Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:43, контрольная работа
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной.
Вступление ………………………………………………………………………1
Приватизация в Беларуси ………………………………………………………3
Анализ зарубежного развития приватизации …………………………………5
Пожелания и программы ....…………………………………………………….11
Краткое резюме по контрольной работе ………………………………………12
Заключение ………………………………………………………….…………..13
Список использованной литературы ……………………………....…………..15
Особенность приватизации в Египте состоит в том, что не обязательно передавать в частные руки ключевые предприятия, как это сделано в Великобритании. Здесь осознают, что если это и будет сделано, то еще не решит монополизма. Огромное значение при проведении приватизации уделяется плану, в котором предусматривается деятельность фирм и после смены собственника.
Практический
интерес может представить
Оценки будущего объединенной Германии, ее восточной и западной частей весьма различны: от самых благоприятных до пессимистических. В действительности, производство Восточной Германии уже уже сократилось более чем в два раза, а число безработных уже к концу 1991 г. составило около 3 млн. человек. Уровень безработицы здесь к началу 2000 г. колебался в пределах 25-30%. Однако лишь 7% руководителей предприятий не видят никаких шансов на успех. Есть также мнение деловых кругов ФРГ, что единая экономика Германии может выступать локомотивом мирового хозяйства.
Начало приватизации в Восточной Германии было положено еще прежним правительством, поскольку в марте 1990 г. был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации. По договору о валютном, экономическом и социальном союзе между ФРГ и ГДР, подписанному 18 мая 1990 г., учреждался Опекунский совет по управлению государственным имуществом. Он взял на себя обязанность погашения долга ГДР в объеме суммы от предстоящей продажи государственного имущества. Оставшуюся задолженность должны будут погасить новые восточные земли. На последних также лежит ответственность за кредиты. 17 июня 1990 г. был принят закон о приватизации и реорганизации государственного имущества ГДР. Безусловно, практика вынуждает уточнять и дорабатывать ранее принятые законы.
Опекунский совет находится в подчинении федерального правительства. Контроль за деятельностью совета осуществляют министерства финансов и экономики, а также другие министерства, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов.
Интересно то, что Опекунский совет работает на самоуничтожение, т.к. после решения вопросов, связанных с приватизацией и реорганизацией экономики, эта бюрократическая организация подлежит роспуску. Само ведомство по приватизации имеет децентрализованную структуру и содержит в себе центральное отделение, отвечающее за фирмы с числом 1500 человек и более, а также 15 местных филиалов. Центральное отделение не только занимается своей практической работой по продаже государственного имущества, но и оказывает помощь филиалам. На региональные же отделения приходится основная нагрузка по реализации поставленных целей приватизации.
Опекунский совет представляет собой подобие концерна, объединившего 8 тыс. бывших народных предприятий и комбинатов. Вместе с министерством финансов опекунский совет имеет право дать поручительства и гарантии. Долевое участие этой организации в имуществе предприятий считается участием федерального правительства. Опекунский совет может брать для оздоровления своих предприятий кредиты, возвращение которых было намечено к концу 1995 г. В высшем совете руководства, помимо предпринимателей, представлены и государственные чиновники. Бывшие работники плановых органов после объединения Германии были отстранены от руководящих должностей.
Одна
из важнейших задач этой организации
– осуществление процесса интеграции
восточногерманского и
По закону ведомство имеет довольно большие полномочия в выборе форм приватизации. Но оно выбрало продажу как наиболее целесообразную форму. Привлечение кредитов для оздоровления предприятий также находится в компетенции совета. Реприватизация, которая предусматривалась еще законом ГДР, принятым в марте 1990 г., также пользуется особой популярностью, но затруднена в выполнении из-за изменившейся ситуации. Порядок возвращения имущества или возмещения его стоимости таков же, как и порядок национализации, проходившей в 1972 г. При увеличении стоимости имущества за прошедший период разница может быть продана другому частному лицу. Через кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка с 6,5% годовых и отсрочкой на 2 года стимулируется полный выкуп предприятия бывшими хозяйствами. Реприватизируемое предприятие не облагается также налогом в течение двух лет. Как и всюду, весьма сложной остается проблема оценки имущества предприятия, последняя не отдается на откуп спроса и предложения.
Параллельно с приватизацией и ее разновидностью – реприватизацией идет поиск более эффективных форм реорганизации предприятий и управления. В основном применяются три модели реорганизации, выбор которых зависит от сложившейся структуры бывшей ГДР.
Самый радикальный вариант – роспуск комбината, а входящие в него предприятия получают полную самостоятельность в выборе директоров и действуют на свой страх и риск. Но представление рыночной стратегии предприятия в Опекунский совет обязательно.
Превращение комбината в своего рода штаб-квартиру делегированными этому центру полномочиями предприятиями координации – второй путь реорганизации. Комбинату предоставляется также право вести переговоры с профсоюзами, решать социальные вопросы, обеспечить НИКОР, выражать интересы как на национальном уровне, так и за рубежом.
Третий вариант – это образование вместо прежних производственных объединений компаний-холдингов. Функции холдинга сводятся к общему стратегическому руководству входящими в него юридически самостоятельными фирмами. Кстати, такие холдинги стали появляться еще в ГДР.
Камнем преткновения при проведении приватизации является собственность на землю и ее цена. Характер сложившегося землеиспользования не дает возможности воспользоваться правом собственности на землю прежним владельцам. А размеры предполагаемой компенсации могут привести к длительным судебным разбирательствам, что оттолкнет потенциальных инвесторов. Решение проблемы оценки земли частично решается через контракты на 2 – 5 лет, во время которых цена на землю может быть пересмотрена.
