Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

Однако все равно существуют способы решения этой проблемы и что бы их найти, необходимо провести анализ безработицы, каковы ее причины, как сформировывалась и как она достигла таких объемов.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие безработицы, причины ее образования и воздействие кейнсианства и монетаризма на безработицу;
- рассмотреть причины образования безработицы в Казахстане и пути решения проблемы безработицы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность и формы безработицы …………………………………………………….6
Понятие и показатели безработицы. Понятие занятости населения….6
Виды безработицы………………………………………………………………………………..13
Социально-экономическое последствие безработицы……………………….17
Причины безработицы…………………………………………………………………………..21
Раздел 2. Методы борьбы с безработицей в РК…….……………………………………….25
2.1 Законодательные основы регулирования рынка труда……………………………25
2.2 Состояние и проблемы рынка труда в РК………………………………………………….30
2.3 Совершенствование мер борьбы с безработицей в РК…………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………………………….46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

- приоритетного права  при направлении на профессиональную  подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные  работы;

- содействия трудоустройству  на текущие вакансии;

- профессиональной ориентации, информирования и консультирования;

- установления квоты  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов;

- проведения мониторинга  занятости целевых групп населения;

- взаимодействия уполномоченных  органов и органов уголовно-исполнительной  системы;

- предоставления органам уголовно - исполнительной системы перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке труда с целью организации обучения лиц, отбывающих наказание;

- уведомления уполномоченных  органов о прибытии лиц, освобожденных  из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.

4) Поддержка и развитие  малого и среднего предпринимательства

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться за счет:

- создания благоприятных  условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;

- развития частной  сферы услуг и гибких форм  занятости, национальных промыслов;

- поддержки трудовой  и предпринимательской инициативы  лиц, желающих открыть свое  дело, направления безработных на  обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.

5) Организация гибкой  системы профессиональной подготовки  и переподготовки безработных

Организация гибкой системы  профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

6) Организация и совершенствование  общественных работ. В связи  с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно - эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально - культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий.

7) Меры по повышению  роли местных исполнительных  органов в решении региональных  проблем занятости

Местными исполнительными  органами будет продолжена работа по:

- активизации работы  по сбору информации о имеющихся  вакансиях;

- информированию населения  и работодателей о ситуации  на рынке труда;

- консультированию лиц,  испытывающих трудности в поиске  работы;

- направлению на профессиональную  подготовку и переподготовку, повышение  квалификации безработных с целью  повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;

- проведению мониторинга  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда;

- реализации активной  политики занятости путем создания  новых рабочих мест, поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.

8) Взаимодействие уполномоченного  органа с работодателями, общественными  объединениями, частными агентствами занятости Интеграция деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда будет осуществляться путем:

- расширения взаимодействия  уполномоченных органов с частными  агентствами занятости и неправительственными  организациями в сфере содействия  трудоустройству;

- развития системы  внутрипроизводственного обучения  персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

- взаимодействия по  вопросу содействия трудоустройства  выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.

      В настоящее время правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются программы занятости населения, предусматривающие:

1)меры, стимулирующие  рост уровня занятости населения; 

2)меры по сбалансированию  спроса и предложения рабочей силы;   3)организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

4)поддержку и развитие  малого и среднего предпринимательства,  создающего дополнительные рабочие  места; 

5) организацию гибкой  системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;

6) организацию и совершенствование  общественных работ; 

7) меры по повышению  роли местных исполнительных  органов в решении региональных  проблем занятости; 

8) интеграцию деятельности  уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;

9) совершенствование  информационной базы данных по  вопросам занятости;

10) создание дополнительных  рабочих мест с учетом ситуации  на рынке труда при разработке  инвестиционных программ.

      Политика занятости была и остается самой действенной социальной политикой .

      Министерством труда и социальной защиты населения РК было предложено использовать новую модель занятости населения:

      «…Цель её будет заключаться в обеспечении продуктивной занятости населения на основе сочетания высокопроизводительного труда с низким уровнем безработицы.

       Основными составными элементами новой модели станут:

       первое - это реальный прогноз потребностей отраслей в специалистах технического и обслуживающего труда с учетом Стратегии индустриально- инновационного развития, в том числе «30 корпоративных лидеров».[15]

       Следует признать, что острой проблемой, является растущий дефицит квалифицированных рабочих кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности.

      У этой проблемы несколько аспектов.

      Во - первых, перепроизводство кадров невостребованных профессий и недостаточные объемы подготовки по требующимся на рынке труда профессиям в системе начального профобразования.

      Во- вторых, низкий уровень оплаты труда молодых рабочих.

      Решение этой проблемы возможно только в комплексе. Прежде всего, нужна постоянная системная работа по кадровому прогнозированию.

      Первым шагом в этом вопросе является определение общей потребности в рабочей силе на кратко -, средне -, и долгосрочный периоды.

