Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

Однако все равно существуют способы решения этой проблемы и что бы их найти, необходимо провести анализ безработицы, каковы ее причины, как сформировывалась и как она достигла таких объемов.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие безработицы, причины ее образования и воздействие кейнсианства и монетаризма на безработицу;
- рассмотреть причины образования безработицы в Казахстане и пути решения проблемы безработицы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность и формы безработицы …………………………………………………….6
Понятие и показатели безработицы. Понятие занятости населения….6
Виды безработицы………………………………………………………………………………..13
Социально-экономическое последствие безработицы……………………….17
Причины безработицы…………………………………………………………………………..21
Раздел 2. Методы борьбы с безработицей в РК…….……………………………………….25
2.1 Законодательные основы регулирования рынка труда……………………………25
2.2 Состояние и проблемы рынка труда в РК………………………………………………….30
2.3 Совершенствование мер борьбы с безработицей в РК…………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………………………….46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

2. Для лиц, впервые  ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.

      Согласно пункту о социальной защите от безработицы государством предоставляется такая защита от безработицы, как содействие в трудоустройстве, повышение квалификации безработных, что является плюсом для последних; оплата труда безработных, занятых на общественных работах также является немаловажным пунктом для Казахстана. В целом, наше государство предлагает хорошую поддержку безработным, в законе о занятости населения хорошо освещены пункты, которые дают возможность работы, пусть не всегда по назначению, но работать.

     Стоит отметить, что в данный период времени Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана разрабатывает новую отраслевую программу регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами на 2011-2014 годы. Программа предусматривает работу по следующим направлениям: мониторинг и научно обоснованное прогнозирование потребностей отраслей в трудовых ресурсах, разработку баланса трудовых ресурсов страны с учетом естественного прироста экономически активного населения, использование внутренних трудовых ресурсов и привлечение иностранной рабочей силы. Одним из приоритетных направлений программы является повышение мобильности трудовых ресурсов, содействие трудоустройству, использование гибких форм занятости для целевых групп населения (женщин, молодежи, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями). Кроме того, программой предусмотрено совершенствование системы профессионального образования, в том числе путем мотивации работодателей по подготовке и переподготовке персонала, оптимизация условий самостоятельной занятости. [14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СОСТОЯНИЕ  И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В РК

 

 

 

      Рассматривая рынок труда в Казахстане, я проанализировала статистические данные по Казахстану в течение 2007-2010 годов, и ниже можно представить примерную ситуацию в РК в течение 3-х лет.

      Для начала рассмотрим данные по безработице за последние 3 года в Казахстане.

 

Уровень безработицы

         

в процентах

 

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

год

2007

7,7

7,3

7,0

7,0

7,3

2008

6,9

6,6

6,4

6,6

6,6

2009

6,9

6,7

6,3

6,3

6,6

2010

6,2

5,8

5,6

 

 

 

 

Таблица 3. Уровень безработицы  в РК, выраженный в процентах. 2007-2010. [16]

 

       По этой таблице видно, что уровень безработицы заметно сократился. В 2007 году, он составлял примерно 7, 3%, а в 2010 уже 5,9%. Это говорит о том, что состояние рынка труда в Казахстане постепенно улучшается, и меры, предпринятые государством для сокращения безработицы, имеют определенный эффект.

      Также это будет видно, если мы посмотрим на следующую таблицу:

 

 

Безработное население 

         

тысяч человек

 

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

год

2007

624,0

601,8

583,9

578,8

597,2

2008

573,8

557,2

540,6

559,3

557,8

2009

583,1

568,1

535,7

531,8

554,5

2010

526,2

503,9

481,6

 

 

 

 

Таблица 4. Количество безработного населения, в тысячах. 2007-2010. [16]

 

      Эта таблица может наглядно продемонстрировать количество безработных в Казахстане за последние 3 года. В 2007 году количество составляло примерно 598 тыс. человек, в 2008 – 558 тыс. человек, в 2009 уже 555 тыс. человек, а в 2010 году, не учитывая последний квартал, 504 тысячи человек. Разница между 2007 и 2010 составила около 94 тыс. человек, что является немаленькой цифрой за 3 года.

