Проблема коррупции – экономико-теоретический взгляд

Автор работы: K**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование экономико-теоретической сущности коррупции и ее анализ в России.
Исходя из цели определяются задачи исследования:
раскрыть сущность коррупция;
установить причины проявления коррупции;
оценить масштабы коррупции и общие потери в России;
рассмотреть стратегии борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение.
1. Коррупция. Экономико-теоретический взгляд. С.5-14
1.1. Определение коррупции. Виды. С.5-8
1.2. Причин коррупции и ее проявления. С.9-12
1.3. Влияние коррупции на общественное развитие. С.13-14
2.Анализ коррупционных процессов в экономике России. С.15-24
2.1. Оценки масштабов коррупции и их методология. С.15-17
2.2. Анализ коррупционных преступлений. С.18-24
3. Борьба с коррупцией. С.25-26
Заключение. С.27-28
Список литературы. С.29-30

Работа состоит из  1 файл

курсач. Коррупция экономика.docx

— 65.04 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-экономический  факультет 

Кафедра экономики и предпринимательства  
 
 
 

    Проблема  коррупции – экономико-теоретический  взгляд.

 

Курсовая  работа

по  экономической теории  

          студента 2 курса СЭФ 

              специальность ГМУ 

              Черезовой Ольги Павловны

Руководитель 

Деветьярова И.П.

к. э.н., доцент 

Дата  защиты: «__» _______________ 200_ г.

Оценка: ____________________

 

Киров, 2011г.

Содержание.

Введение.

  1. Коррупция. Экономико-теоретический взгляд.           С.5-14

    1.1. Определение коррупции. Виды.             С.5-8

    1.2. Причин  коррупции и ее проявления.            С.9-12

    1.3. Влияние коррупции на общественное развитие.           С.13-14

  2.Анализ коррупционных процессов в экономике России.          С.15-24

      2.1. Оценки масштабов коррупции и их методология.          С.15-17

      2.2. Анализ коррупционных преступлений.           С.18-24

3. Борьба с коррупцией.               С.25-26

Заключение.                 С.27-28

Список  литературы.                С.29-30 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Проблема  коррупции в России встала так  угрожающе остро, что мотивы и  актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается  все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. Если в период правления  команды Б.Н. Ельцина, в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов коррупции (90 %) остается нераскрытым. 1

     Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам  государственного управления, равенства  и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое  развитие и угрожать стабильности демократических  институтов и моральных устоям общества.

     До сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов. Уголовные дела в отношении почти половины должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за коррупцию, не доходят до стадии судебного рассмотрения. В отдельных случаях страдает и качество судебных решений по этой категории дел.

   Целью курсовой работы является исследование экономико-теоретической сущности коррупции и ее анализ в России.

   Исходя  из цели определяются задачи исследования:

  • раскрыть сущность коррупция;
  • установить причины проявления коррупции;
  • оценить масштабы коррупции и общие потери в России;
  • рассмотреть стратегии борьбы с коррупцией.

     Цели  и задачи исследования обусловили структуру  курсовой работы, которая состоит из содержания, введения, трех частей, каждая из которых включает 2-4 главы, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Коррупция. Экономико-теоретический взгляд.

     Определение коррупции. Виды.

     Определяя термин «коррупция», часто используют юридический критерий, что приводит к замещению понятия «коррупционный»  понятием «незаконный» в описании сделки. Так, в проекте федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупция определяется как «подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу»2. Тем не менее не все незаконные сделки являются коррупционными, так же, как не все проявления коррупции и взяточничества нелегальны (например, когда посетитель ресторана дает дополнительные чаевые метрдотелю для того, чтобы иметь лучший, чем у других посетителей, столик в зале). Аналогичным образом следует разграничивать «безнравственные» и «коррупционные» сделки. Например, если некто вынужден платить шантажисту, рассматривая его как безнравственную личность, за неразглашение определенной информации, то с точки зрения жертвы шантажа поведение шантажиста не является проявлением коррупции.

     В мировой практике большинство исследователей (в том числе и экономисты) придерживается определения, предложенного специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция — это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах»3.

