Предпринимательство в экономической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание

В данной работе предпринимательство в экономической системе общества, в соответствии с предложенной программой, будет рассмотрено в следующих аспектах:
Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности.
Формы предпринимательской деятельности и их эффективность.
Взаимодействие экономических интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.

Содержание

Введение
Вопрос 1. Эволюция взглядов на сущность предпринимательской деятельности.
Вопрос 2. Формы предпринимательской деятельности и их эффективность.
Вопрос 3. Взаимодействие экономических интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство в экономической системе общества.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

    Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    Учредителями  АО могут выступать как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные лица в соответствии с законоположениями об иностранных инвестициях.

    Государственные органы (органы местного самоуправления), если иное не установлено федеральными законами, не могут выступать в качестве учредителей акционерного общества.

    Число акций, имеющихся у каждого участника  определяет его имущественный вклад  в предприятие и является количественной мерой его влияния на процесс  управления.

    С точки зрения степени участия  в предприятии государства предпринимательство может быть частным (рассмотрено выше), государственным и частногосударственным.

    Государственное предпринимательство  или государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

    Государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

    Собственник имущества предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия  если иное не предусмотрено. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.

    В составе государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными на баз федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

    Наиболее  распространенной формой государственного предпринимательства является публичная  корпорация. Такие корпорации создаются  по правительственным указам в форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество.

    Частногосударственное предпринимательство. Широкие возможности для участия государства в предпринимательской деятельности открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное предпринимательство.

    Его целью является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих целям государственного предпринимательства.

    В России одной из форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение эффективности деятельности в больших масштабах (повышение конкурентоспособности, научно- техническое развитие).

    Участниками ФПГ выступают:

    1. Производственные организации;

    2. Банки и иные кредитные учреждения.

    Частногосударственное предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, как правило через  создание АО или ООО.

    Такие смешанные компании обладают привилегиями,

во-первых, по сравнению с частным предпринимательством:

  • предоставление субсидий и дотаций;
  • льготный режим получения импортных лицензий;
  • гарантированные поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо фиксированным ценам;
  • экспортные дотации;

во- вторых, по сравнению с государственным:

  • обладают большими возможностями заемных средств;
  • диктат государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения квалифицированным в области рынка большинством.

    Кроме того, выделяются организационно-экономические формы предпринимательской деятельности, которые характеризуются типами соглашений между предпринимателями в области организации их деятельности:

    • картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;
  • синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;
  • консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
  • концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.

    Формы предпринимательства могут быть классифицированы по особенностям участия  в экономике с точки зрения вида конечного продукта.

    Исходя  из этого предпринимательство можно разделить на:

  • производственное;
  • коммерческое;
  • финансовое.

    К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население. Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные.

    Коммерческое  предпринимательство  характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др.

    Финансовое  предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме. С переходом к рыночным отношениям рынок денег, валюты и ценных бумаг становится реальностью, его участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и физические лица-предприниматели.

      Вопрос 3. Взаимодействие экономических  интересов в рыночной экономике и анализ их взаимосвязей.

    Экономические интересы - это осознанные экономические потребности отдельных людей, социальных слоев, групп и классов, проявляющиеся в поставленных целях, конкретных заданиях и действиях по их достижению. Они отражают отношения собственности, различные ее типы и формы. В соответствии с этим различают различные типы и формы экономических интересов. Так, существование трех основных типов собственности (частной, коллективной и государственной) определяет наличие частных, коллективных и общественных интересов.

    Главная функция экономических интересов  в хозяйственном механизме состоит  в мотивации и стимулировании трудовой активности и достижении наилучших количественных и качественных результатов в труде.

    Экономические интересы превращаются в движущую силу социально-экономического прогресса, когда оптимально сочетаются личные (в том числе частные), коллективные и общественные интересы. Такое сочетание необходимо как на уровне отдельного предприятия, отрасли, так и на уровне государства в целом. На уровне предприятия оно осуществляется благодаря внедрению прогрессивных форм заработной платы, рациональному распределению прибыли на стимулирование труда, расширение масштабов производства и отчислений в государственный бюджет и т. п. Мировая практика показывает, что оптимальное сочетание всех интересов имеет место тогда, когда в государственный бюджет изымается около 35% прибыли.

    Условием  оптимального сочетания экономических интересов на уровне государства является рациональное распределение средств, полученных государством через механизм налогообложения, на социальные расходы (образование, здравоохранение, культуру и др.), защиту окружающей среды, развитие экономики, обороны.

    Взаимодействие  экономических интересов составляет основное содержание экономической  жизни общества. Экономические интересы затрагивают все сферы человеческой деятельности, образуя сложную многоуровневую систему, которая проявляется,  в том числе и в виде экономических потребностей.

    В качестве одного из важнейших факторов формирования закономерности развития системы экономических интересов, выступает действие закона возвышения потребностей. Закон возвышения потребностей есть общий экономический закон, выражающий прогрессивный процесс количественного и качественного изменения существующей в обществе системы потребностей. Согласно данному закону, в ходе развития общественного производства происходит рост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется. Этот закон характеризует стадии движения потребностей, взаимосвязи между производством и потребностями, их взаимное влияние друг на друга при определяющей роли производства.

    Наряду  с потребностями, другим важнейшим элементом данного закона являются экономические возможности, или ресурсы общества. Они, так же как и потребности, представляют собой исходную экономическую предпосылку процесса воспроизводства. Эти две категории и составляют две стороны закона возвышения потребностей, его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей является присущая им тенденция к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей.

    Специфика рынка и рыночных отношений состоит  в нацеленности на получение максимума  прибыли. Рыночная экономика стимулирует  развитие системы экономических  потребностей населения, способствует постоянному обновлению механизма  воздействия на эту систему. Таким образом, очевидно, что характеристика закономерности развития экономических интересов невозможна без всестороннего рассмотрения законов движения отношений собственности.

    Как известно, исторически первым сложился так называемый доиндустриальный, или первичный сектор экономики, включающий сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых для собственных нужд. Основным средством производства являлась земля. В этих условиях производитель относится к средствам производства, прежде всего к земле, как к собственным, и источником его существования являются продукты, произведенные им самим на его земле. Характер технологической базы данного этапа развития человеческой цивилизации обусловливал в целом доминирование индивидуальной формы собственности на условия и результаты производства.

Информация о работе Предпринимательство в экономической системе общества