Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание

Однако все равно существуют способы решения этой проблемы и что бы их найти, необходимо провести анализ безработицы, каковы ее причины, как сформировывалась и как она достигла таких объемов.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие безработицы, причины ее образования и воздействие кейнсианства и монетаризма на безработицу;
- рассмотреть причины образования безработицы в Казахстане и пути решения проблемы безработицы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Раздел 1. Сущность и формы безработицы …………………………………………………….6
Понятие и показатели безработицы. Понятие занятости населения….6
Виды безработицы………………………………………………………………………………..13
Социально-экономическое последствие безработицы……………………….17
Причины безработицы…………………………………………………………………………..21
Раздел 2. Методы борьбы с безработицей в РК…….……………………………………….25
2.1 Законодательные основы регулирования рынка труда……………………………25
2.2 Состояние и проблемы рынка труда в РК………………………………………………….30
2.3 Совершенствование мер борьбы с безработицей в РК…………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………………………….46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

     Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь между рынком благ и рынком труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменение уровнем безработицы.

     Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

 

     Причины, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный (циклический, обусловленный чередованием этапов развития экономической системы) и структурный характер. Действие других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся:

- демографические факторы,  а именно, движение трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте, влияющее на динамику предложения  рабочей силы на региональном рынке труда;

- миграция трудоспособного  населения;

- отраслевая структура  хозяйства региона. При прочих  равных условиях рынки труда  регионов, в которых сосредоточены  предприятия, характеризующиеся  глубоким спадом производства, оказались  в наибольшей степени подвержены кризисным явлениям;

- возможное банкротство предприятий  в регионе;

-природные (землетрясения, другие стихийные бедствия) и антропогенные (осуществление военных операций) факторы. Как правило, их действие приводит к увеличению спроса на рабочую силу в регионе, что обусловлено необходимостью проведения на его территории восстановительных работ.

     В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы[11, c. 76]:

1. безработица - следствие слишком высокой заработной платы;

2. низкий спрос на рабочую  силу;

3. негибкость рынка труда, обусловленная  спецификой товара - рабочей силы.

     Кроме того, выделяют такие экономические причины безработицы как накопление капитала, что означает повышение технической оснащенности средств производства; изменение спроса на рабочую силу, что может увеличить скрытую безработицу и другие.

      Анализ причин безработицы дают многие экономические школы.

     Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Например известный английский экономист Томас Мальтус считал, что причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения, т.к. они превышают темпы роста производства, что сокращает личные доходы, а следовательно и спрос на труд.

      Наибольшее распространение в западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская теории безработицы.

      Неоклассическая концепция безработицы в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге “Теория безработицы”, вышедшей в 1933 году.[11]

      Рассмотрим более подробно данную концепцию, используя для ясности графическую иллюстрацию.

       Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится.

      Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон.

      Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую модель рынка труда, показывающую, что все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы E.

     Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может осуществить свое желание. Если же заработная плата установится выше рыночного равновесного уровня (при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков.

      Неоклассическая концепция добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики Дж. Кейнсом в его фундаментальной работе “Общая теория занятости, процента и денег”. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, “одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию”[9, с. 603].

      В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали неоклассики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

      В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

1. Гибкость цен на  товарном и денежном рынках, а  также заработной платы на  рынке труда не является условием  полной занятости, даже если  бы они и снижались, это не  привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

2. Для повышения уровня  занятости в обществе необходимо  активное вмешательство государства,  поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.

 

  1. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РК

 

2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА  В РК

 

 

     Рассматривая законодательство РК, можно сразу же выделить закон, наиболее полно раскрывающий данную тему. Это закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» [13]

     Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.

     В данном случае можно рассмотреть лишь некоторые статьи, касающиеся безработицы.

     Статья 2. Занятое население

     К занятому населению относятся лица:

1) работающие по трудовому  договору, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;

2) занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

3) самостоятельно занятые;

4) занятые на подсобных  промыслах и реализующие продукцию  по договорам;

5) выполняющие работы  по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;

6) избранные, назначенные  или утвержденные на оплачиваемую  должность;

7) проходящие службу  в Вооруженных силах, других  войсках и воинских формированиях  Республики Казахстан;

8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.

      Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения

     1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.

     2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:

1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной  занятости, сокращение безработицы,  создание рабочих мест;

3) ориентацию системы  образования на подготовку кадров  в соответствии с потребностью  рынка труда и перспективами  его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в соответствии  с законодательством, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду; 

5) стимулирование работодателей,  сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

6) организацию трудового  посредничества через уполномоченный  орган и частное агентство  занятости; 

7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей  силы из Республики Казахстан за границу;

8) защиту внутреннего  рынка труда путем квотирования  привлечения иностранной рабочей  силы;

9) сочетание республиканских  мероприятий по обеспечению занятости  с мерами, принимаемыми местными  исполнительными органами;

10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование единой  информационной базы рынка труда; 

12) координацию и регулирование  деятельности государственных органов  по разработке и реализации  мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию международного  сотрудничества в решении проблем  занятости населения, включая  решение вопросов, связанных с  трудовой деятельностью граждан  Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия  представителей работодателей, работников  и общественных организаций в  разработке и реализации государственной  политики занятости; 

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

       Статья 18. Подходящая работа

        1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных также работа в режиме гибкого и неполного рабочего времени. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК