Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:43, реферат
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к
рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную».
собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к
отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к
типу и способу производства.
Четвертый подход условно
ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся –
отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация
понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из
собственности государства в собственность пайщиков, акционеров,
коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного
сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования
экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она
представляет собой элемент государственного регулирования долговременного
характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в
том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как
субъекты
предпринимательской
Массовый характер
разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и
деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на
формирование экономической структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений
приватизированных и
Различные способы
имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При
продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной
собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно
назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего
государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции
остаются
в государственной
выкупят другие инвесторы.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и
имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает
равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря
изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в
результате приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных
черт приватизационного
Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве инструмента перехода к рынку
коммерциализации и
2) введение чековой (или
3) низкая доходность
4) аукционная продажа малых
Приватизация в развитых
странах имеет ряд
многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента
государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти
характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно
создает предпосылки для
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса
как инструмента
Основным принципом
всех реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с
экономикой
переходного периода можно
- приватизация не должна являться догмой или капризом моды,
государственная собственность необходима как дополнение к рыночному
механизму, поэтому отбор
тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ;
- приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение
неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения
эффективности и доступности
для более широкого слоя
- изменения
структуры собственности
чтобы не нарушить
- обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции,
совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости
и социального обеспечения,
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным
народному контролю
Не все эти принципы удалось осуществить в российской приватизации, о
которой
идет речь в следующей главе.
Процесс приватизации в России рассматривался правительством как
важнейшая часть экономической реформы преобразования командной экономики в
рыночную
и состоял из двух этапов: ваучерной и
денежной приватизации.
Первый этап: ваучерная приватизация
Неопределенность прав
тоталитарного режима в середине 50-х годов. Широко распространилось
растаскивание общественной собственности, особенно во время перестройки.
Все это
привело к возникновению
гораздо раньше принятой правительством в 92 году программы приватизации.
Так, предприятиям давалось все больше прав, однако никакого
дисциплинирующего механизма в форме банкротства (жесткого бюджетного
ограничения) не существовало. Реальные рычаги управления предприятиями были
утеряны , при этом вокруг предприятий начали плодится кооперативы, в
которые уходили наличные деньги. Процесс спонтанной приватизации принимал
все более криминальный и неуправляемый характер.
Правительство принимает единственно верное решение начать
государственную приватизацию. Разумеется, надо иметь в виду, что
приватизация в России качественно отличается от приватизации в проводимой в
западных странах. Сам характер огосударствления социалистической
собственности ставил более глубокие и масштабные задачи: стать инструментом
создания не только новой структуры собственности, но и формирования нового
класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации», где приватизация рассматривается не только как переход от одной
формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений
собственности. Постановка именно такой задачи диктовалась отсутствием
частного собственника. При наличии времени и финансов возможно было бы
подождать когда такой класс сформируется сам по себе, но такая возможность
отсутствовала. Поэтому её должна была заменить широкомасштабная
приватизация, искусственно устроенным сверху созданием слоя частных
собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе
невозможен.
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены
«Государственной программой приватизации государственных и муниципальных
предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала
четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом
выкупа, акционирование.
В основу выбора способа
По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из
которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на
01.01.1994 г.)
Размеры предприятия и условия приватизации [2]
|Категория предприятия |Условия |
|МЕЛКИЕ
|Менее 200 работников или |Приватизация без |
|стоимость основных фондов |корпоратизации |
|менее 1 млн.руб. | |
|СРЕДНИЕ