, получают право управлять деятельностью этого большинства и присваивать соответствующую часть дохода». Кроме того, Найт и Тюнен проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход.
Наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес Й. Шумпетер. Разработанная им идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства. В труде «Теория экономического развития» Й. Шумпетер ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием.
Экономический рост – это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг.
Экономическое развитие – это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее, иначе говоря, инновация.
Концепция инновации по Шумпетеру включает пять аспектов:
В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям т.е. по т.н. циркулярному потоку экономической жизни. Экономическое развитие вносит коррективы в ход циркулярного потока, вызывает к жизни и формирует новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших.
Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, резины и стекла. В то же время, автомобиль, с промышленной (отраслевой) точки зрения, «похоронил» конные заводы и шорные фабрики – разведение лошадей и изготовление сопутствующих товаров перешло в сферу спорта и корпоративных развлечений, сельского полукустарного ремесла.
Таким образом, инновация, а с ней и экономическое развитие, носит прерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл. Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновативные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство или предпринимательская способность есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам.
Четвертую трактовку предпринимательская функция получает в рамках институциональной экономической теории (Р. Коуз, О. Уильямсон), в которой предприниматель становится субъектом, совершающим выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предпринимательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от ценового механизма и механизма государственного регулирования, а в чем-то альтернативным им обоим. Теория Й. Шумпетера получила практическое подтверждение. Если предпринимательская способность – фактор производства, значит, ее фиксированное количество должно вызывать убывающую отдачу при наращивании прочих факторов производства.
Информация о работе Предпринимательство в экономической системе общества