       Следующие несколько таблиц характеризуют уровень молодежной безработицы, что в настоящий момент является актуальным для учащихся ВУЗов, а также недавно закончивших их; уровень долгосрочной безработицы, и экономически неактивное население.

 

 Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет)

         

в процентах

 

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

год

2007

11,0

9,6

8,6

8,2

9,4

2008

8,1

7,4

7,0

7,1

7,4

2009

7,7

7,2

5,9

6,0

6,7

2010

6,1

5,2

4,7

 

 

 

 

Таблица 5. Уровень молодежной безработицы, в %. 2007-2010 [16]

 

 

Экономически неактивное население 

         

тысяч человек

 

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

год

2007

3573,6

3447,3

3395,7

3434,6

3463,2

2008

3485,5

3401,9

3364,3

3410,5

3416,2

2009

3548,8

3497,7

3468,7

3489,3

3500,3

2010

3544,1

3478,7

3447,4

 

 

 

 

Таблица 7. Уровень экономически неактивного населения, в тысячах, 2007-2010[17]

 

     Экономически неактивным населением считают население, которое не входит в состав рабочей силы - экономически активного населения, то есть все те, кто не был занятым или безработным в течение рассматриваемого периода. Экономически неактивное население включает следующие категории: а) учащихся и студентов, слушателей и курсантов, посещающих дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры); б) лиц, получающих пенсии по всем основаниям; в) лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; г) лиц, отчаявшихся найти работу, то есть тех, кто прекратил поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но кто может и готов работать; д) других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источников дохода [17]. Рассматривая расположенную выше таблицу, можно заметить, что в 2008 году уровень был ниже, чем в 2007, но в 2009 он резко увеличился на более чем 80 тыс. человек. На это могут быть различные причины, такие, как мировой экономический кризис, переизбыток рабочей силы на рынке труда, большое количество выпускников, у которых не получается найти работу. Но, уже в 2010 году, не учитывая последний квартал, уровень немного снизился, он стал на отметке в 3490 тысяч человек. Хотя и разница небольшая, но все же она есть, и в дальнейшем, если государство будет придерживаться концепции развития, эта цифра будет уменьшаться с каждым годом.

      Рассматривая уровень безработицы по регионам за 3 квартал 2010 года[16], можно увидеть, что в Актюбинской области он составил 5,1%, и он является самым низким показателем безработице во всем Казахстане. В Мангистауской же области 6,3%, это самый высокий уровень безработицы в РК на данный момент. В Астане, Алматы, Южно-казахстанской области безработица также на довольно высоком уровне, примерно 6%, в сравнении с остальным Казахстаном.

      Анализируя все вышерасположенные данные, можно заметить, что в Казахстане безработица всегда была, и на довольно высоком уровне, но принимая во внимание последние три года она с каждым годом сокращалась. Наше государство стремится сократить ее уровень, для этого была принята концепция развития, о которой более подробно будет написано в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МЕР БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ  В РК

 

 

 

      Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

     В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. Каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

      Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

      Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

       Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

     Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения[18]. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы.    Задачи Программы:

- осуществление мер,  стимулирующих рост уровня занятости  населения;

- содействие занятости  целевых групп населения, нуждающихся  в социальной помощи, квотирование  рабочих мест для инвалидов;

информационная поддержка  политики занятости населения в  регионе. Основные направления и  механизм реализации Программы:

1) Меры, стимулирующие  рост уровня занятости населения 

Рост занятости населения  будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:

- реализации государственных  и отраслевых программ, привлечения  внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов  под проекты, предусматривающие  создание новых рабочих мест;

- организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.

2) Меры по сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы

      Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.

     В этих целях предполагается:

- прогнозировать спрос  и предложение на рынке образовательных  услуг по подготовке специалистов;

- осуществлять мониторинг  спроса на рабочую силу с  целью определения потребности работодателей в рабочей силе;

- повышать конкурентоспособность  на рынке труда лиц, ищущих  работу за счет профессиональной  подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;

- развивать профессиональную  ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3) Организация занятости  целевых групп населения Осуществление  мер по содействию занятости  целевых групп населения будет  обеспечиваться за счет:

- создания социальных  рабочих мест;

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК