Приватизация и разгосударствление в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:05, реферат

Описание

Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы.
Основные концепции приватизации.
Экономическое содержание приватизации.
«Плюсы» и «минусы» приватизации.
Реальные проблемы приватизации.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация и разгосударствление в Беларуси.docx

— 33.38 Кб (Скачать документ)

  Следует отметить, что реализация  целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

  Важным средством приватизации  является перераспределение доходов  и имущества. Однако приватизация  имущества, капитала вовсе не  означает равноценную приватизацию  доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

  Сравнительный анализ основных  черт приватизационного процесса  в Восточной Европе и в Беларуси  показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента  перехода к рынку коммерциализации  и акционирования государственных  предприятий; 2) введение чековой  (или купонной) системы; 3)низкая доходность  приватизации; 4) аукционная продажа  малых объектов.

 Приватизация в развитых  странах имеет ряд существенных  отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы  приватизационного процесса, использование  в качестве постоянного элемента  государственного регулирования  экономики. В перспективе именно  эти характеристики будут свойственны  российской приватизации.

 Приватизация является тем  звеном экономической реформы,  которое одновременно создает  предпосылки для реализации других  направлений реформы. Приватизация  разворачивается в условиях изменения  политической обстановки при  переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

  Проведение приватизационных  мероприятий в Беларуси сталкивается  с целым рядом объективных  препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

 Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной  политики, и ее осуществление  ведет к формированию новой  социально-экономической структуры  народного хозяйства. Приватизация  на самом деле сделала реформы  необратимыми, поскольку здесь возврат  затронул бы интересы миллионов  людей. Возник искусственный инвестиционный  спрос и определенная концентрация  прав собственности.

  Сложившийся механизм приватизационного  процесса в Беларуси соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

  В  концепции  приватизации соединились два  разнонаправленных подхода. Первый  подход во главу угла ставит  интересы трудовых коллективов  приватизируемых предприятий, второй  – задачи народной приватизации  и соблюдение принципа социальной  справедливости при распределении  государственной собственности.  Занявший ведущее место на  начальном этапе приватизации  механизм закрытой подписки и  чековых аукционов совмещает  оба эти подхода. Наиболее трудным  стал для предприятия выбор  момента начала приватизации  предприятия в целом (или арендуемого  имущества).

  Массовое преобразование государственных  предприятий в акционерные общества  создало возможность развития  фондового рынка в Беларуси. Были  сняты ограничения на продажу  акций, приобретенных работниками  предприятий на трудовых льготных  условиях. Отмена трехлетнего моратория  на продажу акций способствовала  выбору второго варианта акционирования  большинством трудовых коллективов.  Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

 

5. «Плюсы» и «минусы» приватизации.

  Анализ организации приватизационного  процесса в белорусской экономике  показывает ряд присущих ей  черт, носящих как позитивный, так  и негативный характер. Основными  негативными чертами являются  следующие:

  1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
  2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
  3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ пердачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
  4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

  Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило  появление проблем, не решенных  в рамках ее начального этапа.  Среди них – порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости.

  Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

  Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты:  комитеты по управлению имуществом  и фонды имущества различных  уровней; инвестиционные фонды  и инвестиционные компании; консалтинговые  фирмы; фондовые биржи и брокерские  фирмы; компании-организаторы аукционов,  инвестиционных торгов, тендеров.

  В настоящее время в Беларуси  складывается ситуация, при которой  темпы слома административно-командной  модели значительно опережают  создание новой модели государственного  управления экономикой. В результате  возникает организационно-управленческий  вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий  в рыночную среду.

  Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных  решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки  имущества.

  Процесс приватизации нуждается  в поддержке на двух уровнях:  всего общества и трудового  коллектива конкретного предприятия.  Недостаточная пропаганда идей  приватизации привела к тому, что у значительной части как  специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный  образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели  приватизации превалировали способы,  формально ориентированные на  уравнительную справедливость («чековая  приватизация»).

  Передача собственности на  государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима  с рыночным механизмом отбора  покупателей, как мелких, так и  стратегических. Поэтому в схеме  приватизации, реализуемой через  аренду с выкупом государственного  имущества, закрепляется нерыночный  результат – долговременная консервация  прямого соединения собственников  с имуществом. В основе выбора  именно этого способа лежит  критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

  Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась  продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

  Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества  стало набирать темпы со второй  половины 1992 г. и стало в Беларуси  наиболее распространенной формой  перехода к приватизации предприятий.  В соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Беларуси все предприятия,  имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных  фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования  в открытые акционерные общества.

 Приватизация муниципального  имущества по количественным  показателям наиболее активно  проходила в 1993 г. Способом  приватизации объектов муниципальной  собственности  преимущественно  является продажа на открытых  аукционных торгах и выкуп  арендованного имущества. Для  приватизации муниципальных предприятий  характерен и большой удельный  вес средств, поступающих от  продажи на аукционе, по конкурсу  по сравнению со средствами, поступающими  от продажи акций.

  Одной из форм становится  так называемая «парциальная»  приватизация, предлагаемая многими  комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное)  предприятие в таком случае  ликвидируется, а имущество вносится  в качестве вклада во вновь  создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества  становятся члены трудового коллектива  и сторонний инвестор. К развитию  подобных способов приватизации  подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией  недвижимости в городах.

  Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

 

6. Реальные проблемы приватизации.

  Акционирование государственных  предприятий в Беларуси имеет  много общего с «менеджерской  приватизацией». Действительно, существенная  доля акционируемого имущества  приобретается именно должностными  лицами администрации предприятия.  В перспективе этот путь может  способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии  в политике и процветания в  экономике, - национальной буржуазии,  выросшей в условиях рыночной  конкуренции. Вместе с тем,  увеличение числа относительно  крупных частных собственников  в благоприятных для администрации  предприятия условиях не дает  гарантии активной хозяйственной  деятельности. Однако такой же  гарантии не может дать распыление  акций среди всех работников.

  Истинная цена полученных  по закрытой подписке акций  выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

  Вместе с тем, при сохранившейся  в настоящее время инфляции  курс акций приватизированных  предприятий, несомненно, упадет. К  этому же ведет и незаинтересованность  трудового коллектива в выплате  дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост  заработной платы и снижение  дивидендов. В это же время  при снижении курса акции у  сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

  Еще в начале приватизационного  процесса отмечалось ключевое  значение оценки стоимости государственного  имущества. Однако тогда считалось,  что не всем предприятиям под  силу выкупить государственное  имущество в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных  тенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки  основных фондов создались возможность  пересмотра размера уставного  капитала акционерных обществ,  возникших в процессе приватизации.

  Действующая ныне система  оценки стоимости имущества предприятий  во многом необъективна в силу  резких колебаний экономической  конъюнктуры и непоследовательного  поведения самих предприятий.  Приступая к реализации новой  программы приватизации, ряд трудовых  коллективов столкнулся с трудноразрешимой  задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление в Беларуси