Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

елью данной работы является разработка предложений по повышению прибыли и рентабельности предприятия на основе статистического анализа.
В связи с поставленной целью работы определим ее задачи:
Обобщение теоретических подходов к статистическому изучению прибыли и рентабельности;
Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Проведение статистического анализа прибыли и рентабельности.
Выявление внутренних резервов повышения прибыли и рентабельности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ 4
1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 8
1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА 2009-2011 ГОДА 16
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» В 2012 ГОДУ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

прибыль и рентабельность предприятияправка.docx

— 131.67 Кб (Скачать документ)

    Влияние на прибыль фактора «Изменение уровня себестоимости» составляет: (82,78-82,10)*475760/100 = -3235 тыс. рублей.  Увеличение себестоимости  на 48890 тыс. рублей  привело к уменьшению   прибыли на 3235 тыс. рублей.

    Таким образом, результаты факторного анализа  дают нам возможность определить какие аспекты необходимо закрепить  в экономической политике предприятия, а какие необходимо изменить для  получения более высокой прибыли.  Отсюда меры по уменьшению себестоимости  продукции, вполне реальны на анализируемом  предприятии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО»  В 2012 ГОДУ

    Факторы, влияющие на прибыль можно разделить  на внешние и внутренние.

    К внешним факторам относятся:

    · политическая стабильность;

    · состояние экономики;

    · демографическая ситуация;

    · конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров;

     · темпы инфляции;

     · ставка процента за кредит.

     К внутренним факторам относятся:

     объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

     производительность  труда работников;

     скорость  оборачиваемости товаров;

     наличие собственных оборотных средств;

     эффективность использования основных фондов.

     Из  чистой прибыли предприятие выплачивает  дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она  предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва  собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

     Многогранный  характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный  подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и  использования.

     1) В число образующих факторов  включена выручка, получаемая  предприятием от различных видов  предпринимательской деятельности, в том числе от реализации  продукции, занимающая основной  удельный вес, от реализации  прочих активов, основных средств.  Важная составляющая образующих  факторов - доходы от долевого  участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы  по ценным бумагам, безвозмездная  финансовая помощь, сальдо штрафов,  полученных и уплаченных.

     2) Взаимовлияющие факторы включают  внешние, определяемые финансово-кредитной  политикой государства, в том  числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также  внутренние, включая себестоимость,  производительность труда, фондоотдачу,  фондовооруженность, оборачиваемость  оборотных средств.

     3) Факторы распределения состоят  из платежей обязательного характера  в бюджет и внебюджетные фонды,  в банковские и страховые фонды,  платежей добровольного характера,  включая благотворительные фонды,  направления прибыли в фонды  денежных средств, создаваемые  в предприятиях.

     4) Факторы использования относятся  только к той прибыли, которая  остается в предприятиях и  коммерческих организациях. Они  включают такие направления: потребление,  накопление, социальное развитие, капитальные  и финансовые вложения, покрытие  убытков и прочих затрат.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения прибыли.

     Первый - это монопольное положение предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

     во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску  продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

     во-вторых, от создания конкурентоспособных условий  продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

     в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса  прибыли);

     в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

    Резервы роста прибыли – это количественно  измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне  реализационных убытков, совершенствование  структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли  базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и  функциональный.

    На  первом этапе выделяют и количественно  оценивают резервы; на втором разрабатывают  комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически  реализуют мероприятия и ведут  контроль  за  их  выполнением.

    При подсчете резервов роста прибыли  за счет возможного роста объема реализации используются  результаты анализа  выпуска  и  реализации  продукции  и услуг.

    Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции  рассчитывается  по  формуле:

     ,                   (6)

    где: -  резерв  роста прибыли за счет увеличения объема продукции

    Пi       - плановая сумма прибыли на единицу  i-й продукции;

    РПki - количество дополнительно реализованной продукции  в  натуральных  единицах  измерения.

    Если  прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста  за счет увеличения объема реализации определяется  по  формуле:

                                                      (7) 

    где: PV- возможное увеличение объема реализованной  продукции, руб.;

    П  - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

    V - фактический объем реализованной  продукции, руб.

    Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями  предприятия позволяет спрогнозировать  увеличение объема производства и реализации продукции    на  5%  в следующем году.

    Рассчитаем  резерв увеличения прибыли за счет увеличения товарной продукции.

    Имеем:

          PV = (475760 тыс. руб. * 0,05%)/100% = 237,88 тыс.руб.

          П   =   60689 тыс.руб. 

          V   =   475760 тыс.руб.

      

    Таким образом, увеличив объем  товарной продукции на 5%, рассматриваемое нами  предприятие увеличит свою прибыль на 30,34 тыс. руб.

    Важное  направление поиска резервов роста  прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных  фондов  и  других  расходов.

    Для выявления и подсчета резервов роста  прибыли за счет снижения себестоимости  может быть использован метод   сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно  выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов  производственных ресурсов: плановый и нормативный: достигнутый на передовых  предприятиях: базовый фактически достигнутый  средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый  на  передовых  предприятиях  зарубежных  стран.

    Методической  базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда  является система прогрессивных  технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов  в  оборудовании  и  др.

    При сравнительном методе количественного  измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

     ,                         (8)

    где:  - резерв снижения себестоимости продукции за счет  i-го  вида  ресурсов;

       - фактический уровень использования i-го вида производственных  ресурсов;

     - потенциальный  уровень использования i-го вида  производственных  ресурсов.

    Обобщающая  количественная оценка общей суммы  резерва снижения себестоимости  продукции производится путем суммирования  их  величины  по  отдельным  видам  ресурсов:

       ,                                               (9)

    где: - общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

     - резерв  снижения себестоимости по  i-му  виду производственных  ресурсов.

    Если  анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет  резерва  роста  прибыли  производится  по  формуле:

       ,                   (10)

    где: - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;

           - возможное снижение затрат на  рубль продукции;

     V   - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;

    PV  -  возможное увеличение объема  реализации продукции.

    Затраты на производство и реализацию произведенной  продукции в целом и по статьям  за отчетный год (фактически и по плану) представлены в  таблице 13. 
 
 

    Таблица 13  - Затраты на  1 рубль товарной продукции

Статьи  затрат 2010 2011
Расходы на закупку материалов 0,19 0,35
По договорам подряда 0,09 0,09
Вода, телефон, электроэнергия 0,13 0,28
Кредиты 0,20 0,20
Прочие расходы 0,04 0,04

 

    Как показывают данные таблицы 13, существуют резервы снижения себестоимости продукции за счет уменьшения расходов на воду, телефон, электроэнергию.

    Возможное снижение затрат на рубль выполненной  работы равно:

Информация о работе Прибыль и рентабельность