Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
елью данной работы является разработка предложений по повышению прибыли и рентабельности предприятия на основе статистического анализа.
В связи с поставленной целью работы определим ее задачи:
Обобщение теоретических подходов к статистическому изучению прибыли и рентабельности;
Проведение анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
Проведение статистического анализа прибыли и рентабельности.
Выявление внутренних резервов повышения прибыли и рентабельности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
1.1 ПРИБЫЛЬ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМИРОВАНИЕ 4
1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 8
1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 10
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» ЗА 2009-2011 ГОДА 16
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.3 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 24
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО» В 2012 ГОДУ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Особого
внимания заслуживают доходы от сдачи
имущества в аренду (субаренду) и
предоставления в пользование прав
на результаты интеллектуальной деятельности
и приравненные к ним средства
индивидуализации (в частности, от предоставления
в пользование прав, возникающих
из патентов на изобретения, промышленные
образцы и другие виды интеллектуальной
собственности). Если данные виды деятельности
у организации считаются
1.2 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп [8, стр. 63]:
показатели,
характеризующие окупаемость
показатели, характеризующие рентабельность продаж;
показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность
продукции (норма прибыли) – отношение
общей суммы прибыли к
Рп =
(Ц – С) *100% / С (1)
где Рп – рентабельность продукции, %;
Ц – цена единицы продукции, руб.;
С
– себестоимость единицы
(Ц–С)
– прибыль в расчете на
Данный показатель рассчитывается как на весь объем, так и на единицу продукции.
Рентабельность
производства (Ро) показывает отношение
общей суммы прибыли к
Ро =
П *100% / (ОСср + ОбСср) (2)
где П – сумма прибыли (балансовая, чистая), руб.;
ОСср – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
ОбСср – средние за год остатки оборотных средств, руб.;
(ОСср+ ОбСср) – авансированный капитал, руб.
Этот
показатель характеризует эффективность
производственно-хозяйственной
Также часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.
1.3 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
На
размер прибыли влияют многие факторы:
изменение оптовых цен, себестоимости,
объема реализации, ассортимента продукции
и др. Анализ влияния этих факторов
на величину прибыли индексным методом
позволяет выявить
Если сравнить сумму прибыли плановую или условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции. Для этого из прибыли объема реализованной продукции вычитаем плановую прибыль.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж [9, стр. 63] .
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.
Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.
Показатели
прибыли характеризуют
Наиболее эффективным методом анализа финансовых показателей фирмы независимо от ее отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы является индексный анализ. Одной из важных задач анализа является выявление факторов, уровень и изменение которых оказывает влияние на изменение финансовых результатов. Выбор системы коэффициентов зависит от целей анализа.
Изменения
в уровне рентабельности продукции
происходят под влиянием изменений
структуры реализованной
Влияние
изменений в структуре
(3)
Влияние
изменения себестоимости
(4)
Влияния
изменения цен на реализованную
продукцию:
(5)
При
выпуске нескольких видов продукции
возникает необходимость
(6)
где − суммарная прибыль от реализации всех видов продукции и услуг,
− суммарные затраты на производство и реализацию всех видов продукции и услуг,
− уровень рентабельности отдельных видов продукции,
− удельный вес затрат на
производство и реализацию
Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность предприятия, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
Общая
рентабельность предприятия определяется
по формуле:
,
где Пб – общая сумма балансовой прибыли (убытка),
Ф
– среднегодовая стоимость
Показатель рентабельности предприятия характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).
Если
исчисленное значение R больше единицы,
предприятие считается
Рентабельность
реализованной продукции
,
где Пр.п. – прибыль от реализации продукции,
С – полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
Средний
уровень рентабельности продукции
можно представить как сумму
произведений рентабельности отдельных
видов продукции и структуры
затрат на реализованную продукцию:
r
= r * d,
где r – уровень рентабельности отдельных видов продукции,
d
– удельный вес затрат на
производство и реализацию
Рентабельность
производственных фондов зависит не
только от этих факторов, но и от эффективности
использования
Рентабельность
капитала характеризует деловую
активность предприятия в финансовом
отношении и измеряется посредством
показателя общей оборачиваемости
(возврата) капитала:
Ок
= В/К,
где В-выручка от реализации продукции (работ, услуг),
К
– капитал предприятия (основной
капитал, материальные оборотные средства,
нематериальные активы, фонды обращения).
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕЛОБЛЭНЕРГО»