- Приватизация и разгосударствление
в Беларуси
- Общая характеристика «приватизационной»
экономической реформы.
- Основные концепции приватизации.
- Экономическое содержание приватизации.
- «Плюсы» и «минусы» приватизации.
- Реальные проблемы приватизации.
1. Приватизация и разгосударствление
в Беларуси.
Экономическая реформа в Беларуси
(структурная, ценовая, финансовая) проводится
в каждой сфере как бы в разных
временных потоках, с разной скоростью
и интенсивностью. Приватизация государственного
и муниципального имущества, являющаяся
сердцевиной экономической реформы,
проходило быстро, последовательно
и стала (наряду с либерализацией
цен) самым ощутимым проявлением изменений
в экономике.
Анализ теории и практики
приватизационного процесса занимает
все более важное место в
отечественной экономической науке.
Это обусловлено тремя причинами.
Во-первых, необходимостью осмысления
происходящих в экономиках различных
стран изменений при переходе от административно-командной
к рыночной экономике; во-вторых, постоянным
вниманием российских исследователей
к проблемам развития отношений собственности;
в-третьих, использованием «карты» приватизации
в острой политической полемике и вовлечением
всего населения в процесс обсуждения
ее хода и результатов.
В теории приватизации и
обобщении ее практики сохраняется
множество дискуссионных и нерешенных
проблем как методологического,
так и прикладного характера.
Более того, в условиях перехода
Беларуси к рыночной экономике
появляются новые моменты, имеющие
важное значение для дальнейшего развертывания
приватизационного процесса.
Следует иметь в виду,
что до сих пор по-разному
трактуется даже само понятие
«приватизация», его соотношение
с категориями «частная собственность»,
«разгосударствление». Особенно остры
дискуссии о месте приватизации
в экономической реформе; об
очередности или одновременности
приватизации, либерализации цен
и структурной перестройки; о
целях приватизации; наконец, о
сочетании экономической эффективности
и социальной справедливости, платности
и бесплатности в используемых
моделях приватизации. Самостоятельными
проблемами остаются критерии
выбора способа приватизации, определение
ее темпов приоритетов.
Завершение начального этапа
приватизации в Беларуси (так
называемой «чековой приватизации»)
требует оценки его итогов
и выявления особенностей. Переход
к новому «инвестиционно-денежному»
этапу приватизации нуждается в прогнозе
постприватизационного развития предприятий.
2. Общая характеристика «приватизационной»
экономической
реформы.
Приватизация представляет
особую систему экономических
отношений, возникающих в связи
с изменением формы собственности
на средства производства: с «государственной»
на «частную». Она включает
взаимосвязь приоритетов, отражающую
сочетание интересов органов
государственной власти, трудовых
коллективов предприятий, населения
в целом в процессе глубинных
изменений. Диалектика приватизации
и разгосударствления заключается
в том, что приватизация является
разгосударствлением собственности.
Объективные причины развития
приватизационного процесса носят
как макроэкономический, так и
микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования
производственной деятельности
государственных предприятий в
условиях административно-командной
экономики обусловила их высокие
планово-координационные издержки.
Между тем механизм рынка осуществляет
такое согласование с гораздо
меньшими издержками. Следовательно,
приватизация обусловлена не
только переходом страны в
целом от «административно-командной»
системы к «социальному рыночному
хозяйству», но и позитивным стремлением
предприятий к снижению издержек.
Приватизация выполняет две
функции. С одной стороны, она
должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных преобразований,
а с другой, - инструментом государственного
регулирования долговременного
характера.
Непосредственными целями приватизации
являются:
- n формирование слоя мелких и средних
собственников;
- n сокращение доли имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
- n перераспределение экономических
основ власти.
Достижение социальной справедливости,
повышение экономической эффективности
производства, рост доходов государственного
бюджета не выступают собственными
целями приватизации. Она может
способствовать развитию данных
процессов только в долгосрочном
периоде.
Основными критериями выбора
способа приватизации являются
отраслевая принадлежность и
размер предприятия, учет принципов
социальной справедливости и
приоритета трудового коллектива,
демонополизация, необходимость
сохранения профиля предприятия
и его производственного потенциала,
рентабельность предприятия, привлечение
инвестиций. Названные критерии
обусловили следующие основные
способы приватизации – акционирование
(с закрытой подпиской или продажей
акций); продажа предприятий и
имущества по коммерческому
или инвестиционному конкурсу (на
аукционе); выкуп арендованного имущества;
банкротство.
Особенностями начального этапа
приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.)
являются: приоритет политических
целей процесса, введение системы
приватизационных чеков; сверхвысокие
темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации
при акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов;
низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую
практику приватизации с восточноевропейской.
Использование приватизации как постоянного
инструмента государственного регулирования
экономики на последующих этапах будет
иметь общие характеристики с процессом
приватизации в развитых странах Запада
(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная
направленность, индивидуализация и низкие
темпы приватизационного процесса).
Эмиссия и обращение приватизационных
чеков стали эффективным инструментом
быстрого перераспределения государственного
имущества среди негосударственных
инвесторов. Вторичный же рынок
акций приватизированных предприятий
развивается медленно из-за отсутствия
спроса на акции большинства
акционерных обществ (и, соответственно,
их низкой ликвидности), малой
доходности акций и неразвитости
инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации
и особенно постприватизационное
развитие предприятий зависит от создания
и функционирования управленческих как
государственных, так и не государственных
структур (холдингов, финансово-промышленных
групп). Именно они призваны обеспечить
эффективное распоряжение государственной
долей в уставном капитале акционерных
обществ.
Прогноз процесса приватизации
в Беларуси показывает следующие
перспективы: ведущим способом
приватизации станет продажа
предприятий (имущества, пакетов
акций) на инвестиционных конкурсах;
сложились условия для перехода
к оригинальным моделям приватизации
в регионах; индивидуализация условий
приватизации оставшихся государственных
крупнейших научно-производственых
комплексов, малых и средних предприятий.
3. Основные концепции приватизации.
В условиях рыночной трансформации
российской экономики в центре
дискуссий чаще всего оказываются
понятия «частная собственность»,
«приватизация», «разгосударствление»,
«коммерциализация».
В соответствии с «традиционным»
подходом общественная и частная
собственность рассматриваются
как два антагонистических типа
собственности. Именно этот подход
имел наибольшее распространение
и обоснование в экономической
литературе советского периода.
В его рамках даже мелкая
частная собственность, основанная
на собственном труде, считалась
антагонистичной общественной. Поэтому
приватизация представляется изменениями
в структуре частной собственности.
Второй подход – «трудовой» – на
первый план выдвигает такой критерий,
как «трудовой» и «эксплуататорский»
характер собственности. Понятие «трудовая
собственность» может включать в себя,
помимо общественной, и частную трудовую,
и коллективную, и акционерную собственность.
В принципиальном отношении «трудовой»
и «традиционный» подходы весьма близки,
так как основным критерием в них выступает
наличие или отсутствие эксплуатации.
Значительно отличается от
предыдущих третий подход, который
по его собственному критерию
можно было бы назвать «субъектным».
Он тяготеет к отождествлению
частной и индивидуальной собственности
безотносительно к типу и способу
производства.
Четвертый подход условно
можно назвать «западным»: в соответствии
с ним негосударственная собственность
является частной (хотя и не
вся – отдельно выделяется
кооперативная собственность). Поэтому
и приватизация понимается как
разгосударствление, т.е. переход
средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков,
акционеров, коллективов, индивидуальных
владельцев, как сокращение государственного
сектора. Для оценки приватизации и механизма
ее осуществления в Беларуси наиболее
подходящим представляется именно этот
подход.
Необходимость приватизации
для введения в производстве
рыночных отношений определяется
еще и тем, что на государственных
предприятиях Беларуси было сосредоточено
подавляющей части продукции
народного хозяйства и почти
все производство промышленной
продукции.
Однако приватизация не сводится
к общей политике дерегулирования
экономики, ее государственного и негосударственного
секторов. Напротив, она представляет
собой элемент государственного регулирования
долговременного характера. Коммерциализация
предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих
приватизации, проявляется в том, что в
условиях рынка они функционируют на общественных
началах как субъекты предпринимательской
деятельности.
Массовый характер приватизация
может принять только при использовании
разных методов (в частности,
акционирования и конкурсной
продажи). Приватизация важна не
сама по себе, а как взаимозависимость
приватизации и деприватизации –
двух возможных методов государственного
воздействия на формирование экономической
структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений приватизированных и
государственных предприятий.
4. Экономическое содержание приватизации.
Рассмотрение методологических
основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое
содержание приватизации как
системы отношений по изменению
формы собственности на средства
производства с государственной
на частную (в том числе индивидуальную,
паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в
начале процесса приватизации
в Беларуси ситуации характеризуется
следующими чертами: практическое
отсутствие крупных частных фирм,
слабость негосударственного сектора,
отсутствие финансовых компаний и инвестиционных
банков. Формализация и унификация структур
экономической деятельности до сих пор
сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы приватизации
приводят к передаче государственного
имущества в «частную», «общую
долевую» или «акционерную» собственность.
При продаже предприятия происходит
реальная приватизация государственной
собственности. Преобразование предприятия
в акционерное общество можно
назвать формальной приватизацией,
так как после выкупа акций
бывшего государственного предприятия
членами трудового коллектива
остальные акции остаются в
государственной собственности,
и требуется время, пока их
не выкупят другие инвесторы.
Содержание системы отношений
приватизации раскрывается через
ее цели. В этом аспекте приватизация
– не цель реформы, а ее
инструмент.
Приватизация способствует
демонополизации производства. К
сожалению, резкий переход к
акционированию крупных предприятий
произошел без их предварительной
реорганизации и коммерциализации.
Это не позволило увязать задачи
приватизации и демонополизации.
Следует учитывать, что проблему
демонополизации удается решить
не во всех отраслях народного
хозяйства и не только методами
разукрупнения. Взаимосвязь приватизации
и демонополизации настолько
сложна, что использование разрешенных
программой приватизации методов
приводило к разрушению сложившихся
отраслевых научных комплексов
при выходе из них структурных
подразделений.