Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Конкуренция в системе международных экономических связей
Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции….4
Виды конкуренции. Их характерные черты…………………………..6
Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях
Понятие и сущность монополитической конкуренции и ее роль…..12
2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
Заключение…………………………………………………………..…20
Список использованных источников…………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Проблема эффектівності на рынке монополістіческой конкуренціі.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

     Государственный реестр субъектов естественных монополий  по состоянию на 1 января 2011 года включает 206 хозяйствующих субъектов, в том числе 29 субъектов естественных монополий республиканского уровня и 177 – местного уровня.

     Факт  доминирования хозяйствующего субъекта определяется, исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих  конкурентам долей, возможности  доступа на этот рынок конкурентов. Учитываются и иные характеризующие  его критерии.

     В Беларуси на начало 2011 года в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, входило более 500 субъектов, занимающих доминирующее положение  на республиканских и местных  товарных рынках. По сравнению с 2000 годом на начало 2011 года количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных  республиканских товарных рынках Беларуси, уменьшилось на 50 процентов.

      
 
 
 
 
 
 

     2.2 Эффективность монополистической  конкуренции

     Оценка  монополистической конкуренции:

     1) В долгосрочном периоде равновесие  при монополистической конкуренции  достигается в точке, находящейся  на участке убывания кривой  средних общих издержек. Свободный  вход и выход на конкурентных  рынках приводит к тому, что  фирмы находятся в точке минимума  средних совокупных издержек. Следовательно,  в долгосрочном периоде при  совершенной конкуренции производство  фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска  монопольно конкурентных фирм  ниже этого уровня;

     2) Для конкурентной фирмы цена  товара равна предельным издержкам;  для монопольно конкурентной - цена  превышает предельные издержки так как фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит к тому, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Таким образом, при монополистической конкуренции, как и при монополии, существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;

     3) С учетом эластичности спроса  на продукт можно сделать вывод  о том, что объем производства  при монополистической конкуренции  меньше, чем у конкурентной фирмы,  но больше, чем у монополии.  При монополистической конкуренции  потребители платят более высокие  цены за дифференцированный продукт  по сравнению с совершенной  конкуренцией, когда продукт стандартизирован, и более низкие цены по сравнению  с монополией и ее уникальным  продуктом;

     4) Вступление новых фирм на рынок  при монополистической конкуренции  связано с двумя внешними эффектами: 

     а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа  фирм и появлении новой продукции  возникает дополнительный потребительский  излишек;

     б) Внешний эффект "перехвата" покупателей, который можно отнести к отрицательным  эффектам, так как появление конкурентов  означает утрату фирмами отрасли  части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия  этих двух эффектов на рынках монополистической  конкуренции предлагается либо слишком  мало, либо слишком много видов  товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной работе произведен обзор видов  рыночных структур, виды и свойства конкуренции, структурный анализ и  стратегию конкуренции, материалов связанных с деятельностью правительства  как фактора отраслевой конкуренции, суть входных барьеров. Из выше перечисленного материала, следует, что конкуренция  является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства.

     Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между  монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства  может привести к созданию, так  сказать "государства в государстве". Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию  не конкурентоспособной на мировом  рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы. К положительным чертам можно  отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к  спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства.

     Говоря  о негативных методах ведения  конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны  между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

     В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

     Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию  следует оценивать не столько  как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Проблемы, связанные  с развитием различных форм конкуренции  неоднозначны, так как реальная жизнь  очень динамична и в ней  существуют не только критерии экономической  эффективности, но действуют и политические или социальные факторы.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом. 
 

Список  использованных источников 

1. "Микроэкономика  и макро экономика".1998г. (Под  редакцией Будаговской С.) 260 с.

2.  "Стратегия  конкуренции".1998г. (Майкл Э. Портер) 258 с.

3.  "Маркетинг", под ред. Романова А.Н., М., ИО "Юнити", 1996г. 357 с.

4.  "Конкуренция".2002г. (Г. Пастернак-Таранушенко, В. Рожок) 136 с.

5.  Н.Л.Зайцева. Макроэкономика. 450 с.

6.  Гальперин В.М. Макроэкономика .-К,1994г. 259 с.

7. Албегова И.М. "Государственная экономическая политика".-М,1998г. 247 с.

8. Мкконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. "Экономикс", М., Республика, 1993г.

9.  Зубко Н.М., "Экономическая теория", 2-е изд., Минск, НТЦ "АПИ",1999г.350 с.

Информация о работе Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции