Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане

Автор работы: k***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
исследовать формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве;
проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
проанализировать результаты и проблемы приватизации сельскохозяйственного производства в РК;
изучить пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства.

Содержание

Введение 3
1 теоретические аспекты приватизации сельскохозяйственного производства 5
1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации 5
1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном
производстве 8
1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства 10
2 анализ приватизационных процессов в сельском хозяйстве республики казахстан 12
2.1 Анализ развития сельского хозяйства на современном этапе 13
2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации 13
2.3 Анализ результатов и проблем приватизации сельскохозяйственного
производства в РК 15
3 пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства 17
3.1 Проблемы сельскохозяйственного производства Республики Казахстан 17
3.2 Пути решения проблем сельскохозяйственного производства 19
Заключение 22
Список использованных источников 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 59.73 Кб (Скачать документ)

       По  мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет расходоваться на покупку продуктов питания.

       3.2 Пути решения проблем  сельскохозяйственного  производства

 

       Благоприятная тенденция в динамике соотношения  цен на средства производства для  сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен  на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных  и иностранных инвестиций, это  приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие  годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного  ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов  предназначенных для промышленной переработки.

       Появление новых инвесторов-операторов, которые  «трансформируют» указанные выше благоприятные  возможности в реальный экономический  рост.

       На  взгляд экспертов, основные шаги, которые  должны будут входить в стратегию  подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение  новых биотехнологий, в том числе  в микробиологии в племенном  животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых  сортов.

       Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и  селекцию. Поддержка внутреннего  товаропроизводителя (государственный  протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное  регулирование внутренних цен. В  том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка  непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в  сельском хозяйстве. Надо расширять кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих организаций.

       Подводя итоги приватизации, можно сделать  вывод, что падение реальных доходов  значительной части населения, несомненно, один из самых ощутимых негативных результатов реформы собственности. Средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически  не поступали, приватизация собственности  не сопровождалась ее реальным перераспределением, а наделение работника акциями  без изменения его властных полномочий не способствовало изменению его  статуса. Процесс формирования новых  экономических институтов в результате приватизации оказывается значительно  более сложным, чем это мыслилось  в начале ее процесса, а экономические проблемы, отношения собственности тесно связаны с социальными параметрами общества.

       Ни  полная, ни тем более частичная  смена формы собственности еще  не означает автоматически возникновения  «эффективной» частной собственности, так как вне конкурентного  рынка, гражданского общества и правового  государства тот позитивный заряд, который несет в себе частная  собственность, реализован быть не может.

       Современное состояние казахстанского рынка  зерна является следствием процессов  его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением  роли государства. Результатом этого  являются следующие, на наш взгляд, тенденции и проблемы рынка:

  1. сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;
  2. значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;
  3. появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;
  4. значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян;
  5. слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальные спрос и предложение.

       Нерешенность  данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, диспаритету цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, развитию теневого рынка.

       Обобщение выборочных статистических данных показало, что темп роста цен на хлеб меньше темпа роста цен на зерно и  муку в среднем на 25–30%.

       Нам представляется, что актуальной проблемой  развития сельского хозяйства является создание адекватного механизма  государственного регулирования. Основными  задачами в рамках такого подхода  могут стать:

  1. создание системы сбалансированного удовлетворения спроса на зерно по регионам, учитывающей неравномерность производства и необходимость совершенствования используемых логистических механизмов;
  2. достижение информационной прозрачности рынка, которая позволит преодолевать значительную часть административных барьеров, в том числе на основе ассоциированных усилий производителей;
  3. формирование эффективной инфраструктуры, в особенности системы биржевой торговли, обеспечивающей необходимые хозяйственные связи между субъектами рынка;
  4. оптимизация применяемого инструментария бюджетного финансирования и кредитования зернопроизводящих хозяйств.

       Большинство указанных проблем сельского  хозяйства являются следствием неразвитости рынка зерна в части создания и развития механизмов организованного  сбыта. Способ их решения состоит  в развитии

 

    Заключение

 

       Подводя итоги работы, отметим, в результате приватизации в короткие сроки в  Республике Казахстан сформировался  негосударственный сектор экономики  и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные  общества, рынок ценных бумаг, система  институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение  формальных прав собственности на приватизированное  имущество при минимуме социальных конфликтов.

