Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 03:42, курсовая работа
Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
1. Введение.
Предприятие главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
· Сущность и формы предприятия. Трудовой коллектив предприятия.
· Виды предприятий. Малые предприятия и их роль в экономическом прогрессе.
2. Система управления предприятием в условиях рынка.
· Управление предприятием и самоуправление трудового коллектива.
· Предприятие и государство.
· Внутрихозяйственная структура предприятия.
· Экономические проблемы предпринимательства и пути их решения.
3. Заключение.
Экономические проблемы предпринимательства
и пути их решения.
Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.
Для активизации
усилий в этом направлении и более
полного понимания всего
1) доступность
различных видов ресурсов и
возможность ими распоряжаться
с целью получения прибыли
при постоянном наличии
2) эффективное
управление и организация
3) особенное
новаторское, творческое
Основное же
условие возможности
- преобладание
частной собственности на
- юридическая и экономическая независимость в принятии решений;
- упрощенная система управления;
- профессиональная взаимозаменяемость работников;
- непосредственное
участие собственника в
- инициативный,
поисковый характер
Нетрудно заметить,
что принципы деятельности этих фирм
близки характеристике предпринимательства.
Действительно, практически повсеместно
происходит отождествление предпринимательства
с малым бизнесом, широкое использование
в отечественной науке и
Очевидна и
причина этого явления широкое
распространение
Конкуренция это основное условие, при котором работают рыночные механизмы, порождающие стимулы, формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг.
России, как и
другим странам с переходной экономикой,
в наследство от советской государственно-
Монополизм планово-
Конечно, конкурентная среда может быть создана и при этих условиях на основе либерализации связей с внешним рынком, в частности за счет ослабления таможенных ограничений для зарубежных товаров, поступающих на внутренний рынок, с одновременным усилением контроля за их качеством. Но такой путь формирования конкурентной среды при глубочайшем экономическом кризисе чрезвычайно опасен. Созданная таким образом конкурентная среда способна лишь усилить действие сил, разрушающих национальную экономику. Нельзя не учитывать, что товары, производимые на большей части украинских предприятий, по сравнению с товарами мирового рынка неконкурентоспособны. Большинство украинских предприятий этой конкуренции не выдержит, что может усугубить и без того их трудное положение.
Существует мнение,
что решение данной проблемы лежит
в технологическом обновлении производства,
которое должно сделать продукцию
предприятий
Но даже если
крупным предприятиям и удается
обновить технологию, во многих случаях
они обречены, оставаться неконкурентоспособными
на мировом рынке. Это обусловлено
не в последнюю очередь
Предприятия (в первую очередь крупные, но не только они) создавались по принципу максимально замкнутого комплекса подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий и было узаконено нормативными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав подразделений основного производства формировался таким образом, чтобы свести к минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии создавалась широкая номенклатура подразделений вспомогательного и обслуживающего производств. Аппарат управления, как правило, включал многочисленные отделы, группы, бюро, лаборатории.
Такой подход к формированию структуры предприятий диктовался не только стремлением максимально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и тем, что оплата услуг сторонних организаций, как правило, обходилась дороже по сравнению с затратами на содержание своих соответствующих подразделений. Кроме того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории предприятий.
На эту структурную
особенность “традиционных” предприятий
рыночная экономика отреагировала
определенными тенденциями. На протяжении
последних лет в странах с
современной рыночной экономикой просматривается
отчетливое стремление предприятий
дистанцироваться от многих функций, выполнявшихся
ранее их внутренними подразделениями,
в первую очередь такими, которые
отличались пульсирующими нагрузками.
Именно за счет этого фактора сокращается
число промышленных гигантов и, вместе
с тем, возрастает количество малых
предприятий. Вопреки теоретической
догме о неотвратимости процесса
концентрации производства, средние
размеры предприятий
Этот процесс делает рыночную экономику более динамичной, мобильной, восприимчивой к инновациям, повышает ее способность оперативно реагировать на рыночный спрос и его изменения. Вместе с тем растущая часть предпринимательского риска переносится на малые предприятия, а работа крупных предприятий, остающихся фундаментом рыночной экономики и ее экспортного потенциала, становится более устойчивой. Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сопровождается расширением конкурентной Среды, вторжением конкуренции в сферы, которые раньше были представлены внеконкурентными отношениями внутренних подразделений предприятий.
Конечно, характеризуя
возрастание роли малых предприятий
в рыночной экономике, следует учитывать
не только их значение во всей инфраструктуре
предприятий, но и социальную сторону
процесса, в частности, роль малых
предприятий как фактора
Могут быть названы различные варианты процесса образования сети малых предприятий, выполняющих функции формирования инфраструктуры во всей совокупности предприятий. Прежде всего, малые предприятия могут создаваться путем отпочкования подразделений, от есть выделения из более крупного предприятия с предоставлением им соответствующих прав (юридического лица, открытия расчетного счета, самостоятельного баланса и т.п.). При этом малое предприятие получает возможность самостоятельно формировать портфель заказов, что ставит его доходы в прямую зависимость от результатов собственной деятельности. Однако на этом пути неизбежны многочисленные проблемы и трудности. В частности, они связаны с формированием собственности на имущество малых предприятий, с материально-техническим обеспечением производства и , следовательно, распределением и использованием его доходов. Эти проблемы не исчезают и в том случае, если создание малых предприятий осуществляется на основе передачи имущества в аренду.
Создание малых предприятий путем их отпочкования от более крупных может быть связано с акционированием, например, путем придания подразделениям форм небольших акционерных компаний, акции которых могут распространяться как среди трудового коллектива предприятия (крупного и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариантах отпочкования остается главная проблема. Получая самостоятельность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбежно возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, в том числе по отношению к тем, от которых они отделились, а также во что обойдутся их продукция и услуги предприятиям, оставшимся без соответствующих подразделений.
Отмеченная выше проблема возникает из-за того, что сам по себе способ создания малых предприятий на основе дезинтеграции более крупных не способен создать конкурентную среду и, следовательно, механизмы, оказывающие влияние на деятельность малых предприятий, качество их продукции и услуг, а также на цены их реализации. Именно это объясняет неудачи многих попыток формирования малых предприятий на указанной основе. Были случаи, когда выделение из состава крупных предприятий ряда малых не только не принесло успеха, но и стало дополнительным фактором сокращения выпуска продукции, снижения ее конкурентоспособности.
Правильные выводы
подсказывает опыт крупных компаний
в странах с развитой современной
рыночной экономикой. Известно, например,
что предприятия такой
Из изложенного следует вывод, что на основе одного лишь отпочковывания нельзя создать системы, оптимально сочетающие предприятия разных размеров и различных функций. Одним из важнейших условий выхода Украины на уровень конкурентоспособности с предприятиями дальнего зарубежья является создание наиболее благоприятных условий для формирования такой массы малых предприятий, которые в своей совокупности способны выполнять функции инфраструктуры на конкурентной основе.
Информация о работе Предприятие главная экономическая единица конъюнктуры рынка