Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.
Введение……………………………………………………………………..3
Конкуренция в системе международных экономических связей
Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции….4
Виды конкуренции. Их характерные черты…………………………..6
Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях
Понятие и сущность монополитической конкуренции и ее роль…..12
2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
Заключение…………………………………………………………..…20
Список использованных источников…………………………………22
Поскольку целью монополии является получение максимальной прибыли, то она может получить ее, когда будет производить продукцию в таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
В
краткосрочном временном
Достижение
высокой прибыли на рынке, где
конкурирует несколько мощных компаний,
зависит не только от таких объективных
причин, как рост потребительского
спроса, величина издержек производства,
предельный доход и др., но также
от реакции других фирм. Такой учет
действия конкурирующих фирм при
установлении цены и объема выпуска
продукции на рынке характеризуют
обычно как олигополистическую взаимосвязь.
Рисунок 1: характерный
признак несовершенной конкуренции —
отрицательный наклон кривой спроса
2. Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях.
2.1 Понятие и сущность монополитической конкуренции
Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с небольшой дозой монопольной власти.
Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:
1)
Весь отраслевой выпуск
2) продукция однородная и не имеет близких заменителей;
3) вхождения на рынок новых фирм блокировано;
4)
потребители не
5)
существует полная
Условия возникновения
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Характерные черты
1)
Относительно большое число
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
2)
Дифференциация продукта. В противоположность
чистой конкуренции одним из
основных признаков
3)
Неценовая конкуренция. Как
4)
Легкое вступление в отрасль.
Вступить в отрасль с
Основными признаками монополистической конкуренции являются:
1)
Относительно небольшая доля
всего рынка, приходящаяся на
одну фирму, а, следовательно,
ограниченный контроль над
2)
Сравнительно большое число
3) Фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;
4)
дифференциация продукта в
- по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.;
- по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта - сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;
- по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;
- по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу.
5)
экономическое соперничество
6)
относительно легкое
В Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 - республиканского и 535 - местного уровней.
По данным Минэкономики, в Брестской области 59 монополистов, в Витебской - 103, в Гомельской - 70, в Гродненской - 94, в Минске - 33, в Минской области - 88, в Могилевской - 106.
В частности, государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, включает 532 предприятия. Из них 56 хозяйствующих субъектов занимают доминирующее положение на республиканских товарных рынках, и 376 - на местных.
В течение 2010 года Министерством экономики проведен мониторинг 23 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках, по результатом которого в государственный реестр включены 6 предприятий, исключены - 2 хозяйствующих субъекта.
Этот
факт указывает на сокращение количества
монополистов в стране и рост конкуренции
среди субъектов
Таким образом, в 2011 году из госреестра исключены ОАО "Могилевский текстиль" по товарной позиции "ткани шелковые", РУПП "Гроднотекстиль" и ОАО "Сукно" (Минск) по товарной позиции "ткани тонкосуконные", ОАО "Минский подшипниковый завод" и ОАО "Гомельский подшипниковый завод" по товарной позиции "подшипники качения, включая велосипедные", ОАО "Могилевхимволокно" по товарной позиции "нити полиэфирные текстильные (товарные)", ОАО "ГТФ "Неман" по товарной позиции "папиросы".
Информация о работе Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции