Приватизация и разгосударствление в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:05, реферат

Описание

Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.
Основные концепции приватизации.
Экономическое содержание приватизации.
«Плюсы» и «минусы» приватизации.
Реальные проблемы приватизации.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация и разгосударствление в Беларуси.docx

— 33.38 Кб (Скачать документ)

 

  1. Приватизация и разгосударствление в Беларуси
    1. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.
    1. Основные концепции приватизации.
    2. Экономическое содержание приватизации.
    3. «Плюсы» и «минусы» приватизации.
    4. Реальные проблемы приватизации.

 

1. Приватизация и разгосударствление  в Беларуси.

Экономическая реформа в Беларуси (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью  и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно  и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

  Анализ теории и практики  приватизационного процесса занимает  все более важное место в  отечественной экономической науке.  Это обусловлено тремя причинами.  Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

  В теории приватизации и  обобщении ее практики сохраняется  множество дискуссионных и нерешенных  проблем как методологического,  так и прикладного характера.  Более того, в условиях перехода  Беларуси к рыночной экономике  появляются новые моменты, имеющие  важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

  Следует иметь в  виду, что до сих пор по-разному  трактуется даже само понятие  «приватизация», его соотношение  с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры  дискуссии о месте приватизации  в экономической реформе; об  очередности или одновременности  приватизации, либерализации цен  и структурной перестройки; о  целях приватизации; наконец, о  сочетании экономической эффективности  и социальной справедливости, платности  и бесплатности в используемых  моделях приватизации. Самостоятельными  проблемами остаются критерии  выбора способа приватизации, определение  ее темпов приоритетов.

  Завершение начального этапа  приватизации в Беларуси (так  называемой «чековой приватизации»)  требует оценки его итогов  и выявления особенностей. Переход  к новому «инвестиционно-денежному» этапу приватизации нуждается в прогнозе постприватизационного развития предприятий.

 

2. Общая характеристика «приватизационной» экономической

реформы.

  Приватизация представляет  особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает  взаимосвязь приоритетов, отражающую  сочетание интересов органов  государственной власти, трудовых  коллективов предприятий, населения  в целом в процессе глубинных  изменений. Диалектика приватизации  и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является  разгосударствлением собственности.

  Объективные причины развития  приватизационного процесса носят  как макроэкономический, так и  микроэкономический характер. Необходимость  постоянного внерыночного согласования  производственной деятельности  государственных предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет  такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно,  приватизация обусловлена не  только переходом страны в  целом от «административно-командной»  системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

  Приватизация выполняет две  функции. С одной стороны, она  должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного  регулирования долговременного  характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

  • n  формирование слоя мелких и средних собственников;
  • n  сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • n  перераспределение экономических основ власти.

  Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности  производства, рост доходов государственного  бюджета не выступают собственными  целями приватизации. Она может  способствовать развитию данных  процессов только в долгосрочном  периоде.

  Основными критериями выбора  способа приватизации являются  отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и  приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость  сохранения профиля предприятия  и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение  инвестиций. Названные критерии  обусловили следующие основные  способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей  акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому   или инвестиционному конкурсу (на  аукционе); выкуп арендованного имущества;  банкротство.

  Особенностями начального этапа  приватизации в Беларуси (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических  целей процесса, введение системы  приватизационных чеков; сверхвысокие  темпы приватизации; преимущественно  формальный  характер приватизации  при акционировании крупных предприятий;  аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

  Эти черты сближают российскую  практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

  Эмиссия и обращение приватизационных  чеков стали эффективным инструментом  быстрого перераспределения государственного  имущества среди  негосударственных  инвесторов. Вторичный же рынок  акций приватизированных предприятий  развивается медленно из-за отсутствия  спроса на акции большинства  акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой  доходности акций и неразвитости  инфраструктуры фондового рынка.

  Успешное проведение приватизации  и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

  Прогноз процесса приватизации  в Беларуси показывает следующие  перспективы: ведущим способом  приватизации станет продажа  предприятий (имущества, пакетов  акций) на инвестиционных конкурсах;  сложились условия для перехода  к оригинальным моделям приватизации  в регионах; индивидуализация условий  приватизации оставшихся государственных  крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

 

3. Основные концепции приватизации.

  В условиях рыночной трансформации  российской экономики в центре  дискуссий чаще всего оказываются  понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

  В соответствии с «традиционным»  подходом общественная и частная  собственность рассматриваются  как два антагонистических типа  собственности. Именно этот подход  имел наибольшее распространение  и обоснование в экономической  литературе советского периода.  В его рамках даже мелкая  частная собственность, основанная  на собственном труде, считалась  антагонистичной общественной. Поэтому  приватизация представляется изменениями  в структуре частной собственности.

  Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

  Значительно отличается от  предыдущих третий подход, который  по его собственному критерию  можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению  частной и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

  Четвертый подход условно  можно назвать «западным»: в соответствии  с ним негосударственная собственность  является частной (хотя и не  вся – отдельно выделяется  кооперативная собственность). Поэтому  и приватизация понимается как  разгосударствление, т.е. переход  средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в Беларуси наиболее подходящим представляется именно этот подход.

  Необходимость приватизации  для введения в производстве  рыночных отношений определяется  еще и тем, что на государственных  предприятиях Беларуси было сосредоточено  подавляющей части продукции  народного хозяйства и почти  все производство промышленной  продукции.

  Однако приватизация не сводится  к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

  Массовый характер приватизация  может принять только при использовании  разных методов (в частности,  акционирования и конкурсной  продажи). Приватизация важна не  сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

 

4. Экономическое содержание приватизации.

  Рассмотрение методологических  основ разгосударствления и приватизации  позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации как  системы отношений по изменению  формы собственности на средства  производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

  Специфика сложившейся в  начале процесса приватизации  в Беларуси ситуации характеризуется  следующими чертами: практическое  отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

  Различные способы приватизации  приводят к передаче государственного  имущества в «частную», «общую  долевую» или «акционерную» собственность.  При продаже предприятия происходит  реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией,  так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия  членами трудового коллектива  остальные акции остаются в  государственной собственности,  и требуется время, пока их  не выкупят другие инвесторы.

  Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через  ее цели. В этом аспекте приватизация  – не цель реформы,  а ее  инструмент.

 Приватизация способствует  демонополизации производства. К  сожалению, резкий переход к  акционированию крупных предприятий  произошел без их предварительной  реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи  приватизации и демонополизации.  Следует учитывать, что проблему  демонополизации удается решить  не во всех отраслях народного  хозяйства и не только методами  разукрупнения. Взаимосвязь приватизации  и демонополизации настолько  сложна, что использование разрешенных  программой приватизации методов  приводило к разрушению сложившихся  отраслевых научных комплексов  при выходе из них структурных  подразделений.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление в Беларуси