Застроенные земельные участки трудно возвратить прежним владельцам, т.к. по законодательству предпочтение отдается расположенному на этой земле предприятию.
Если учесть, что Германия вообще не была привлекательной для зарубежных инвесторов, то 95% западного капитала, устремившегося в ГДР в первые месяцы после объединения с ФРГ и нашедшего приложение на восточных землях, свидетельствует о значительной активности западных компаний. Но в последующем инвестиционная политика зарубежных капиталов по разным обстоятельствам поменялась: объединение Германии скорее подтолкнуло вкладывать капитал в западные земли, а восточные остаются в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому наиболее распространенной формой участия в восточно-германском производстве остаются «немецко-немецкие» совместные предприятия. Как правило, совместное производство организуется с конкурентоспособными предприятиями, которые разрабатывали эту идею до объединения Германии.
Однако для вложения зарубежного капитала в восточные земли есть очень важные преимущества: квалифицированные кадры, конкурентоспособность ряда предприятий, связь с восточноевропейским рынком и опыт работы на нем, сохранение традиций предпринимательства. Государство в стимулировании предпринимательства как зарубежных, так и своих интересов занимает довольно активную позицию.
Своеобразно происходит процесс приватизации в Италии. Это, видимо, связано со спецификой развития экономики этой страны. В Италии объективно сформировался очень сильный государственный сектор. Кроме этого, государство оказывает доминирующее влияние как на экономику в целом, так и на ее отдельные уклады. Удельный же вес государственного секторы достигает 40%, в том числе в промышленности – 30%. Интересно, что, обсуждая вопросы приватизации государственных компаний, в конце 1990 г. был огосударствлен химический комплекс «Энимонт», входящий в первую десятку крупнейших химических фирм мира. Подобная ситуация может проясниться, если учитывать и то, что примерно 60-70% экономики Италии состоит из акционерных обществ со смешанным государственно-частным капиталом. С помощью финансовых рычагов государство контролирует деятельность обществ, наделенных большой оперативной и финансовой самостоятельностью и ответственностью. Следовательно, эти и другие особенности привели к тому, что в этой стране государственные компании, а также фирмы со смешанным капиталом не претерпели больших изменений. Однако общее движение приватизации, характерное для всех стран Запада, не могло не коснуться и итальянской экономики. Начиная с конца 70 – начала 80-х гг. доля государственного сектора уменьшается, что вызвано необходимостью коренного обновления производства, потребовавшего от государства значительных вложений капитала. Поэтому с началом крупного циклического подъема (1984 г.) государственные компании развернули широкую эмиссию акций и продажу их на рынке.
Кроме того, некоторые государственные корпорации, например те, что не имели принципиального значения для экономической системы страны, действительно подвергались полной приватизации или реприватизации. Затем были ликвидированы или приватизированы фирмы, утратившие прежнее значение в связи со структурными изменениями в экономике. Были проданы также в частные руки предприятия, находящиеся в государственных объединениях, но не соответствующие их производственному профилю. И наконец, полной приватизации подвергались те компании, которые, находясь в тяжелом финансовом положении, требовали огромных затрат капитала.
При продаже акций, а эта форма приватизации здесь самая предпочтительная, вначале приоритет отдается трудовому персоналу компании. Получив контрольный пакет акций, иностранный или национальный покупатель становится собственником этого предприятия.
В Италии, прежде чем проводить операции по приватизации, анализируют экономическую ситуацию у себя и положение в мировом хозяйстве. После этого могут быть приняты решения по свертыванию приватизационных процедур или развертыванию государственного влияния на экономику страны.
Нельзя
не обратить внимания на относительно
новое средство привлечения капитала,
которое применяется практически во всех
странах в последнее десятилетие. Это
средство известно как программа или «план
приобретения акций рабочими» (ППАР). Программа
одинаково эффективна как в финансировании
выкупа работниками предприятий, так и
в привлечении нового капитала для роста
и расширения производства. По этой программе
вначале оценивается стоимость предприятия.
В основу оценки заложена способность
предприятия в течение 5-7 лет выплатить
заем на покупку. Затем рабочие образуют
кооператив, организацию типа треста ППАР.
После этого кооператив, трест обращаются
в местный или другой банк, вплоть до иностранного,
для займа необходимых средств на покупку
предприятия. Кредит обеспечивается всеми
активами предприятия или же может поддерживаться
гарантией государства. Акции предприятия
хранятся на специальном счете. Часть
его доходов ежегодно будет использована
на выплату долга банку. Также ежегодно
по мере выплаты части долга некоторый
пакет акций размораживается со счета
и распределяется среди рабочих. Принцип
распределения акций среди рабочих –
уровень заработной платы. Таким образом,
весь пакет акций будет распределяться
из года в год до тех пор, пока не будет
выплачен весь долг и все акции не будут
распределены среди рабочих. Выданные
отдельному работнику акции будут числиться
на его персональном счете до тех пор,
пока он не уйдет на пенсию. Продать пакет
акций работник может лишь после полного
распределения акций. В случае отказа
работника продать свои акции по рыночному
курсу, право стать первым покупателем
его акций имеет ППАР.
Пожелания и программы
Согласно трехлетнему плану приватизации в республике с 2008 по 2010 год планировалось преобразовать 706 предприятий. В 2008 году реформировано 194 предприятия, в 2009-м — 232. По итогам 2010 реформировано еще около 280 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Всего же в Беларуси с 1991 года преобразовано 4555 предприятий. Из них 53% преобразованы в ОАО, одна треть — проданы на аукционах, оставшаяся часть — выкуплены арендными предприятиями.