Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении принципов антимонопольной политики, а также её реализации в современной России.
Задачи исследования:
o Рассмотреть теоретические аспекты применения антимонопольной политики.
o Изучить систему антимонопольного регулирования
o Изучить антимонопольное регулирование в России на современном этапе
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы понятия «антимонопольной политики» 6
1.1 Определение монополии 6
1.2 Понятие антимонопольной политики 9
Глава 2 Антимонопольное регулирование 12
2.1 Возникновение антимонопольного регулирования 12
2.2 Основные методы антимонопольного регулирования 14
2.3 Нормативное регулирование антимонопольной политики 15
Глава 3 Антимонопольная политика России 18
3.1 Основные этапы развития антимонопольной политики России 18
3.2 Антимонопльное регулирование в России на современном этапе 27
Заключение 32
Список использованной литературы 35
В этот период начинает осознаваться, что "антимонопольное регулирование является лишь одним из способов государственной поддержки конкуренции"6, которым отнюдь не исчерпывается конкурентная политика. Рассматриваются нормы законов и вносятся дополнения, направленные на предупреждение, а не на выявление правонарушений в сфере антимонопольного правого регулирования. Определенные нормы, в частности, вносятся в Водный кодекс РФ (редакция 2001 г.), в законы "О государственном регулировании агропромышленного производства" (1997 г.), "О защите прав потребителей" (редакция 2001 г.), "О негосударственных пенсионных фондах" (редакция 2001 г.), "О недрах" (редакция 2001 г.) и др.
В
2002 г. выдвигается и развивается
новая концепция
В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования, и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке. Приходит понимание того, что "высокий уровень цены и неуклонное повышение ее само по себе еще не является результатом монополистических действий изготовителя продукции, то есть монопольным завышением цены, а только в случае, если это повышение получено в результате злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением"7. Тем самым расширяются инструменты конкурентной политики, что создает хорошую основу для согласования ее мер с инструментами экономической политики.
Противоречивы и сами меры по антимонопольному регулированию. Например, среди основных направлений развития конкурентных отношений в экономике, согласно МАП, выделяется такое направление, как "повышение эффективности тарифной защиты отечественных товаропроизводителей"8. Но такая мера ведет скорее к росту концентрации на отечественных рынках, чем к укреплению конкуренции. Защита как инструмент внешнеэкономической политики, а не антимонопольного регулирования может быть признана целесообразной, даже если ограничивает конкуренцию.
С 2004 г. начинается новый этап развития антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая политика пока еще в недостаточной степени ориентируется на согласование с конкурентной политикой.
Активизация
политики поддержки конкуренции
видится в ее нацеленности на предотвращение
появления неоправданных
Условиями гармонизации двух видов государственной политики связаны с реализацией следующей системы мер:
-
использование наиболее
-
обсуждение всех нормативных
документов экономической
-
переход от пассивного
-
учет в нормативных документах
антимонопольной политики
Таким образом, необходимо законодательно зафиксировать требование согласовывать нормативные акты в области экономической политики с ФАС в целях установления их соответствия нормам антимонопольного регулирования и конкурентной политики. При определении приоритетов антимонопольной политики следует проводить консультации с представителями государственной власти, отвечающими за разработку мероприятий экономической политики. Нужно разработать критерии допустимости ограничения конкуренции, которые целесообразно учитывать и при принятии решений в области промышленной политики. Должна быть законодательно установлена "цена вопроса": ради чего конкуренция может быть ограничена? Недопустимо ограничение конкуренции ради корыстных интересов тех или иных участников рынка, руководствующихся собственными ведомственными или узкоотраслевыми целями. Снижение степени конкурентного соперничества допустимо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения устойчивости экономического роста. Активная конкурентная политика предполагает, в том числе создание системы мониторинга за уровнем концентрации на всех товарных и финансовых рынках с целью своевременного выявления потенциальных антиконкурентных ситуаций и предупреждения развития опасных монополистических тенденций. Необходима большая открытость конкурентной политики по отношению ко всем участникам рынка: органы, отвечающие за разработку экономической политики, должны изначально принимать во внимание положения конкурентных нормативных актов и целей антимонопольного регулирования.
В последние годы государство активно развивает и совершенствует антимонопольное законодательство и стремится к повышению эффективности его применения в целях пресечения его нарушений. Громкие антимонопольные дела не сходят с первых полос газет и деловых журналов.
Федеральная антимонопольная служба стала одним из главных регулирующих органов России, и ее влияние на состояние экономики в стране огромно. Принят «второй антимонопольный пакет», сильно ужесточены санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Многие игроки рынка уже почувствовали на себе, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и злоупотребление монопольным положением на рынке. С октября 2009 года нормы Уголовного кодекса применяются за существенные нарушения в сфере конкуренции.
В 2010 году антимонопольные органы стали активнее. Об этом свидетельствует рост количества возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в 1,3 раза в первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года (для сравнения: 2695 дел в первом полугодии 2008 года, 4175 дел в первом полугодии 2009 года, 5437 дел в первом полугодии 2010 года).
В данной работе рассмотрена система антимонопольного регулирования, а также её состояния в России на современном этапе.
Прежде чем перейти к рассмотрению такого понятия как антимонопольное регулирование, в работе рассмотрено понятие монополии.
Монополии
- крупные хозяйственные
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения.
В основе антимонопольной политики лежит идея, что частные фирмы, добившиеся господства на рынке путем внутреннего роста и энергичной конкуренции, представляют собой угрозу потребителям.
Антимонопольная политика представляет собой сумму экономических отношений, юридического воздействия и выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, установления официальных «правил игры» на рынке.
В работе рассмотрено также понятие антимонопольного регулирования, его возникновение и принципы.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Важнейшими направлениями антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное воздействие.
Основные методы антимонопольного регулирования – прямые и косвенные.
К прямым методам
антимонопольного регулирования относятся
административные меры, устраняющие
или предупреждающие
Косвенное антимонопольное регулирование заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций.
Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением.
Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство Российской Федерации.
В работе также рассмотрено поэтапно становление антимонопольной политики России.
Основными
функциями антимонопольной
До настоящего современного этапа работы антимонопольной политики, она прошла три стадии развития.
На первом этапе развития антимонопольного регулирования сложилось довольно нечеткое разграничение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политиками. Одна политика нередко вмешивалась и подменяла собой другую, выполняя не свойственные ей функции и неся на себе не характерные для нее виды ответственности.
Основным
достижением второго этапа
К концу третьего этапа антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конкуренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм.
В
последние годы государство активно
развивает и совершенствует антимонопольное
законодательство и стремится к
повышению эффективности его
применения в целях пресечения его
нарушений. Федеральная антимонопольная
служба стала одним из главных регулирующих
органов России, и ее влияние на состояние
экономики в стране огромно.
Информация о работе Принципы антимонопольной политики и их реализация