       Слабая  юридическая защита прав собственности  участников приватизационного процесса привела к передаче государственных  активов в крупных размерах узкой  группе лиц, основной целью которых  было не достижение конкурентоспособности  российской экономики, а эксплуатация национальных природных богатств Республике Казахстан в целях быстрого личного  обогащения.

       В связи с изложенным можно сделать следующие выводы по итогам приватизации, проведенной в Республике Казахстан:

       Принятие  решений органами государственной  власти в области формирования стратегических и тактических целей приватизации, организации и контроля процесса приватизации осуществлялось в условиях отсутствия научно обоснованной концепции  приватизации, экономического анализа  ситуации, объективной, своевременной  и полной информации о состоянии  дел в данной сфере, достоверной  оценки государственных активов.

       При разработке законодательства о приватизации не было принято во внимание гражданское  законодательство Республики Казахстан, устанавливающее, что имущество, находящееся  в государственной и муниципальной  собственности, может быть передано в собственность граждан и  юридических лиц в порядке, предусмотренном  законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Республики Казахстан). В нарушение действующего законодательства Государственная  программа приватизации утверждалась не в форме закона, а указами  Президента Республики Казахстан.

       Таким образом, для нормального функционирования рынка необходимо опережающее развитие его инфраструктуры. Наиболее значима  поддержка интеграционных процессов, направленных на защиту экономических  интересов сельхозпроизводителей, кооперация или создание на ее принципах  совместных предприятий и организаций  по кредитованию, закупкам и переработке  зерна, материально–техническому обеспечению  и другим видам агросервисного обслуживания. Повышению прозрачности рынка должны способствовать ассоциированные усилия производителей, прежде всего за счет объединения в некоммерческие организации, обеспечивающие маркетинговую, консалтинговую, инновационную и иную деятельность. Мелким и средним производителям зерна целесообразно создавать снабженческо – сбытовые кооперативы для организации продажи небольших партий зерна и обеспечения своих членов материально–техническими ресурсами. Развитие рынка требует создания системы его информационного обеспечения. Информация должна быть достаточно полной, достоверной, своевременной и доступной для пользователей.

     
    Список  использованных источников

 
    
  1. Постановление Правительства РК О мерах по государственной  поддержке экспорта зерна и продуктов  его переработки. от 28 мая 1999 г. № 664.// Юридическая газета. - 1999. -№ 6 (178).- С.9.
  2. О Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2008 – 2010 г годы от 5 июня 2006 года № 765 // « Казахстанская правда» от 11 июня 2008 года № 129
  3. Региональная программа развития сельского хозяйства Северо – Казахстанской области на 2009 – 2012 годы от 12 июля 2009 года № 765 // «Казахстанская правда» от 11 июня 2008 года № 34.        
  4. Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан за 2008г. – 275 c, 186 с, 134 с.
  5. Сельское хозяйство 2009. Статистический сборник. – Петропавловск, 2009. – 65 с, 89 с.
  6. Зволинский В. Продовольственная безопасность и земельные отношения в России // Международный с.-х. журнал. -, 2006. - №5. - С. 21-27.
  7. Зерно Республики Казахстан (экономика, организация, рынок) // КазНИИ ЭО АПК / Молдашев Б.А., Ковалев А.Е. и др. - Алматы, 2006. - 116с.
  8. Казахстан: рынок в АПК / Калиев Г.А., Сатыбалдин А.А., Турсунов СТ. - Алматы: Кайнар, 2006.- С. 51,56-57,72.
  9. Калиев Г.А. Аграрная реформа в Казахстане: история, современность, перспективы. -Алматы: РНИ «Бастау», 2008. - 232с.
  10. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.И., Тарасовича Л.С. - СПб., 2006. - С. 89, 94-95, 443-444.
  11. Яндых Р.К. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. - М., 2006. - № 9.- С.31-42

Информация о работе Приватизация сельскохозяйственного производства в Казахстане