Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:43, реферат
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к
рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную».
|От 200 до 1000 работников |Добровольная корпоратизация|
|или стоимость основных | |
|фондов от 1 до 50 млн.руб. | |
|КРУПНЫЕ
|Более тысячи работников или|Обязательная корпоратизация|
|стоимость основных фондов | |
|более 50
млн.руб.
|
|
Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации,
подлежали продаже через аукцион или на конкурсной основе выставлялись на
торги. Такой шаг был нацелен на то, чтобы узнать их рыночную стоимость и
создать
конкуренцию между
предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой
метод мог использоваться коллективами предприятий, которые заключили с
государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества
предприятия.
На средних и крупных
в два этапа. Сначала проходило акционирование, затем выпускались акции,
которые распределялись между членами трудового коллектива, руководства
предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях
определяемых коллективом.
В первый этап приватизации было вовлечено все население России.
Возможно поэтому она получила название «народной». Инструментом её
проведения послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем
гражданам России. Одновременно приватизация преследовала цель создать
максимум заинтересованных трудовых коллективов в эффективной работе
приватизированных предприятий.
В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных
варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот,
предоставляемых работникам предприятий.
По первому варианту работники
предприятий получали
- право на привелигерованные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти
привелигерованные акции не давали права голоса (их владельцы не могут
голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное
право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также
получали право на получение
своей доли в случае
- право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень
льготных условиях;
- право использования ваучеров при приобретение акций - привилегированных
и простых;
- возможность
приобретения администрацией
номинальной стоимости на
По второму варианту
- до 50%
стоимости акций могут быть
оплачены приватизационными
- общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого
предприятия и работникам
промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного
фонда.
При третьем варианте группе работников ( не обязательно всему
трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с
соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению
данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию
предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200
минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае
выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых
акций по номинальной стоимости.
Особых приемов потребовала приватизация крупные предприятия и
объединения-гиганты. Здесь первым шагом стало преобразование их в
акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не
приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой
формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности
государства.
В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам
приходилось решать, что лучше при акционирование: выделять из состава
действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или
объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании,
владеющие акциями и получившие названия холдингов.
Холдинговые компании создаются прежде всего для проведения
согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий . важно,
чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог
«грабить» непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль.
Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция
является единственным средством утверждения цен на приемлемом для
потребителя уровне: в торговле \, общественном питание, бытовом
обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не
допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли
производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.
К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности
государства
значительной части акций приватизированных
предприятий.
Доля госсобственности в
приватизированных предприятий
(на 1996 г.)
|Отрасль |% |
|Целлюлозно-бумажная |20 |
|промышленность | |
|Металлургия |15 |
|Телекоммуникации |38 |
|Машиностроение |55 |
|Нефте- и
газодобыча
|42 |
Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России
не только государственных предприятий, не
подлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает
государству более широкие возможности для использования различных форм
экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором
промышленности.
Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения
выбранных вариантов, то явное предпочтение было отдано второму варианту,
позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот
вариант избрали около 75% предприятий. Однако, такая форма перекрывает
возможности внешнего влияния и контроля за ним. Эта ситуация сводится к
минимуму при нормальном функционирование рынка ценных бумаг. Но, как
показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению
начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.
Приватизация в Росси принесла
с собой чековые
(ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество
акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России.
ЧИФ должен был стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны
были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов,
интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом
рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что
ЧИФы, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов ,
а не в реальном развитии предприятия.
Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то
следует отметить , что он позволил добиться существенного
разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой
приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они
были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую
неопределенность в их положение. К концу 1994 года этот процесс завершился
почти по всей территории России.
К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически
не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к
концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих
приватизации.