Принципы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.

Содержание

Вступление ………………………………………………………………………1
Приватизация в Беларуси ………………………………………………………3
Анализ зарубежного развития приватизации …………………………………5
Пожелания и программы ....…………………………………………………….11
Краткое резюме по контрольной работе ………………………………………12
Заключение ………………………………………………………….…………..13
Список использованной литературы ……………………………....…………..15

Работа состоит из  1 файл

kontrolnaya.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

Вступление ………………………………………………………………………1 

Приватизация  в Беларуси ………………………………………………………3 

Анализ зарубежного  развития приватизации …………………………………5 

Пожелания и  программы ....…………………………………………………….11 

Краткое резюме по контрольной работе ………………………………………12 

Заключение ………………………………………………………….…………..13 

Список использованной литературы ……………………………....…………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Вступление 

     Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и  поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.

     Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

     Разгосударствление (Денационализация) — процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной. Переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности.

     Разгосударствление  может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

     Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

     Муниципализация — передача объектов государственной или частной собственности в муниципальную собственность.

     Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный сектор. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

     Разгосударствление  может принимать принципиально  различные формы, которые можно  классифицировать по ряду признаков: допуску  к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

     Приватизация  сама по себе не может гарантировать  прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

     В общем случае приватизация не связана  напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет два значения. С юридической точки зрения собственность – это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей ее из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц.

     Приватизация  связана, прежде всего, с прагматическими  соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции. 
 

     Приватизация в Беларуси

     В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации, которыми являются:

  • Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.
  • Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
  • Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй – государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
  • Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих -- льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, -- приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, -- сохранением контрольного пакета акций в стране.

     К главным целям  приватизации, следует  отнести:

  • формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений;
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
  • формирование новых экономических отношений, построенных на 
    многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

     Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма  управления производством, основанного  на конкуренции экономически свободных  товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.

 

     Анализ зарубежного развития приватизации 

     Если  обратиться к причинам, подтолкнувшим к приватизации и дерегулированию, то это – низкая эффективность государственных предприятий по сравнению с частными, а также множество других факторов, таких как: степень воздействия государства на фирмы и компании, уровень компетентности и профессионализма управленческого персонала, мотивации труда всего трудового коллектива и руководства фирмы, других управленческих структур. Часто считают, что госпредприятия в принципе не могут быть высокорентабельными из-за своей роли в экономической системе, позволяющей другим укладам достигать коммерческого интереса, а во-вторых, сама уникальная техника и технология лишает предприятие высокорентабельных результатов. Это верно лишь в некоторой степени. Благодаря мобильности, самостоятельности в распоряжении ресурсами, давлению рынка частные предприятия действительно выглядят более предпочтительно по многим показателям, нежели государственные. Именно поэтому многие страны, раньше или позже, увидели в приватизации целительное лекарство для оздоровления своих экономик.

     В Великобритании, например, чуть более чем за десятилетний период продано в частные руки более половины принадлежащих государству предприятий промышленности на сумму около 68 млрд. долл. В государственной собственности остались угольная промышленность, железные дороги, почтовая служба, ядерная электроэнергетика. Однако полученная государством от продажи выручка еще ни о чем не говорит, ибо приватизация здесь не имеет ни ярко выраженной коммерческой, ни идеологической цели. Основная цель – повышение эффективности как подлежащих приватизации компаний, так и обеспечение нормальных условий для всего общественного воспроизводства страны.

     Здесь введется также большая подготовительная работа, практически по любому предприятию  разрабатывается программа приватизации, после чего в парламенте принимается соответствующий закон. Такая сложная бюрократическая процедура проделывается, кроме всего прочего, и с целью оградить занятых в процессе приватизации людей от проявления ими человеческой слабости – получения взяток.

     Англичане очень хорошо понимают, что продажей государственного предприятия еще  не заканчивается процесс реформ и поиск конкретных путей повышения  эффективности экономики. Ведь если частник рискует своим капиталом, то общество рискует через него своим положением, экономической стабильностью, чего англичане для себя допустить не могут.

     В последний месяц пребывания М. Тэтчер у власти началась приватизация энергетики, доход от которой планировалось  получить в размере 10 млрд. долл. Основное предпочтение отдавалось такой форме, как акционирование в различных комбинациях. Акциями должно владеть около 20% населения Великобритании. Для привлечения капитала и активизации предпринимательской деятельности применяется система «ваучерс» – т.е. оплата акций осуществляется не сразу, а по истечении какого-то срока.

     Во  Франции государственные компании производят приблизительно 33% валового национального продукта. Здесь для привлечения любого капитала в страну объявили амнистию на капитал, полученный «незаконным» способом и находящийся в других странах мира. Денационализации (приватизации) подвергаются не только объекты материального производства и услуг, но и финансово-кредитные учреждения.

     Процесс приватизации в Египте начался с 1970-х гг. Здесь в основном используют опыт Великобритании, и это не случайно. Привлекаются также английские специалисты из различных областей. Предложения египетского правительства включают:

Информация о работе Принципы приватизации