Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:43, контрольная работа
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
Вступление ………………………………………………………………………1
Приватизация в Беларуси ………………………………………………………3
Анализ зарубежного развития приватизации …………………………………5
Пожелания и программы ....…………………………………………………….11
Краткое резюме по контрольной работе ………………………………………12
Заключение ………………………………………………………….…………..13
Список использованной литературы ……………………………....…………..15
Содержание
Вступление ………………………………………………………………………1
Приватизация
в Беларуси ………………………………………………………3
Анализ зарубежного
развития приватизации …………………………………5
Пожелания и
программы ....…………………………………………………….11
Краткое резюме
по контрольной работе ………………………………………12
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы ……………………………....…………..15
Вступление
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Разгосударствление (Денационализация) — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Муниципализация — передача объектов государственной или частной собственности в муниципальную собственность.
Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».
Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».
В
общем случае приватизация не связана
напрямую с проблемой формы
Приватизация
связана, прежде всего, с прагматическими
соображениями на макро- и микроэкономическом
уровнях. В первом случае она призвана
укрепить рыночное начало в экономике,
осуществить децентрализацию и сокращение
масштабов государственной предпринимательской
деятельности для повышения эффективности
всей хозяйственной системы и уменьшения
бюджетного дефицита. На микроэкономическом
уровне задача состоит в улучшении технико-экономических
показателей работы предприятий. Освобождение
в холе приватизации предприятий от государственной
сверх централизации и призвано предоставить
администрации, трудовым коллективам
возможность принимать решения, соответствующие
их коммерческим интересам. В результате
приватизации формируется группа частных
собственников на средства производства,
развиваются конкурентные отношения между
производителями, что повышает материальную
заинтересованность в эффективном использовании
факторов производства, в увеличении выпуска
и реализации продукции.
Приватизация в Беларуси
В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации, которыми являются:
К главным целям приватизации, следует отнести:
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
Анализ зарубежного развития
приватизации
Если обратиться к причинам, подтолкнувшим к приватизации и дерегулированию, то это – низкая эффективность государственных предприятий по сравнению с частными, а также множество других факторов, таких как: степень воздействия государства на фирмы и компании, уровень компетентности и профессионализма управленческого персонала, мотивации труда всего трудового коллектива и руководства фирмы, других управленческих структур. Часто считают, что госпредприятия в принципе не могут быть высокорентабельными из-за своей роли в экономической системе, позволяющей другим укладам достигать коммерческого интереса, а во-вторых, сама уникальная техника и технология лишает предприятие высокорентабельных результатов. Это верно лишь в некоторой степени. Благодаря мобильности, самостоятельности в распоряжении ресурсами, давлению рынка частные предприятия действительно выглядят более предпочтительно по многим показателям, нежели государственные. Именно поэтому многие страны, раньше или позже, увидели в приватизации целительное лекарство для оздоровления своих экономик.
В Великобритании, например, чуть более чем за десятилетний период продано в частные руки более половины принадлежащих государству предприятий промышленности на сумму около 68 млрд. долл. В государственной собственности остались угольная промышленность, железные дороги, почтовая служба, ядерная электроэнергетика. Однако полученная государством от продажи выручка еще ни о чем не говорит, ибо приватизация здесь не имеет ни ярко выраженной коммерческой, ни идеологической цели. Основная цель – повышение эффективности как подлежащих приватизации компаний, так и обеспечение нормальных условий для всего общественного воспроизводства страны.
Здесь введется также большая подготовительная работа, практически по любому предприятию разрабатывается программа приватизации, после чего в парламенте принимается соответствующий закон. Такая сложная бюрократическая процедура проделывается, кроме всего прочего, и с целью оградить занятых в процессе приватизации людей от проявления ими человеческой слабости – получения взяток.
Англичане очень хорошо понимают, что продажей государственного предприятия еще не заканчивается процесс реформ и поиск конкретных путей повышения эффективности экономики. Ведь если частник рискует своим капиталом, то общество рискует через него своим положением, экономической стабильностью, чего англичане для себя допустить не могут.
В последний месяц пребывания М. Тэтчер у власти началась приватизация энергетики, доход от которой планировалось получить в размере 10 млрд. долл. Основное предпочтение отдавалось такой форме, как акционирование в различных комбинациях. Акциями должно владеть около 20% населения Великобритании. Для привлечения капитала и активизации предпринимательской деятельности применяется система «ваучерс» – т.е. оплата акций осуществляется не сразу, а по истечении какого-то срока.
Во Франции государственные компании производят приблизительно 33% валового национального продукта. Здесь для привлечения любого капитала в страну объявили амнистию на капитал, полученный «незаконным» способом и находящийся в других странах мира. Денационализации (приватизации) подвергаются не только объекты материального производства и услуг, но и финансово-кредитные учреждения.
Процесс приватизации в Египте начался с 1970-х гг. Здесь в основном используют опыт Великобритании, и это не случайно. Привлекаются также английские специалисты из различных областей. Предложения египетского правительства включают: