Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.
Введение……………………………………………………………………..3
Конкуренция в системе международных экономических связей
Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции….4
Виды конкуренции. Их характерные черты…………………………..6
Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях
Понятие и сущность монополитической конкуренции и ее роль…..12
2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
Заключение…………………………………………………………..…20
Список использованных источников…………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
АКАДЕМИЯ
МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Допущена к защите
начальник кафедры
экономической безопасности
полковник милиции
А.А. Вишневский
«___»___________
2011
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ»
Тема
№ 4 «Проблема эффективности
на рынке монополистической
конкуренции»
Курсант 2 курса
факультета милиции Васильев В.Э.
Руководитель: Старший преподаватель
кафедры экономической Коховец А.Я. |
Минск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
Заключение………………………………………
Список
использованных источников…………………………………22
Введение
Одним
из важнейших составляющих мировых
торговых отношений является конкуренция.
Именно поэтому изучение данной тематики
является важным для нас. Изучение конкуренции,
условий ее возникновения, различных
ее видов и факторов, влияющих на
конкурентоспособность
Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.
Интерес подробного изучения данной тематики обуславливается тем, что конкуренция является одним из факторов, способствующих быстрому развитию торговых отношений, качества товаров и услуг.
Степень разработанности этой темы остаётся на высоком уровне. Хотя некоторые аспекты конкуренции как экономического явления требуют более детальной обработки и изучения.
Методологической
основой работы является принцип
объективности. Он основывается на анализе
большого количества источников и других
документальных материалов. Полученные
данные сопоставляются с выводами исследований
в данной области, которые перепроверялись
и уточнялись.
1. Конкуренция в системе международных экономических связей
1.1 Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции
Конкуренция является
важнейшим элементом рыночной экономики
и вместе с механизмом цен служит
необходимым ее регулятором. Разумеется,
для конкуренции требуется
Поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других.
Роль конкуренции состоит в том, что благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка.
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.
Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке.
Таким
образом, конкуренция играет огромную
роль, так как является немаловажным
элементом рыночной экономики. Именно
благодаря ей развиваются как
предприятия так и государство
в целом. Эта борьба между судьектами
торговых отношений обусловлена
тем, что каждый использует все больше
средств, например для снижения стоимости
товара, что в итоге приведет в
снижению цены на данную продукцию.
1.2 Виды конкуренции. Их характерные черты
Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно-денежных отношений.
В современной экономике выделяют четыре модели рынка, а соответственно и видов конкурентной борьбы:
- совершенную (чистую) конкуренцию;
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию;
- чистую монополию.
Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - "несовершенная конкуренция".
Совершенная конкуренция.
Когда
говорят о совершенной
Совершенной называют такую конкуренцию, участники которой, во-первых, заняты производством и продажей однотипного, тождественного товара, который по своим качествам не отличается один от другого. Во-вторых, каждый производитель может продать любое количество товара и не вызвать этим никакого изменения цен на конкурентном рынке, поскольку предполагается, что число производителей так велико и объем продукции каждого настолько мал, что это не повлияет на установившуюся равновесную цену.
Совершенная
конкуренция на практике довольно редка,
но это модель рынка, которая имеет
весомое аналитическое
Характерные черты совершенной конкуренции
Совершенная
конкуренция имеет характерные черты:
• очень большое число фирм. Основной чертой
чисто конкурентного рынка является наличие
большого числа независимо действующих
продавцов, обычно предлагающих свою продукцию
на высокоорганизованном рынке. Примером
служат рынки сельскохозяйственных товаров,
фондовая биржа и рынок иностранных валют;
• стандартизированная продукция. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта;
• практически
отсутствует контроль над ценой продукции.
На чисто конкурентном рынке отдельные
фирмы осуществляют незначительный контроль
над ценой продукции. Это свойство вытекает
из двух предыдущих. В условиях чистой
конкуренции каждая фирма производит
настолько небольшую часть от общего объема
производства, что увеличение или уменьшение
ее выпуска не будет оказывать ощутимого
влияния на общее предложение, или, следовательно,
цену продукта;
• свободное вступление в отрасли. Новые
фирмы могут свободно входить, а существующие
фирмы - свободно покидать чисто конкурентные
отрасли. В частности, не существует никаких
серьезных препятствий - законодательных,
технологических, финансовых и других,
- которые могли бы помешать возникновению
новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных
рынках;
• равный доступ к информации. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. В сою очередь покупатели осведомлены о ценах и об их изменении.
Несовершенная конкуренция
С
принципиально иным положением мы встречаемся
на рынке несовершенной
Таким образом, несовершенная конкуренция господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее.
Обратимся теперь к рассмотрению конкретных форм монополистических объединений, которые создают на рынке несовершенную конкуренцию. Редким случаем является наличие на рынке единственного продавца монополиста. Для того чтобы стать таким монополистом, количество товара фирма или корпорация должна быть единственным производителем в своей отрасли, а также не должно существовать в других отраслях иных производителей, которые бы выпускали продукцию, заменяющую товар монополиста. Как правило, безраздельное господство на рынке монополий встречается редко. Чаще всего они возникают в коммунальном хозяйстве, монополизируя в своих руках снабжение газом, электричеством, обеспечение телефонной связью и т.д. Их деятельность контролируется государством и органами самоуправления.
Принято
различать три типа монополий
в зависимости от способов, какими
фирма или корпорация добивается
положения единственного
Естественная
монополия возникает в тех
отраслях, где одна фирма или корпорация
обслуживает весь рынок, например, когда
она владеет единственными
Открытая монополия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно, такими монополиями являются фирмы которые выходят на рынок с принципиально новой продукций. Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.
Информация о работе Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции