Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

елью данной работы является разработка предложений по повышению прибыли и рентабельности предприятия на основе статистического анализа.
В связи с поставленной целью работы определим ее задачи:
Обобщение теоретических подходов к статистическому изучению прибыли и рентабельности;
Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Проведение статистического анализа прибыли и рентабельности.
Выявление внутренних резервов повышения прибыли и рентабельности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ 4
1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 8
1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА 2009-2011 ГОДА 16
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» В 2012 ГОДУ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

прибыль и рентабельность предприятияправка.docx

— 131.67 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 2

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО  ИЗУЧЕНИЯ РИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4

    1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ 4

    1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 8

    1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10

    2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА  2009-2011 ГОДА 16

    2.1 КРАТКАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16

    2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19

    2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24

    3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» В 2012 ГОДУ 26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 35

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОАО  «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА 2009-2011 ГОДА 38 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы  устойчивого генерирования прибыли  в среднем. Поскольку в мире бизнеса  и конкурентной борьбы никто не застрахован  от собственных ошибок и появления  более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать  с определенностью, какова будет  прибыль в будущем, хватит ли доходов  предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены  собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности  текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью  полученных доходов (убытков) в отдельные  годы, сколько устойчивостью генерирования  прибыли в среднем. Если предприятие  постоянно имеет прибыль (возможно и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного  характера, в особенности в отношении  привлечения дополнительных источников финансирования. Иными словами, не только не только текущее финансовое состояние, но и решения стратегического  характера в значительной степени  зависят от эффективности текущей  рутинной деятельности, суть которой  является генерирование прибыли. Устойчивая текущая прибыль служит индикатором  правильности выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

    Доходы  организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанных услуг); операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное пользование своих активов, доходы от участия в уставных капиталах других организаций, проценты, полученные по займам, и др.); внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки, активы, полученные безвозмездно); прочие поступления.

    Целью данной работы является разработка предложений  по повышению прибыли и рентабельности предприятия на основе статистического  анализа.

    В связи с поставленной целью работы определим ее задачи:

  • Обобщение  теоретических  подходов к статистическому изучению прибыли и рентабельности;
  • Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
  • Проведение статистического анализа прибыли и  рентабельности.
  • Выявление внутренних резервов повышения прибыли и рентабельности на предприятии.

    Объектом  исследования в работе является ОАО «Орелоблэнерго». Предметом исследования выступает система показателей прибыли и рентабельности данного предприятия. Период исследования: 2009-2011 года.

    Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные  акты РФ, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских  учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЯ

    Прибыль есть чистый доход фирмы, то есть совокупный доход (Д) за вычетом произведенных расходов (Р). В прибыли получают законченную денежную оценку все аспекты деятельности фирмы – основная (операционной), инвестиционная и финансовая.

    Многоаспектность  прибыли как экономической категории  обуславливает возможность и  необходимость ее изучения с различных  точек зрения. Наряду с бухгалтерским  возможен и другой взгляд на состав и структуру ее формирования [12, стр. 125].

    Экономические границы прибыли фирмы задаются еще до начала производственного  процесса и определяются средней  нормой отдачи на капитал, задаваемой экономикой в целом. Границы прибыли  достаточно подвижны и зависят от условий финансово-хозяйственной  деятельности конкретной фирмы. 

    Начиная производство, предприниматель берет  на себя дополнительный риск в расчете  получить соответствующую индивидуальную премию. Если рыночная конъюнктура  будет благоприятной, премия за предпринимательский  риск будет высокой. В обратном случае, велика вероятность оказаться в  убытках [15, стр. 85]. 

    Использование специфических, редких видов производственных ресурсов, как, например, узкоспециализированной рабочей силы, уникальной информации, технологических решений и др. предполагает исключительный характер самого производства, его индивидуальность. Очевидно, что организация подобного  производства требует от предпринимателя  особых, нестандартных решений, которые  сопряжены с неопределенностью  и риском. Чем выше неопределенность, тем выше премия за риск и, соответственно, уровень индивидуальной прибыли предпринимателя.

    Помимо  премии за риск, монопольной сверхприбыли и ренты к категории индивидуальной прибыли можно отнести вознаграждение за предпринимательскую деятельность, связанную с удачными технологическими и организационными инновациями. При этом в качестве особого производительного фактора, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, рассматривается талант предпринимателя. Очевидно, из всех форм прибыли предпринимательская премия носит наиболее субъективный и в то же время прогрессивный характер.

    В контексте этих рассуждений важно  иметь в виду, что в поиске экономических  альтернатив современными фирмами  движет стремление к обладанию экономической  рентой.

    Экономическая рента - это сверхприбыль, получаемая фирмой в результате превышения альтернативных издержек, когда отрасль не находится в равновесном состоянии, либо в результате обладания фирмой рыночной властью или монополией. Однако следует иметь ввиду, что рентоориентированное поведение, распространенное в последние годы в отечественном бизнесе, ничего общего с экономической рентой не имеет.

    Получение фирмой прибыли является определяющим мотивом ее деятельности. Ввиду того, что хозяйственная деятельность фирмы весьма разнообразна, формирование конечного финансового результата во многом зависит от того, насколько заведомо сориентированы на получение прибыли важнейшие хозяйственные решения. Это обстоятельство предопределило огромную значимость показателя прибыли в практической деятельности фирмы и, прежде всего, в решении следующих стратегических задач [9, стр. 85]: 

    а) разработка товарной стратегии фирмы

    Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение  продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности  предприятия. При этом одним из основных показателей, формулирующих рейтинг того или иного вида продукции, выступает прибыль от реализации данного вида продукции.

    б) разработка ценовой стратегии фирмы  

    При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ "средние издержки + прибыль", на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства предельного дохода предельным издержкам и т.д.). 

    в)  разработка   стратегии   взаимодействия   фирмы   с   рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной деятельности фирмы 

    Решения в этой области базируется на расчетах экономической прибыли, которая  определяется как разница между  доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом.

    г)  разработка стратегии реализации интересов собственников (учредителями, участниками, акционерами и т.д.) 

    Данную  категорию субъектов хозяйственных  отношений наряду с информацией  об общих результатах финансовой деятельности фирмы (валовой прибыли) интересуют данные о размерах прибыли, направляемой на накопление (как фактор, обеспечивающий стабильность их положения в перспективе) и прибыли, направляемой на выплату дивидендов, доходов на паи и вклады. Показатели прибыли, характеризующие указанные направления формируются в процессе распределения прибыли, доводятся руководством предприятия до его собственников и подлежат утверждению ими в порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами.

    Независимо  от способов образования доходов  фирмы, их следует определенным образом  представить в экономической  отчетности. В мировой практике эта  процедура стандартизована и  сводится к алгоритму трансформации  совокупного дохода фирмы в чистую прибыль.

    Основным  методом признания доходов для  целей исчисления налога на прибыль  является метод начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели  место, независимо от фактического поступления  денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных  прав. Для доходов от реализации, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных  прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента). Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости  безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих  мест для трудоустройства безработных  граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  в соответствии с программами, утверждаемыми  соответствующими органами государственной  власти, учитываются в составе  доходов в течение трех налоговых  периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе  расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения  указанных сумм выплат [10, стр. 85] .

    Организации, которые работают по кассовому методу, должны ежеквартально проверять  правомерность его применения. Предельный показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) является «плавающей»  величиной. А это значит, что средний  размер выручки от реализации за любые  четыре квартала не должен превышать  одного миллиона рублей.

    Организации, применяющие кассовый метод, определяют выручку от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные  товары (работы, услуги), включая реализацию основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и прочего имущества, выраженных в денежной и (или) натуральной  форме. При определении выручки  от реализации из нее исключаются  суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). При определении  выручки от реализации необходимо иметь  в виду следующее. Экспортные пошлины  не предъявляются налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг) и  учитываются при определении  размера выручки. А сумма акцизов, включенная в стоимость реализованных  покупателям товаров, исключается  из размера выручки от реализации. При определении возможности  применения кассового метода внереализационные  доходы организации не учитываются.

Информация о работе Прибыль и рентабельность