Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Однако все равно существуют способы решения этой проблемы и что бы их найти, необходимо провести анализ безработицы, каковы ее причины, как сформировывалась и как она достигла таких объемов.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие безработицы, причины ее образования и воздействие кейнсианства и монетаризма на безработицу;
- рассмотреть причины образования безработицы в Казахстане и пути решения проблемы безработицы
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность и формы безработицы …………………………………………………….6
Понятие и показатели безработицы. Понятие занятости населения….6
Виды безработицы………………………………………………………………………………..13
Социально-экономическое последствие безработицы……………………….17
Причины безработицы…………………………………………………………………………..21
Раздел 2. Методы борьбы с безработицей в РК…….……………………………………….25
2.1 Законодательные основы регулирования рынка труда……………………………25
2.2 Состояние и проблемы рынка труда в РК………………………………………………….30
2.3 Совершенствование мер борьбы с безработицей в РК…………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………………………….46
2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
Согласно пункту о социальной защите от безработицы государством предоставляется такая защита от безработицы, как содействие в трудоустройстве, повышение квалификации безработных, что является плюсом для последних; оплата труда безработных, занятых на общественных работах также является немаловажным пунктом для Казахстана. В целом, наше государство предлагает хорошую поддержку безработным, в законе о занятости населения хорошо освещены пункты, которые дают возможность работы, пусть не всегда по назначению, но работать.
Стоит отметить, что в данный период времени Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана разрабатывает новую отраслевую программу регулирования рынка труда и обеспечения трудовыми ресурсами на 2011-2014 годы. Программа предусматривает работу по следующим направлениям: мониторинг и научно обоснованное прогнозирование потребностей отраслей в трудовых ресурсах, разработку баланса трудовых ресурсов страны с учетом естественного прироста экономически активного населения, использование внутренних трудовых ресурсов и привлечение иностранной рабочей силы. Одним из приоритетных направлений программы является повышение мобильности трудовых ресурсов, содействие трудоустройству, использование гибких форм занятости для целевых групп населения (женщин, молодежи, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями). Кроме того, программой предусмотрено совершенствование системы профессионального образования, в том числе путем мотивации работодателей по подготовке и переподготовке персонала, оптимизация условий самостоятельной занятости. [14]
2.2 СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В РК
Рассматривая рынок труда в Казахстане, я проанализировала статистические данные по Казахстану в течение 2007-2010 годов, и ниже можно представить примерную ситуацию в РК в течение 3-х лет.
Для начала рассмотрим данные по безработице за последние 3 года в Казахстане.
Уровень безработицы | |||||
в процентах | |||||
|
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
2007 |
7,7 |
7,3 |
7,0 |
7,0 |
7,3 |
2008 |
6,9 |
6,6 |
6,4 |
6,6 |
6,6 |
2009 |
6,9 |
6,7 |
6,3 |
6,3 |
6,6 |
2010 |
6,2 |
5,8 |
5,6 |
|
|
Таблица 3. Уровень безработицы в РК, выраженный в процентах. 2007-2010. [16]
По этой таблице видно, что уровень безработицы заметно сократился. В 2007 году, он составлял примерно 7, 3%, а в 2010 уже 5,9%. Это говорит о том, что состояние рынка труда в Казахстане постепенно улучшается, и меры, предпринятые государством для сокращения безработицы, имеют определенный эффект.
Также это будет видно, если мы посмотрим на следующую таблицу:
Безработное население | |||||
тысяч человек | |||||
|
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
2007 |
624,0 |
601,8 |
583,9 |
578,8 |
597,2 |
2008 |
573,8 |
557,2 |
540,6 |
559,3 |
557,8 |
2009 |
583,1 |
568,1 |
535,7 |
531,8 |
554,5 |
2010 |
526,2 |
503,9 |
481,6 |
|
|
Таблица 4. Количество безработного населения, в тысячах. 2007-2010. [16]
Эта таблица может наглядно продемонстрировать количество безработных в Казахстане за последние 3 года. В 2007 году количество составляло примерно 598 тыс. человек, в 2008 – 558 тыс. человек, в 2009 уже 555 тыс. человек, а в 2010 году, не учитывая последний квартал, 504 тысячи человек. Разница между 2007 и 2010 составила около 94 тыс. человек, что является немаленькой цифрой за 3 года.
Следующие несколько таблиц характеризуют уровень молодежной безработицы, что в настоящий момент является актуальным для учащихся ВУЗов, а также недавно закончивших их; уровень долгосрочной безработицы, и экономически неактивное население.
Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет) | |||||
в процентах | |||||
|
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
2007 |
11,0 |
9,6 |
8,6 |
8,2 |
9,4 |
2008 |
8,1 |
7,4 |
7,0 |
7,1 |
7,4 |
2009 |
7,7 |
7,2 |
5,9 |
6,0 |
6,7 |
2010 |
6,1 |
5,2 |
4,7 |
|
|
Таблица 5. Уровень молодежной безработицы, в %. 2007-2010 [16]
Экономически неактивное население | |||||
тысяч человек | |||||
|
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
2007 |
3573,6 |
3447,3 |
3395,7 |
3434,6 |
3463,2 |
2008 |
3485,5 |
3401,9 |
3364,3 |
3410,5 |
3416,2 |
2009 |
3548,8 |
3497,7 |
3468,7 |
3489,3 |
3500,3 |
2010 |
3544,1 |
3478,7 |
3447,4 |
|
|
Таблица 7. Уровень экономически неактивного населения, в тысячах, 2007-2010[17]
Экономически неактивным населением считают население, которое не входит в состав рабочей силы - экономически активного населения, то есть все те, кто не был занятым или безработным в течение рассматриваемого периода. Экономически неактивное население включает следующие категории: а) учащихся и студентов, слушателей и курсантов, посещающих дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры); б) лиц, получающих пенсии по всем основаниям; в) лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; г) лиц, отчаявшихся найти работу, то есть тех, кто прекратил поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но кто может и готов работать; д) других лиц, которым нет необходимости работать, независимо от источников дохода [17]. Рассматривая расположенную выше таблицу, можно заметить, что в 2008 году уровень был ниже, чем в 2007, но в 2009 он резко увеличился на более чем 80 тыс. человек. На это могут быть различные причины, такие, как мировой экономический кризис, переизбыток рабочей силы на рынке труда, большое количество выпускников, у которых не получается найти работу. Но, уже в 2010 году, не учитывая последний квартал, уровень немного снизился, он стал на отметке в 3490 тысяч человек. Хотя и разница небольшая, но все же она есть, и в дальнейшем, если государство будет придерживаться концепции развития, эта цифра будет уменьшаться с каждым годом.
Рассматривая уровень безработицы по регионам за 3 квартал 2010 года[16], можно увидеть, что в Актюбинской области он составил 5,1%, и он является самым низким показателем безработице во всем Казахстане. В Мангистауской же области 6,3%, это самый высокий уровень безработицы в РК на данный момент. В Астане, Алматы, Южно-казахстанской области безработица также на довольно высоком уровне, примерно 6%, в сравнении с остальным Казахстаном.
Анализируя все вышерасположенные данные, можно заметить, что в Казахстане безработица всегда была, и на довольно высоком уровне, но принимая во внимание последние три года она с каждым годом сокращалась. Наше государство стремится сократить ее уровень, для этого была принята концепция развития, о которой более подробно будет написано в следующей главе.
2.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РК
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. Каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения[18]. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы. Задачи Программы:
- осуществление мер,
стимулирующих рост уровня
- содействие занятости
целевых групп населения,
информационная поддержка политики занятости населения в регионе. Основные направления и механизм реализации Программы:
1) Меры, стимулирующие
рост уровня занятости
Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:
- реализации государственных
и отраслевых программ, привлечения
внутренних и внешних
- организации социальных рабочих мест для целевых групп, развития временной занятости на общественных работах.
2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.
В этих целях предполагается:
- прогнозировать спрос
и предложение на рынке
- осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;
- повышать
- развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3) Организация занятости
целевых групп населения
- создания социальных рабочих мест;
Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК