Прибыль и рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

елью данной работы является разработка предложений по повышению прибыли и рентабельности предприятия на основе статистического анализа.
В связи с поставленной целью работы определим ее задачи:
Обобщение теоретических подходов к статистическому изучению прибыли и рентабельности;
Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Проведение статистического анализа прибыли и рентабельности.
Выявление внутренних резервов повышения прибыли и рентабельности на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ 4
1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 8
1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА 2009-2011 ГОДА 16
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» В 2012 ГОДУ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

прибыль и рентабельность предприятияправка.docx

— 131.67 Кб (Скачать документ)

    Особого внимания заслуживают доходы от сдачи  имущества в аренду (субаренду) и  предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности). Если данные виды деятельности у организации считаются основными, они признаются выручкой от реализации, которая участвует при определении  возможности использования кассового  метода.

    1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ  И МЕТОДЫ РАСЧЕТА  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

    Для оценки эффективности работы промышленного  предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.

    Рентабельность  – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

    Показатель  рентабельности взаимосвязан со всеми  показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

    Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп [8, стр. 63]:

    показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

    показатели, характеризующие рентабельность продаж;

    показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

    Рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости  затрат) исчисляется путем отношения  прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

    Рентабельность  продукции (норма прибыли) – отношение  общей суммы прибыли к издержкам  производства и реализации продукции, т.е. относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат:   

    Рп = (Ц – С) *100% / С                         (1)                                   

    где Рп – рентабельность продукции, %;       

    Ц – цена единицы продукции, руб.;      

    С – себестоимость единицы продукции, руб.;      

    (Ц–С)  – прибыль в расчете на товарный  выпуск, руб.

    Данный  показатель рассчитывается как на весь объем, так и на единицу продукции.

    Рентабельность  производства (Ро) показывает отношение  общей суммы прибыли к среднегодовой  стоимости основных  и нормируемых оборотных средств, т.е. величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов:                                     

    Ро = П *100% / (ОСср + ОбСср)  (2)  

    где П – сумма прибыли (балансовая, чистая), руб.;      

    ОСср – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;      

    ОбСср – средние за год остатки оборотных средств, руб.;       

    (ОСср+ ОбСср) – авансированный капитал, руб.

    Этот  показатель характеризует эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой  величине использованного капитала получена данная масса прибыли. 

    Также часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

    1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ  АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ  И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

     На  размер прибыли влияют многие факторы: изменение оптовых цен, себестоимости, объема реализации, ассортимента продукции  и др. Анализ влияния этих факторов на величину прибыли индексным методом  позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения.

     Если  сравнить сумму прибыли плановую или условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной  продукции. Для этого из прибыли  объема реализованной продукции  вычитаем плановую прибыль.

     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в  оценке по плановой себестоимости.

     Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж [9, стр. 63] .

     Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию устанавливается  сопоставлением фактической выручки  с условной, которую бы предприятие  получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.

     Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  фактора фактической.

     Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму  прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном  и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. Затем следует  определить сумму прибыли при  фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму  затрат.

     Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре  и ценах, но при плановой себестоимости  продукции. Для этого от фактической  суммы выручки следует вычесть  условную сумму затрат.

     Показатели  прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия, возможности сравнительного анализа определяется относительный  размер прибыли, который принято  называть рентабельностью, или прибыльностью. [13, с. 131]

     Наиболее  эффективным методом анализа  финансовых показателей фирмы независимо от ее отраслевой принадлежности и  организационно-правовой формы является индексный анализ. Одной из важных задач анализа является выявление  факторов, уровень и изменение  которых оказывает влияние на изменение финансовых результатов. Выбор системы коэффициентов  зависит от целей анализа.

     Изменения в уровне рентабельности продукции  происходят под влиянием изменений  структуры реализованной продукции, себестоимости продукции и цен  на реализуемую продукцию. Абсолютное изменение рентабельности продукции  за счет каждого фактора может  быть исчислено на основе следующих  формул:

     Влияние изменений в структуре реализованной  продукции: 

           (3) 

     Влияние изменения себестоимости продукции:

 

        (4) 

     Влияния изменения цен на реализованную  продукцию: 

        (5) 

     При выпуске нескольких видов продукции  возникает необходимость исчисления средней рентабельности, ее динамики и анализа влияния на ее величину изменения рентабельности отдельных  видов продукции и изменения  доли затрат на ее производство в общем  объеме затрат. Средняя рентабельность реализованной продукции рассчитывается как отношение суммарной прибыли  от реализации всех видов продукции (работ, услуг) к общей стоимости  затрат на их производство и реализацию: 

            (6) 

     где − суммарная прибыль от реализации всех видов продукции и услуг,

      − суммарные затраты на производство и реализацию всех видов продукции  и услуг,

       − уровень рентабельности  отдельных видов продукции,

       − удельный вес затрат на  производство и реализацию отдельного  вида продукции.

     Различают три показателя рентабельности: общая  рентабельность предприятия, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.

     Общая рентабельность предприятия определяется по формуле: 

      ,                                                                      (7) 

     где  Пб – общая сумма балансовой прибыли (убытка),

     Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных  средств. [12, с. 312]

     Показатель  рентабельности предприятия характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов (основных и  оборотных средств).

     Если  исчисленное значение R больше единицы, предприятие считается рентабельным, а если меньше – убыточным, если равно единице – безубыточным.

     Рентабельность  реализованной продукции отражает эффективность текущих затрат (в  отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного  капитала) и исчисляется как отношение  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к полной себестоимости реализованной  продукции: 

      ,                                                             (8) 

     где   Пр.п. – прибыль от реализации продукции,

     С – полная себестоимость реализованной  продукции.

     Рентабельность  конкретного вида продукции зависит  от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

     Средний уровень рентабельности продукции  можно представить как сумму  произведений рентабельности отдельных  видов продукции и структуры  затрат на реализованную продукцию: 

     r = r * d,                                                                               (9) 

     где  r – уровень рентабельности отдельных видов продукции,

     d – удельный вес затрат на  производство и реализацию отдельного  вида продукции.

     Рентабельность  производственных фондов зависит не только от этих факторов, но и от эффективности  использования производственного  потенциала, результатов не промышленной деятельности. Следовательно, показатель рентабельности реализованной продукции  детализирует общий показатель рентабельности.

     Рентабельность  капитала характеризует деловую  активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством  показателя общей оборачиваемости (возврата) капитала: 

     Ок = В/К,                                                                       (10) 

     где  В-выручка от реализации продукции (работ, услуг),

     К – капитал предприятия (основной капитал, материальные оборотные средства, нематериальные активы, фонды обращения). 
 
 
 

    2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО»

Информация о работе Прибыль и рентабельность