Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования – изучить основные этапы становления предпринимательства в России, а также проблемы развития малого предпринимательства, обостренные мировым финансовым кризисом 2007-2009гг.
Поставленная цель определила решение следующих исследовательских задач:
• раскрыть содержание понятия «предпринимательство», «малое предпринимательство»;
• рассмотреть основные этапы формирования и становления предпринимательства в России, начиная с дореволюционной России;
Введение……………………………………………………………………..….3
1. Становление и развитие предпринимательства в России
1.1. Содержание понятий «предпринимательство» и «бизнес»:
эволюция и современность………………………………………………...…..6
1.2. История развития предпринимательства в России………………....…..10
2. Влияние кризисных явлений в экономике России на малый бизнес
2.1. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства………..24
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство…………………………………………………………28
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса………..…31
Заключение……………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………..….36
Категория субъектов малого | Проблемы |
Субъекты МП, которые активно | Отсутствие доступа к банковскому |
Субъекты МП, производящие | Снижение спроса на продукцию, риск |
Субъекты МП, оказывающие | Снижение спроса на услуги, риск |
Субъекты МП, действующие в сфере | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, действующие в | Повышение стоимости импортной продукции, |
Субъекты МП, действующие в сфере | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, оказывающие услуги | Снижение спроса на продукцию и услуги, |
Субъекты МП, работающие по | Снижение объемов заказов в 2009 г., |
Субъекты МП, реализующие | Отсутствие финансовых средств для |
Все субъекты МП | Административное давление на бизнес, |
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
2.2. Снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.
Прежде всего, необходимо увеличить финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.[15]
Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 г. предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, выполняемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации.
Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлены на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации.
Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно, мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также на сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий.
Определенное воздействие на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий могут также оказать меры по регулированию импорта ввозимых товаров, в частности квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего продукты питания).
В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая проведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:
об особенностях кризиса;
о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
о специфике управления в условиях кризиса;
о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.[16]
2.3. Развитие малого предпринимательства в условиях кризиса
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно подразделить на три группы:
налоговое регулирование;
сокращение административных барьеров;
кадровая поддержка малых предприятий.[17]
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
В целях высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечения возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия.
Прежде всего, требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. В целях упорядочения налоговых проверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.
Что касается замены обязательной сертификации декларированием, то принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке нужно подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. При этом следует придерживаться целевой установки на сокращение доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009 - 2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса, приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.[18] Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий. Учитывая высвобождение большого количества работников, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по их привлечению на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.
Этапы развития предпринимательства в России:
первый этап - до революционный (вторая половина 19 – начало 20вв);
второй этап (октябрь 1917 – 1920гг);
третий этап (период НЭПА);
четвертый этап (конец 20-х годов – до второй половины 80-х годов);
пятый этап (вторая половина 80-х годов до начала 90-х годов);
шестой этап (начало 90-х годов до настоящего времени).
Некоторые исследователи объединяют пятый и шестой этап. Рассматривая развитие предпринимательства с пятого периода (меньшие временные рамки), исследователи выделяют 1998 год – как переломный, кризисный период экономики России и следовательно и предпринимательских структур.
Реформирование российской экономики, которое было начато в 1992 году, стало процессом весьма неоднозначным, вовлекающем в себя соответствующие ей отрасли с разной степенью охвата и различными стартовыми условиями. Особое место в данном процессе принадлежит малому предпринимательству, масштабы преобразований которого оказались для реформаторов настолько значительными, что отодвинули сроки проведения радикальных реформ и мер в этой сфере на более поздний срок.
Малое предпринимательство — существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Оно придает экономике должную гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, обеспечивает прорыв по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и снимает другие проявления социальной напряженности.
По нашему мнению существуют несколько причин, сдерживающих развитие малого бизнеса в России:
административно-
недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства;
инфраструктура поддержки малого предпринимательства до сих пор не объединена в единую систему;
неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое предпринимательство в России.
В качестве основных проблем малого предпринимательства в период финансового кризиса можно назвать:
ограниченный доступ к финансовым ресурсам;
падение спроса на товары, работы, услуги;
административное давление;
Информация о работе Предпринимательство в России. Проблемы становления