Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Автор работы: k***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 8
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском хозяйстве республики казахстан 12
2.1 Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 13
2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 15
3 пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства 17
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 17
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 19
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 59.73 Кб (Скачать документ)

       Основные  приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые  колебания посевов в сторону  снижения в 2006 году преобладает тенденция их роста. В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних пяти лет 4146,2 тыс.га.

       Зерновой  клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с  некоторыми изменениями в сторону  роста или снижения с преобладанием  в отдельные годы тенденции дальнейшего  роста. По отношению к 2009 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2006 году до 297,3 тыс. га в 2010 году. В 2010 году увеличились посевы технических культур.

       За  последние пять лет посевная площадь  во всех категориях хозяйств увеличилась  на 22,2%, в том числе зерновых и  зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы  – на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических  культур – в 5,7 раза, картофеля  – на 14,5%, овощей – на 17,5%, Сократились  посевы овса – на 12,7%, кормовых культур – на 6%. .

       В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур занимали 4145,9 тыс. га, что  на 399,0 тыс. га, или на 10,6% больше, чем  в 2009 году. По сравнению с 2009 годом  посевы зерновых и зернобобовых культур  увеличились на 368,8 тыс.га, или на 11,1%, в том числе пшеницы – на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на 131,9 тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га, или на 0,3%, технических культур – на 4,0 тыс.га, или на 3,6%, картофеля – на 4,2 тыс.га, или на 19,3%, овощей – на 0,8 тыс.га, или на 20,5%, кормовых культур – на 21,2 тыс.га, или на 7,7%.

            За последние пять лет прирост доли посевной площади пшеницы снизился с 85,9% в 2006 году до 83,4% в 2009 году, ячменя увеличился с 11,8% в 2006 году до 14,5% в 2010 году.

            В текущем году увеличили посев зернового клина, картофеля и овощей все районы области.

       С целью увеличения продуктивности пашни  необходимо внедрение научно-обоснованных севооборотов и расширение применения минеральных и органических удобрений. В 2010 году чистыми парами занято 603,1 тыс. га земельных угодий, что меньше прошлого года на 71,9 тыс. га. Не соблюдается  необходимая структура севооборотов по наличию паров в пашне, вместо 25%-30%, предусмотренных Программой первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого  развития агропромышленного комплекса  Северо-Казахстанской области на 2007 - 2010 годы, они занимают только 18,7%, что больше прошлого года на 3,4 процентных пункта.

       2.2 Анализ нормативной  базы по вопросам  приватизации

 

       Приватизационное  законодательство превышает три  тысячи нормативных правовых актов  и состоит из трех законов о  приватизации, двух указов Президента Республики Казахстан, утвердивших  Государственную программу приватизации, других указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства  Республики Казахстан, в том числе  по регулированию особенностей приватизации тех или иных объектов, многочисленных нормативных документов, изданных в  различные годы  органом исполнительной власти по управлению  имуществом в  рамках предоставленной ему компетенции. Кроме того, отдельные нормы о приватизации содержатся более чем в 60 законах, что предопределяет определенную сложность в оценке нормативной правовой базы в области приватизации государственного имущества.

       Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.

       В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.

       Государственная программа приватизации на 1992 год  содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных  предприятий и предоставляла  трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

       Массовая  приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа..

       Анализируя  нормативную правовую базу приватизации на начальном ее этапе можно сделать  вывод о том, что правовое регулирование  не было направлено на достижение основных целей, определенных в Государственной  программе приватизации, - формирование «эффективного» собственника, повышение  эффективности деятельности предприятий  и создание социально ориентированной  рыночной экономики, привлечение иностранных  инвестиций.

       В частности, в основу приватизационных мероприятий были заложены задания  в относительных и расчетных  показателях по приватизации государственных  предприятий, что свидетельствовало  о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости от их прибыльности (ликвидности) в целях повышения эффективности их деятельности.

       Законодательно  не были обеспечены равные права и  возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам  предприятий предоставлялись широкие  льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с  производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное  управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть  национального богатства.

       Таким образом, анализ нормативной правовой базы в период денежной приватизации позволяет сделать выводы о том, что, как и в предыдущие годы не была обеспечена правовая основа для  приватизации объектов государственной  собственности по рыночной цене без  занижения ее реальной стоимости, не был создан механизм запрещения и  ограничения участия иностранного капитала и резидентов Республики Казахстан, имеющих в качестве  выгодоприобретателей  иностранных юридических и физических лиц, в приватизации объектов стратегического характера, не был определен порядок расторжения сделок приватизации и возмещения ущерба в связи с невыполнением покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных без стоимостной оценки или без оплаты объекта приватизации.