      Вторым, важным шагом должна стать разработка баланса трудовых ресурсов страны, в соответствии с которым будет определяться естественное движение трудоспособной части населения и возможности обеспечения потребности в трудовых ресурсах за счет национальных кадров или привлечения иностранных рабочих сил.

      В этой связи планируется со следующего года, начать разработку балансов трудовых ресурсов областей и далее выйти на республиканский уровень.

       вторым - будет механизм регулирования распределения трудовых ресурсов.

       Одной из серьезных проблем является неэффективная занятость населения и низкая мобильность рабочей силы.

       Третья составляющая часть модели - это механизмы активного включения в рынок имеющихся внутренних резервов трудовых ресурсов.

      Расчеты показывают, что за счет вовлечения безработных, формализации трудовых отношений самозанятого населения, роста занятости сохранивших трудоспособность инвалидов можно получить дополнительно два миллиона работников.

      При этом активизация рынка должна основываться на принцип «взаимных обязательств» между гражданами, ищущими работу, и местными исполнительными органами.

      Это означает что:

- получение социальной  помощи должно измениться с  права граждан, на их обязательства,  что повысит ответственность  самих получателей, позволит местным исполнительным органам предусмотреть обязательное участие безработных в региональных программах рынка труда, общественной работе и занятие индивидуальной трудовой деятельностью для получения соответствующей социальной поддержки.

- местные исполнительные органы должны оказывать содействие обучению, подготовке, трудоустройству целевым группам, разработать финансовые стимулы для реинтеграции их на рынок труда и установить более жесткие критерии отбора получателей социальной помощи.

        Четвертая составляющая часть модели - это механизм государственно-частного партнерства, предполагающий экономическую мотивацию участия работодателей в развитии трудовых ресурсов. ...»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

      Безработица является макроэкономической проблемой, которая была, есть и будет во все времена.

      Безработица и уровень занятости являются одними из главных аспектов в экономике государства. Они служат оценивающими факторами для выявления эффективности функционирования и развития рыночных отношений, что на данный период времени для всех государств, и в особенности для Казахстана, является одним из определяющих факторов успешного развития и процветания.

       Анализируя определения безработицы, можно составить общее понятие. Безработица - как социальное явление, когда экономически активное население не может применять трудоспособные навыки по причине отсутствия условий, необходимых для этого, т.е. не может обеспечить себя работой в силу тех или иных обстоятельств, например таких, как отсутствие работы, отсутствие желания работать, недостаточно информации, знаний, навыков и т.п.

        Уровень безработицы зависит от множества факторов, которые, взаимодействуя друг с другом, или по отдельности, создают безработицу.

       Существует множество видов безработицы. Она подразделяется в зависимости от численности, времени, технических данных, вида рабочей деятельности. В Казахстане безработица в основном встречается в виде циклической, фрикционной, структурной.

       Социально-экономические последствия безработицы имеют множество как минусов, так и плюсов. Рассматривая таблицы № 1,2 можно подробнее ознакомиться с ними, и понять, какие могут быть плюсы в безработице, хотя на первый взгляд это может показаться несоответствием, ведь разве могут быть плюсы у такой глобальной проблемы, как безработица, но при более подробном и глубоком изучении становится понятно, что без этого не обойтись.

        Причины возникновения безработицы достаточно распространены во многих странах. Определение причин в разное время различные экономические школы характеризовали по-своему, но в большинстве же их мнения сходились. Общую характеристику причин безработицы можно увидеть в пункте 1.4 данной курсовой.

        Что касается законодательной базы РК, то наиболее полно освятить данную проблему может закон Республики Казахстан «О занятости населения». В этом законе четко определены понятия, которые необходимы для изучения данной проблемы, определены основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения, государственные гарантии в сфере занятости населения, реализация государственной политики занятости, участие работодателей в обеспечении занятости населения, обязанности работодателей, права частных агентств, обязанности государства в области обеспечения социальной защиты от безработицы, условия регистрации безработных, условия снятия со счета безработных, обязанности зарегистрированных безработных, условия общественных работ, и другие пункты.

        Состояние и проблемы рынка труда были рассмотрены мною в главе 2.2. Рассмотрев данные по безработице за почти четырехлетний период в Казахстане, можно заметить, что в общем, безработица в данное время заметно сократилась, и находится не на таком высоком уровне, как раньше. Но все же у государства сохраняется уровень безработицы выше естественного. Конечно, это только официальные данные, а существует еще и теневая безработица, уровень которой превышает показатели статистических данных в несколько раз, во сколько точно, к сожалению, никто сказать не может. Тем не менее, даже если судить по официальным источникам, уровень безработицы сокращался с каждым годом, и сейчас он заметно ниже, чем был 3 года назад. Это также отразилось и на теневой безработице, она также сократилась.

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК