Малая приватизация означает
переход государственных предприятий
розничной торговли (продуктовых,
промтоварных магазинов, ресторанов,
предприятий сферы бытовых услуг)
в частное владение. Эти предприятия
являются ключевыми при переходе
к эффективной рыночной экономике,
поскольку они формируют спрос
на готовые товары и продукцию.
Путем приватизации малых объектов
торговли в Беларуси, находящейся
в стадии формирования рыночных
отношений, создается спрос предприятий
частного сектора на готовую
продукцию.
Специфика интересов трудовых коллективов
арендных предприятий обусловлена
закрытым характером создаваемых на
их базе акционерных обществ и
бесплатным распределением имущества,
заработанного за время аренды. Наибольшие
разногласия в трудовых коллективах вызывает
решение следующих проблем: точное определение
состава и стоимости имущества, подлежащего
выкупу; оценка стоимости и выявление
долей членов арендного коллектива в приращенном
имуществе; определение круга лиц, имеющих
право на получение доли приращенного
имущества; реорганизация арендного предприятия
в общество с ограниченной ответственностью
или акционерное общество закрытого типа.
За вычетом суммы выкупа
имущество, отраженное в балансе,
является собственным имуществом
арендного предприятия, находящимся
в общей долевой собственности
членов трудового коллектива. Индивидуальные
доли работников рассчитываются
с учетом заработной платы,
стажа и управленческой сложности
труда работника.
Становление полноценной рыночной
экономики предполагает развитие
рынка ценных бумаг. Это отмечается
практически во всех программах
стабилизации экономики и перехода
к рынку. В настоящее время
важнейшими видами ценных бумаг,
поступающих на фондовый рынок
Беларуси, являются акции приватизированных
предприятий и приватизационные
чеки.
Особенностями приватизационных
чеков как ценных бумаг являлись:
их обращение без ограничений,
целевой характер использования
в качестве платежного средства,
безвозмездная форма первичного
размещения, массовый объем выпуска,
который вряд ли будет превзойден
эмитентами других ценных бумаг.
Привлекательным для юридических
лиц было то, что обращение
ваучеров не облагалось налогами
на операции с ценными бумагами.
Физические лица не уплачивали
подоходный налог с сумм, полученных
от продажи приватизационных
чеков.
Эмиссия приватизационных чеков
многими подвергалась критике.
Лучшим контраргументом является
ускорение приватизационного процесса,
создание реальных механизмов
участия всего населения в
приобретении акций преобразуемых
предприятий.
В начале приватизации ориентация
на имеющийся у населения и
коммерческих структур объем
денежных ресурсов была практически
невозможна из-за его несопоставимости
со стоимостью государственного
имущества, подлежащего приватизации.
Кроме того, при существовавшем
низком уровне дохода у большинства
населения была и остается
высокой предельная склонность
к потреблению. Именно поэтому
вполне обоснованным было безвозмездное
размещение приватизационных чеков
в качестве дополнительных платежных
средств.
Купля-продажа ваучеров
в течении всего периода их обращения
происходила при рыночной цене при неизменном
номинале. Однако в первые месяцы их обращения
выдвигалась идея создания механизма
государственных гарантий цены ваучера.
Необходимость индексации вкладов не
возникла, так как на протяжении всего
срока действия приватизационных чеков
оценка основных капиталов акционерных
обществ и имущества, выставляемого на
конкурс, производилась в ценах 1992 г. На
чековых аукционах акции приватизируемых
предприятий продавались по аукционному
курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованной выглядела
и теоретическая поддержка именных
приватизационных бумаг. Это могло
бы предотвратить их попадание
на разбалансированный потребительский
рынок. Практика обращения приватизационных
чеков на предъявителя показала
их двойственное влияние на
объем спроса на потребительском
рынке. Средства, полученные гражданами
от продажи чеков, увеличивали
объем спроса, но одновременно
значительная доля денежной массы
(в том числе наличной) была
оттянута на спекулятивный рынок
приватизационных чеков. Резкие
различия в предложении акций
и ваучеров по регионам удалось
сгладить в процессе развития
биржевой и околобиржевой торговли
приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем,
связанных с механизмом и итогами
чековых аукционов, сохраняет
свою актуальность потому, что
для денежных аукционов по
продаже акций реорганизованных
предприятий предлагается аналогичный
порядок проведения. Кроме того,
курс акций, установленный на
чековых аукционах, является базой
для курса денежных аукционов
и вторичного рынка акций. Ценные
бумаги приватизированных предприятий
в целом достаточно надежны,
однако в настоящее время все же низкодоходны
и малоликвидны.
Список использованной литературы:
- “Гоc. Регулирование экономики”, под
редакц. Антоновой, Минск ,1996.
- “БЭЖ”, № 3,”Приватизация в РБ,цели ,
методы, результаты”, Ракова Е.Ю.,2001
- Декрет президента РБ ”О разгосударствлении
и приватизации в РБ”, №3 (20.03.98)
- “Основы гос. Экономической политики”,
Ходов А.Т., Минск, 1997.