       2.3 Анализ результатов  и проблем приватизации    сельскохозяйственного производства в РК

       Реализация  государственных и региональных программ по развитию сельского хозяйства  при финансировании государства  позволила сделать качественный рывок в развитии аула. Растут объемы производства валовой продукции сельского хозяйства, за 2010 год её стоимость составила 193,8  млрд. тенге при индексе физического объема 95,1%. В структуре  валовой продукции более 70% занимает продукция растениеводства, 30% продукция животноводства. Сельхозпредприятия производят 45% валовой продукции, крестьянские хозяйства 19% и 36 % валовой продукции производится в хозяйствах населения.  Производством  сельскохозяйственной продукции занято 952 сельхозпредприятия, 3851 крестьянское хозяйство. Треть зерна по области производится крестьянскими хозяйствами.

       Для развития аграрной экономики работают 26 фирм-инвесторов по выращиванию совместно  с хозяйствами 47% зерновых культур, 75% масличных культур в области.

       Проведена работа по реорганизации и укрупнению мелких крестьянских и фермерских хозяйств. Если 3 года назад в мелких крестьянских хозяйствах находилось более 30% пашни, то на сегодня 21 %. В 2010 году реорганизовано 525 крестьянских хозяйств, большинство  из них вошли в состав крупных, экономически устойчивых и стабильно  работающих предприятий.

       Как и прежде наибольшая посевная площадь  сельскохозяйственных культур принадлежит  сельхозпредприятиям. В тоже время  значительная ее часть приходится и  на крестьянские (фермерские) хозяйства (рис. 3).

       Посевами  крестьянских хозяйств занято 945,9тыс.га, или больше 2009 года на 9,3%, в т.ч. зерновыми культурами – 905,4тыс.га, или 95,7% посевной площади крестьянских хозяйств количества крестьянских хозяйств в процессе их объединения и перерегистрации в сельскохозяйственные предприятия со статусом юридического лица послужило причиной сокращения их доли в общей площади посевов. Хотя крестьянскими хозяйствами в 2009 году засеяно сельхозкультурами на 0,1% больше, чем в предыдущем году, их доля в сельском хозяйстве результаты производственной деятельности в каждом году в значительной мере зависят от складывающихся агрометеорологических условий, сева, вегетации и сбора урожая сельскохозяйственных культур.

       Валовая продукция сельского хозяйства  в 2009 году в действующих ценах (по предварительным расчетам Агентства  РК по статистике) составила 110,3 млрд. тенге, в том числе продукция растениеводства  – 78,2 млрд. тенге (70,9% общего объема), животноводства – 32,1 млрд. тенге (29,1%).

       Структура посевов по категориям хозяйств в  последние годы претерпела значительные изменения. Сокращение площади посева области по сравнению с 2010 годом  снизилась на 0,5 процентных пункта, 2008 годом на 19,9 процентных пункта. Но при этом, увеличился валовой продукт государства; Если в 2008 году он составлял 60363,2 млн. тенге, то в 2010 он составил 78255,3 млн. тенге что показывает эффективность растениеводства при меньших масштабах посевов.  
 

 

           3 пути решения проблем  приватизации сельскохозяйственного  производства

       3.1 Проблемы сельскохозяйственного  производства Республики  Казахстан

 

       Сельскохозяйственное  производство Казахстана находится  в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

       Слабо развита система заготовки и  закупа сельскохозяйственной продукции. Отсутствие цивилизованного оптового рынка, отмена биржевой торговли способствуют сохранению расширенной сети посредников  при продвижении сельхозпродукции к конечному потребителю. Недостаточное  количество заготовительных пунктов  и низкий уровень их оснащенности, отсутствие лабораторного контроля качества сельскохозяйственной продукции  отрицательно влияют на обеспечение  пищевой промышленности необходимым  сырьем, а также сбыт продукции  сельхозпроизводителей и сельского  населения. 
            До настоящего времени производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка не соответствуют международным стандартам качества. Подавляющим большинством сельхозтоваропроизводителей не используются рекомендуемые севообороты, наблюдается низкое качество высеваемых семян, не проводится сортосмена и сортообновление, практически прекратилось применение минеральных удобрений, протравителей и гербицидов, что приводит к снижению урожайности и качества продукции растениеводства.

       Кроме того, в животноводстве преобладает  численность беспородного скота  с низкими продуктивными качествами. Мелкие крестьянские хозяйства не могут  обеспечить планомерную работу на научной  основе в племенном животноводстве.

       В последние годы, к сожалению, в  крестьянской практике все реже встречается  такое понятие, как «культура  земледелия». А низкий уровень организации  агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности  производителей. Для увеличения выпуска  продукции растениеводства и  повышения его экономической  эффективности, планируется расширить  площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет  адаптирована к природно-климатическим  условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской и Жамбылской областях.

Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане