Принципы антимонопольной политики и их реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в рассмотрении принципов антимонопольной политики, а также её реализации в современной России.
Задачи исследования:
o Рассмотреть теоретические аспекты применения антимонопольной политики.
o Изучить систему антимонопольного регулирования
o Изучить антимонопольное регулирование в России на современном этапе

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы понятия «антимонопольной политики» 6
1.1 Определение монополии 6
1.2 Понятие антимонопольной политики 9
Глава 2 Антимонопольное регулирование 12
2.1 Возникновение антимонопольного регулирования 12
2.2 Основные методы антимонопольного регулирования 14
2.3 Нормативное регулирование антимонопольной политики 15
Глава 3 Антимонопольная политика России 18
3.1 Основные этапы развития антимонопольной политики России 18
3.2 Антимонопльное регулирование в России на современном этапе 27
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

128антимонопольная политика[1].doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

     С начала 90-х годов осуществление  в России глубоких экономических  реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, неизбежно порождавших государственный монополизм, позволили предпринять шаги по кардинальной перестройке правовых норм, регулирующих правоотношения в области предпринимательства. Законодательство в этой сфере было приближено к международным стандартам. В принятых актах закреплен приоритет международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, над внутренним российским законодательством. Это обстоятельство создает предпосылки для дальнейшего совершенствования российского права.

     Антимонопольное законодательство России формировалось  в современных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а  также принятых в последнее время  в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.

     Актуальность  данной работы определяется сложными и многогранными процессами, происходящими  в рыночной экономике России. Ориентация на решение практических задач, которые  преследует антимонопольная политика государства, определила круг рассматриваемых вопросов. Они нашли отражение в содержании. практики. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что антимонопольное регулирование экономики прочно вошло в жизнь российского общества, как средство проведения экономических реформ и социальных преобразований.

     Цель  работы заключается в рассмотрении принципов антимонопольной политики, а также её реализации в современной  России.

     Задачи  исследования:

    • Рассмотреть теоретические аспекты  применения антимонопольной политики.
    • Изучить систему антимонопольного регулирования
    • Изучить антимонопольное регулирование в России на современном этапе

    Предметом  исследования  является  система антимонопольного регулирования.

     Данная  работа состоит из трёх глав, введения и заключения.

     В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятий «монополия» и «антимонопольная политика».

     Вторая  глава рассматривает антимонопольное  регулирование,  причины его возникновения, а также его виды.

     В третьей главе рассмотрены основные этапы антимонопольной политики в России, а также её состояние на современном этапе.

     В ходе написания работы использованы материалы Доклада «О конкурентной политике в РФ», государственного доклада «О развитии конкуренции на рынках РФ на федеральном и региональном (местном) уровне»,  также информационный бюллетень «Антимонопольная политика, развитие конкуренции, защита прав потребителей и поддержка предпринимательства». 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы понятия «антимонопольной политики»

1.1 Определение монополии

     Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

     Если  обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

     Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

     Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

     При анализе монополии важно учитывать  неоднозначность самого термина  «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов.

     Монополии бывают двух видов: естественные и искусственные. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Естественная монополия это предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек в однородном производстве. Вследствие лучшей оснащённости и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому данные монополии желаемое явление для общества, хотя монополистическая природа всё равно вынуждает регулировать их деятельность.

     Искусственная монополия - это монополия “рукотворно”, специально созданная путём концентрации в  чьих-то руках определённой деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные  компании гигантски укрупняют своё производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно.

     Кроме этих двух видов монополии есть административные монополии и экономические.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, которые объединяются и подчиняются разным министерствам и ассоциациям. Как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СССР принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идёт о предпринимателях, которые завоевали монопольное положение на рынке. Этого можно достичь двумя способами. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Используя один из способов или все два, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. 

1.2 Понятие антимонопольной политики

 

     В 1887г. Правовед Фредерик Стимсон говорил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный  поглотить сто корпораций или  сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций, сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного-двух человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение - приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести». Именно поэтому сенатор Джон Шерман в 1890г. Выступил перед Конгрессом США с законодательным актом, направленным на противодействие всем возможным видам ограничений свободной торговли и деятельности, предусматривающей создание монополий.

     История принятия законодательного акта Шермана выявляет ясное и недвусмысленное политическое намерение - повысить благосостояние потребителей и сохранить возможности фирм и отдельных личностей конкурировать друг с другом. С этого времени и берет свое историческое начало политика антимонопольного регулирования, главный лозунг которой - «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».

     В основе антимонопольной политики лежит  идея, что частные фирмы, добившиеся господства на рынке путем внутреннего  роста и энергичной конкуренции, представляют собой угрозу потребителям. 

     На  антимонопольную политику в большой  степени повлияло развитие экономической  мысли за последние два десятка  лет. В результате антимонопольная  политика 1980-х гг. была сфокусирована  почти полностью на повышении  эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в дерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

     К настоящему времени в мире создана  разветвленная законодательная  и институциональная база регулирования  конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики.

     Активная  конкурентная политика предполагает формирование культуры конкуренции среди всех институтов общества, большей осведомленности агентов рынка об основных направлениях антимонопольной политики и преимуществах к которым приводит ее реализация. Следовательно, необходимы новые подходы в профессиональной подготовке менеджеров, экономистов, юристов.

     Антимонопольная политика представляет собой сумму  экономических отношений, юридического воздействия и выступает как  средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.

     Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой  дискриминации, а также связывающие  соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.

Глава 2 Антимонопольное  регулирование

    1. Возникновение антимонопольного регулирования
 

     Потребность в обеспечении  честных методов и средств  конкуренции появилась давно. С  развитием производственных отношений  возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, нацеленного на то, чтобы не допустить ограничение конкуренции и максимально использовать принцип эффективности экономики.

     Другая часть, обуславливающая  необходимость проведения антимонопольной  политики и существования антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях и закрепление основных положений антимонопольного регулирования, направленного на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Информация о работе Принципы антимонопольной политики и их реализация