Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования – изучить основные этапы становления предпринимательства в России, а также проблемы развития малого предпринимательства, обостренные мировым финансовым кризисом 2007-2009гг.
Поставленная цель определила решение следующих исследовательских задач:
• раскрыть содержание понятия «предпринимательство», «малое предпринимательство»;
• рассмотреть основные этапы формирования и становления предпринимательства в России, начиная с дореволюционной России;
Введение……………………………………………………………………..….3
1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»:
эволюция и современность………………………………………………...…..6
1.2. История развития предпринимательства в России………………....…..10
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства………..24
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство…………………………………………………………28
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса………..…31
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………..….36
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»:
эволюция и современность……………………………………………
1.2. История развития предпринимательства в России………………....…..10
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства………..24
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство……………………………
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса………..…31
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.
Становление предпринимательства происходит в сложных условиях становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства, в том числе и с точки зрения обеспечения его безопасности. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства.
В условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции на рынках товаров, капитала и труда отечественным предприятиям для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности необходимо значительно повысить устойчивость функционирования. Недостаточно устойчивое состояние многих российских предприятий остро ставит задачу интенсивного поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих условия для мобилизации внутренних резервов на предприятии и для адаптации производства к быстро меняющимся условиям внешней среды.
Ситуация осложняется мировым финансовым кризисом, который оказал существенное влияние на экономику многих стран, в том числе и России. Наиболее уязвленным, на наш взгляд, являются субъекты малого и среднего бизнеса.
Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Именно поэтому, в рамках рассматриваемой темы исследования: «Предпринимательство в России. Проблемы становления» особое внимание уделено проблемам малого бизнеса. Почему именно малый бизнес?
В экономически развитых странах делается акцент на становление социальной государственности, предпочтение отдается моделям социально ориентированной рыночной экономики. Первоочередную роль в процессе создания такого хозяйственного порядка, который ставит рынок на службу социальным целям, играет именно малое предпринимательство, являясь наиболее мобильной формой активизации инициативной деятельности граждан.
Развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики.
В целом проблемы, характерные для малого, среднего и крупного бизнеса имеют одну основу:
налоговое регулирование и проблемы налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта;
административные барьеры;
доступ к ресурсам и негативное влияние на инвестиционную активность.
Однако для малого бизнеса они имеют свою, характерную «окраску». Эти проблемы и пути их решения и будут рассмотрены в настоящей работе.
Цель исследования – изучить основные этапы становления предпринимательства в России, а также проблемы развития малого предпринимательства, обостренные мировым финансовым кризисом 2007-2009гг.
Поставленная цель определила решение следующих исследовательских задач:
раскрыть содержание понятия «предпринимательство», «малое предпринимательство»;
рассмотреть основные этапы формирования и становления предпринимательства в России, начиная с дореволюционной России;
выявить основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения.
Предметом исследования является система организационных и экономических отношений, возникающих в процессе формирования комплекса мер государственного регулирования предпринимательства в России, малого предпринимательства в частности.
Объект исследования выступает малое предпринимательство как сектор экономики.
Структурно работа включает два раздела, введение, заключение и список литературы.
1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»: эволюция и современность
В процессе развития рыночного хозяйства меняются организационные формы предпринимательства, масштаб деятельности, сферы применения, предпринимательские функции. Вместе с этим меняется сущность и содержание понятия «предпринимательство».
Все исследователи отмечают его особую роль в области инноваций: как технологических, связанных с появлением новых продуктов, услуг и методов их производства, так и социально-экономических, решающих проблемы внедрения новых форм и методов управления, рыночных стратегий и другие.
На наш взгляд предпринимательство связано со способностью отдельных лиц (физических и юридических) накапливать необходимые ресурсы для капитализации новых, открывающихся возможностей, которые могут быть связаны как с появлением новых технологий, продуктов и услуг, так и с обнаружением незанятых рыночных ниш, с внедрением новых форм и методов управления и т.п. Оно не зависит от размеров юридического лица и может быть присуще физическому лицу или малой фирме и большим организациям. Это – рискованное дело, осуществляемое на свой риск и под свою ответственность. Но, как правило, предпринимательство более развито в малом бизнесе, ресурсы которого ограничены, и которому приходится искать нетрадиционные пути для их накопления.
Предпринимательство как социально - экономический феномен прошло длительный и сложный путь становления и эволюции.
Сами понятия «предприниматель» и «предпринимательство» произошли от английских и французских слов businessman (деловой человек), entrepreneur (предприниматель), enterprise (предприятие).
В различные эпохи феномен предпринимательства под тем или иным углом зрения рассматривали такие ученые как Р. Кантильон, А. Смит, К. Маркс, Д. Рикардо, М. Вебер, Й. Шумпетер и др.
В современной научной литературе до настоящего времени нет четкого общепринятого определения предпринимательства. П. Друкер подчеркивает, что прошло уже много лет с тех пор, когда введен термин «предпринимательство», «а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство»[1].
Начиная с 80-х годов прошлого столетия, отечественные ученые стали исследовать малое предпринимательство в нашей стране. Официальная история современного российского предпринимательства начинается с принятием Закона СССР «О Кооперации» в 1988 г.
Анализ критериев, известных в экономической теории, которые позволяют отнести тот или иной вид деятельности к предпринимательству, а конкретное лицо - к предпринимателям, позволяет выделить оптимальные:
Управление капиталом с целью получения прибыли - к предпринимательству не может быть отнесена деятельность, не связанная с управлением экономическим, культурным, символическим и другим капиталом, общественная, благотворительная и тому подобная деятельность, не имеющая целей извлечения прибыли.
Активность субъекта предпринимательской деятельности - данный критерий исключает пассивные формы получения дохода от собственности на капитал, землю, средства производства.
Систематичность предпринимательской деятельности - критерий позволяет исключить из рассмотрения в качестве предпринимательства случайные, эпизодические акты, приносящие прибыль их субъекту.
Самостоятельность и ответственность субъекта предпринимательской деятельности - данный критерий является более подходящим по сравнению с критерием свободного предпринимательства, так как, в принципе, любая предпринимательская деятельность ограничена определенными социальными, правовыми, культурными и прочими нормами и в этом смысле свободна лишь отчасти. Более того, представляется возможной предпринимательская деятельность в условиях очень жестких политических и экономических систем, и даже принудительное предпринимательство.
Важно отметить, что важнейшим элементом хозяйственной системы страны выступает сфера малого предпринимательства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Важнейшей ролью малого предпринимательства является обеспечение стабильности в обществе. К сожалению, в настоящее время сектор малого предпринимательства претерпевает не лучшие времена своего развития.
Важно учитывать, что проблема управления развитием малого предпринимательства в последнее время стала рассматриваться многими исследователями. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником[2]. Малое предпринимательство не является особой организационно-правовой формой.
Понятие «малое предпринимательство» связано, прежде всего, с критериями хозяйствующего субъекта. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли или дохода, объема оборота или численности занятых на предприятии работников.
Таким образом, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на предприятии.
Под малым предпринимательством в настоящей работе мы будем понимать деятельность, физических или юридических лиц (предприятий), направленная на получение прибыли и развитие собственного дела, отвечающая следующим критериям: численность работников по отраслям экономики, размер уставного капитала, независимость от других организаций, объем выручки от реализации продукции, работ, услуг по отраслям экономики.
Важно отметить, что существенным шагом в совершенствовании правового регулирования малого предпринимательства является введение в действие с 1 января 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»[3] (далее по тексту – Закон).
Согласно этому Закону к субъектам малого и среднего бизнеса могут относиться должным образом зарегистрированные индивидуальные предприниматели и организации, удовлетворяющие определенным условиям.
Во-первых, организации и физические лица (предприниматели без образования юридического лица), у которых доля участия в уставном капитале третьих лиц не превышает 25%. Под третьими лицами подразумеваются государственные органы, иностранные организации и граждане, а также общественные и религиозные организации и прочие юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, число работников не должно превышать 250 чел. Предприятия относятся к средним с числом работников от 100 до 250 чел. и к малым, число работников в которых не более 100 чел. В малых предприятиях выделяются микропредприятия, в которых заняты не более 15 чел.
В-третьих, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать некоторых предельных значений, которые с 1 января 2010 г. будут устанавливаться Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ).
«Как видно, в течение 2008 и 2009 гг. ни одно предприятие не может быть отнесено к субъектам малого или среднего бизнеса, так как законодательно не определен третий критерий отнесения предприятий к субъектам, на которые должно распространяться действие Федерального закона N 209-ФЗ. Следовательно, предприниматели не смогут фактически в полной мере воспользоваться положениями этого Закона еще два года».[4]
Это не единственное замечание к нормам Закона, можно сказать, что его введение в действие является первым шагом. Надеемся, что вновь избранная Государственная Дума пятого созыва будет регулярно принимать поправки, дополняющие и конкретизирующие положения этого Закона, а также поправки в НК РФ, в Закон о бухгалтерском учете и в другие кодексы, законы и подзаконные нормативные акты в целях максимального содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в особенности в сфере промышленного, перерабатывающего и сельскохозяйственного производства, чтобы, по крайней мере, на законодательном уровне были устранены все препятствия к дальнейшему ускоренному экономическому развитию нашей страны.
Информация о работе Предпринимательство в России. Проблемы становления