Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является подробное изучение конкуренции, ее видов, условий возникновения, значения конкуренции. Какую же роль играет конкуренция в системе международных экономических отношений. Каким образом конкуренция способствует развитию предприятий и торговых отношений в общем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Конкуренция в системе международных экономических связей
Понятие, сущность, функции и условия появления конкуренции….4
Виды конкуренции. Их характерные черты…………………………..6
Сущность монополистической конкуренции и её роль в международных торговых отношениях
Понятие и сущность монополитической конкуренции и ее роль…..12
2.2 Эффективность монополистической конкуренции…………………18
Заключение…………………………………………………………..…20
Список использованных источников…………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Проблема эффектівності на рынке монополістіческой конкуренціі.docx

— 58.96 Кб (Скачать документ)

     Поскольку целью монополии является получение  максимальной прибыли, то она может  получить ее, когда будет производить  продукцию в таком объеме, при  котором предельные издержки равны  предельному доходу.

     В краткосрочном временном интервале  цена будет определяться ординатой (высотой) кривой спроса в той точке  выпуска продукции, которая соответствует  максимуму прибыли. В долгосрочном временном интервале монополия, не встречающая конкурентов, максимизирует  свою прибыль, производя такой объем  продукции, при которой долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному  предельному доходу. Поскольку в  таком временном интервале спрос  постепенно растет, то в этом случае цена, максимилизирующая прибыль, может  быть ниже, чем в краткосрочном  интервале. Поэтому открытая монополия  может защититься от проникновения конкурирующих фирм на рынок путем установления цены, меньшей той, которая обеспечивает возможность получения краткосрочной максимальной прибыли. Подобная политика лимитизирующего ценообразования может задержать вступление на рынок конкурентов. Таким образом, монополия может стать причиной возникновения негативных явлений в рыночной экономике. Препятствуя конкуренции, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных ресурсов общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при котором предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования. Особую опасность в этом отношении представляют закрытые монополии, которые защищены от конкуренции юридически. Тем не менее, конкуренция происходит и на монопольном рынке. Новые фирмы могут конкурировать с монополией путем продажи товаров-субститутов, или заменителей, или же качественно новых товаров.

     Достижение  высокой прибыли на рынке, где  конкурирует несколько мощных компаний, зависит не только от таких объективных  причин, как рост потребительского спроса, величина издержек производства, предельный доход и др., но также  от реакции других фирм. Такой учет действия конкурирующих фирм при  установлении цены и объема выпуска  продукции на рынке характеризуют  обычно как олигополистическую взаимосвязь. 

     

    Рисунок 1: характерный признак несовершенной конкуренции — отрицательный наклон кривой спроса 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. Сущность монополистической  конкуренции и её роль в международных торговых отношениях.

     2.1 Понятие и сущность  монополитической  конкуренции

     Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция  включает в себя очень значительный объем конкуренции, смешанной с  небольшой дозой монопольной  власти.

     Монополия - это такой тип рыночной структуры, где:

     1) Весь отраслевой выпуск поставляет  одна фирма, частица каждого  потребителя, (которых на рынке  очень много) в общем объеме  рыночная продукция незначительна; 

     2) продукция однородная и не  имеет близких заменителей; 

     3) вхождения на рынок новых фирм  блокировано; 

     4) потребители не взаимодействуют  между собою; 

     5) существует полная осведомленность  относительно рыночных цен, объемов  и спроса покупателей.

     Условия возникновения

     Монополистическая конкуренция возникает там, где  хозяйствуют десятки фирм. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

     Монополистическая конкуренция развивается там, где  необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя  для сбыта своей продукции. Монополистическая  конкуренция широко представлена в  отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада  и т. д. Дифференциация продуктов  может основываться не только на различиях  в качестве товара, но и на тех  услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

     В условиях дифференциации экономических  благ трудно найти две фирмы, которые  производили бы один и тот же продукт  или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так  как наблюдается нечто вроде  континуума продуктов и услуг.

     Важное  значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки  товара в рассрочку, наличие или  отсутствие гарантийного ремонта и  др.

     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет  большого значения, а капитал, требующийся  для начала дела, как правило, невелик.

     Легкое  вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения  для вступления в отрасль. Ими  могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного  характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

     Характерные черты

     1) Относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную  ситуацию, при которой относительно  большое число небольших производителей  предлагает похожую, но не идентичную  продукцию. Различия между монополистической  и чистой конкуренцией весьма  значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа 25, 35, 60 или 70.

     Из  наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической  конкуренции. Во-первых, каждая фирма  обладает относительно небольшой долей  всего рынка, поэтому она имеет  очень ограниченный контроль над  рыночной ценой. Кроме того, наличие  сравнительно большого числа фирм к  тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью  ограничения объема производства и  искусственного повышения цен, почти  невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма  определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны  конкурирующих с ней фирм. Реакцию  конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной  фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у  этих конкурентов не будет причины  реагировать на действия фирмы.

     2) Дифференциация продукта. В противоположность  чистой конкуренции одним из  основных признаков монополистической  конкуренции является также дифференциация  продукта. Фирмы в условиях чистой  конкуренции производят стандартизированную  продукцию; производители в условиях  монополистической конкуренции  выпускают разновидности данного  продукта. При этом дифференциация  продукта может принимать ряд  различных форм.

     3) Неценовая конкуренция. Как явствует  из вышеприведенного обсуждения, в условиях монополистической  конкуренции экономическое соперничество  сосредоточивается не только  на цене, но также и на таких  неценовых факторах, как качество  продукта, реклама и условия, связанные  с продажей продукта. Так как  продукты дифференцированы, можно  предположить, что со временем  они могут быть изменены и  что черты различия продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.

     4) Легкое вступление в отрасль.  Вступить в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко.  То, что производители в условиях  монополистической конкуренции  являются типично небольшими  по размеру фирмами как в  абсолютном, так и в относительном  выражении, предполагает, что эффект  масштаба и требующийся капитал  невелики. С другой стороны, по  сравнению с чистой конкуренцией  могут быть некоторые дополнительные  финансовые барьеры, порожденные  потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов,  и обязательством рекламировать  этот продукт. Существующие фирмы  могут владеть патентами на  свою продукцию и авторскими  правами на свои фабричные  клейма и торговые знаки, что  увеличивает трудности и издержки  их успешного копирования. 

     Основными признаками монополистической  конкуренции являются:

     1) Относительно небольшая доля  всего рынка, приходящаяся на  одну фирму, а, следовательно,  ограниченный контроль над ценой;

     2) Сравнительно большое число фирм  гарантирует, что тайный уговор  с целью ограничения объема  выпуска и искусственного повышения  (понижения) цены практически  невозможен;

     3) Фирмы самостоятельны в выборе  производственных решений и не  учитывают возможную реакцию  со стороны конкурентов;

     4) дифференциация продукта в различных  фирмах:

     - по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.;

     - по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта - сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;

     - по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;

     - по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу.

     5) экономическое соперничество сосредоточивается  не только на цене, но и на  неценовых факторах;

     6) относительно легкое вступление  в отрасль, так как необходимый  для этого капитал невелик.  Возможные финансовые барьеры  связаны с необходимостью производства  продукта, который отличается от  продукта конкурента и рекламой.

     В Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций  – монополистов, в том числе 185 - республиканского и 535 - местного уровней.

     По  данным Минэкономики, в Брестской  области 59 монополистов, в Витебской - 103, в Гомельской - 70, в Гродненской - 94, в Минске - 33, в Минской области - 88, в Могилевской - 106.

     В частности, государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, включает 532 предприятия. Из них 56 хозяйствующих субъектов  занимают доминирующее положение на республиканских товарных рынках, и 376 - на местных.

     В течение 2010 года Министерством экономики  проведен мониторинг 23 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего  положения на этих рынках, по результатом  которого в государственный реестр включены 6 предприятий, исключены - 2 хозяйствующих субъекта.

     Этот  факт указывает на сокращение количества монополистов в стране и рост конкуренции  среди субъектов хозяйствования. Департамент ценовой политики Минэкономики изучил товарные рынки республики. На основании этого департамент  исключил из госреестра предприятия, которые утратили доминирующее положение на товарных рынках.

     Таким образом, в 2011 году из госреестра исключены ОАО "Могилевский текстиль" по товарной позиции "ткани шелковые", РУПП "Гроднотекстиль" и ОАО "Сукно" (Минск) по товарной позиции "ткани тонкосуконные", ОАО "Минский подшипниковый завод" и ОАО "Гомельский подшипниковый завод" по товарной позиции "подшипники качения, включая велосипедные", ОАО "Могилевхимволокно" по товарной позиции "нити полиэфирные текстильные (товарные)", ОАО "ГТФ "Неман" по товарной позиции "папиросы".

Информация о работе Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции