Проблема безработицы в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотрение безработицы в целом.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его определение;
- изучить виды безработицы;
- выделить причины безработицы;
- раскрыть тенденции развития социальной структуры общества при условии безработицы в современном мире.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия………………………….5
1.2 Формы безработицы…………………………………………………………..9
2 Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
2.1 Анализ занятости и безработицы в России………………………………...14
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России…………….21
3 Безработица в Мурманской области
3.1 Состояние рынка труда в Мурманской области…………………………..27
3.2 Решение проблемы безработицы в Мурманской области………………..38
Заключение…………………………………………………………………......41
Список используемой литературы........................................

Работа состоит из  1 файл

курсовик, эк теория, Проблема безработицы в современных условиях.docx

— 153.13 Кб (Скачать документ)

В феврале 2010г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис.7).

 

Рисунок 7 – Уровень безработицы  по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственная политика борьбы  с безработицей в России

 

Состояние российской экономики на сегодняшний  день поставило вопрос безработицы  и занятости населения в число  наиболее актуальных.

Выше  были представлены основные причины безработицы и специфика российского рынка труда. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Цель  государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижение  высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

 

Рисунок 8 - Направления государственной  политики занятости

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую  роль в решении проблем, связанных  с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка труда ведется  по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

С целью  выработки согласованных решений  из представителей этих органов создаются  координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три  уровня программ обеспечения занятости  населения: 9

  • федеральный или общегосударственный,
  • субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
  • местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Долгосрочная  политика государства на федеральном  уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей  требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению  крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный  аспект государственной политика занятости  реализуется через ежегодно принимаемые  субъектами РФ территориальные программы  содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в 2009 году.10

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для  открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для  тех, кто лишился постоянного  заработка. Хотя, как отмечают исследователи  данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к  уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут  помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и  ремонт дорог, по разным причинам отходят  на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных  стала программа самозанятости  населения. В 2010 году безработный, открывающий  свое дело, сначала получит все  те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие  места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему  выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер снижения напряженности на рынке  труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет  выделяться единовременно по 30 тысяч  рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории  граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую  безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую профессию. Планируется развивать  это направление и далее.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

Службы  занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую  деятельность разнообразных видов.

 

3. Безработица в Мурманской области

 

3.1 Состояние рынка труда в Мурманской области

Состояние региональных рынков труда зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции  «преломляются» в регионах по-разному. Спрос на рабочую силу зависит  от структуры экономики и уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного  состава населения, уровня образования.

Поведение на рынке труда обусловлено и  социокультурными особенностями населения. Региональное разнообразие проявляется  не только в уровне экономической  активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения.

Таблица 3 - Динамика численности экономически активного населения:

 

Эконо-мически активное население, тыс.чело-век

в том числе

Уровень безработицы, %

В % к  соответствующему  
периоду предыдущего года

заня-тые

безра-бот- 
ные

из них зареги-стри-рован-ные2)

общей

офици-ально зареги-стри-рован-ной

экономи-чески активное населе-

ние

в том числе

заня-тые

безра-ботные

из них зареги-

стри-рованные2)

2009

                   

за год

522,0

482,2

39,7

14,8

7,6

2,8

100,5

99,8

109,7

125,4

2010

                   

I квартал

531,2

476,5

54,7

17,0

10,3

3,2

111,0

II квартал

522,5

480,7

41,8

15,2

8,0

2,9

97,9

III квартал

518,5

471,3

47,2

13,2

9,1

2,5

96,4

IV квартал

497,4

457,5

39,9

13,5

8,0

2,7

88,2

за год

517,4

471,5

45,9

14,7

8,9

2,8

99,1

97,8

115,6

99,3


 

Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец февраля 2011 года составил (по оценке)  2,5%.

Таблица 4 - Динамика численности не занятых трудовой деятельностью граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства в государственные учреждения службы занятости населения:

 

Обратилось  
по вопросу  
трудоустройства

Нашли работу (доходное занятие)

Состояло на учете  не занятых трудовой деятельностью,  
на конец   
периода

из них официально зарегистрированы безработными

в том числе  
получают пособие по безработице

Численность  
граждан,  
принимавших  
участие в оплачиваемых 
общественных работах в  
отчетном  
периоде

2010

           

январь

20338

16643

13533

182

февраль

20619

17372

14037

463

январь-март

13607

4405

20551

16974

13454

659

апрель

19915

16529

12970

737

май

18153

15245

11668

731

январь-июнь

24125

9430

16727

13793

11046

1301

июль

15988

13363

10870

1420

август

15779

13114

10957

1514

январь-сентябрь

37367

14158

15842

13127

11004

1592

октябрь

16039

13598

11551

1415

ноябрь

16116

13565

11527

1261

год

49772

19161

14954

13295

11437

1052

2011

           

январь

15751

12934

11047

250

февраль

14867

12544

10525

509

Информация о работе Проблема безработицы в современных условиях