     Похожее определение мы можем найти и  в работе С. Алатаса: «Коррупция - это  злоупотребление доверием в интересах  личной выгоды»4. При этом Алатас различает коррупцию как сделку (транзактивную) и коррупцию как вымогательство (экстортивную). Первая основана на взаимном соглашении между донором и реципиентом с целью получения выгод обеими сторонами, а вторая влечет за собой отдельные формы принуждения и, как правило, основана на стремлении избежать некоторых форм ущерба, причиняемого либо донору, либо близким ему людям. Согласно подходу Алатаса, другие типы коррупции близки или являются побочным продуктом трансактивной и экстортивной коррупции.

     Рассмотрим  эти возможные производные типы. Оборонительная коррупция является противоположностью экстортивной коррупции. Инвестиционная коррупция предполагает такое оказание услуг должностному лицу или подношение ему подарка, которое не связано с извлечением личной выгоды для дарителя в настоящее время, но подразумевает возможность возникновения ситуаций в будущем, когда наступит «нужный» момент и в обмен на оказанную услугу или подарок даритель потребует от должностного лица оказания ему особого предпочтения в решении какого-либо вопроса. Непотическая коррупция связана с неоправданным назначением на должность в органы государственной службы друзей или родственников или оказанием особенного предпочтения им. Аутогенная коррупция вовлекает только одного человека, который выигрывает, например, оттого, что получил доступ к определенной информации раньше других людей. Наконец, поддерживающая коррупция описывает действия, предпринятые кем-либо для защиты и усугубления уже существующей коррупции, часто с использованием интриг либо даже силы. Основное преимущество типологии Алатаса заключается в том, что деление коррупции на типы не зависит от преобладающих в обществе нравственных условностей и норм. Она может дополняться множеством других видов коррупции, в зависимости, например, от ее масштабов, уровня (от местного до национального) и т. д. Однако следует отметить, что в исследовательской литературе особое внимание уделяется еще двум важным типам коррупции, дополняющим базовую типологию. Это институциональная и политическая коррупция. Институциональная коррупция связана с поиском выгод от функционирования институтов (таких как, например, политические партии)5. Политическая же коррупция имеет место в общественном секторе либо на пересечении интересов общественного и частного секторов (например, в ситуации, когда политики используют свой привилегированный доступ к ресурсам, незаконно присваивая выгоды от их употребления). И институциональная, и политическая коррупция, как правило, представляют собой разновидности трансактивной коррупции.

     Ряд авторов предпочитает говорить о  коррупции в общественном секторе, разделяя ее на бюрократическую (или административную) коррупцию и политическую коррупцию. При этом первая подразумевает использование должности государственного служащего с целью получения денежных выгод, а вторая — и для получения денежных выгод, и для сохранения этой должности. Получателем платежей в коррупционной сделке является государственный служащий. Коррупционная активность, приводящая к получению персональных выгод, всегда реализуется одной стороной, без вовлечения в коррупционное соглашение другой стороны извне, то есть из рассмотрения исключается «односторонняя» преступность (в частности, кражи). Более того, политические решения, проводимые каким-то одним лицом (или по его инициативе), не рассматриваются, даже если они могут оказаться коррупционными в том смысле, что в их основе лежит стремление получить личную выгоду, а не обычное проведение в жизнь политики правительства. Наконец, следует учитывать природу персональных выгод, получаемых от коррупционной сделки. Они могут принимать денежную или какую-либо иную форму, относиться к самому человеку или к его друзьям, семье, социальной или политической группе.

     Таким образом, говоря о коррупции с  позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью  которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного  дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Причины коррупции и ее проявления.

    Теоретические  основы  экономического  анализа  коррупции  были заложены    в    1970-е    гг.    в    работах    американских    экономистов неоинституционального направления.6 Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставление субсидий предприятиям и отраслям и т.д.).

    В современной экономической науке  принято отмечать экономические, институциональные  и социально-культурные причины  коррупции.7

    Экономические причины коррупции - это низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

    Институциональными  причинами коррупции считаются  высокий уровень закрытости в  работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, слабая кадровая политика государства.

    Социально-культурными  причинами коррупции являются деморализация  общества, недостаточная информированность  и организованность граждан.

    Некоторые зарубежные экономисты основные причины  коррупции выражают следующей формулой: коррупция = монополия + произвол ~ ответственность.8

    Это значит, что возможности коррупции  прямо зависят от монополии государства  на выполнение некоторых видов деятельности и от бесконтрольности деятельности чиновников, а также обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.

    Коррупция негативно влияет на экономическое  и социальное развитие стран. Экономический  вред от коррупции связан с тем, что  она служит препятствием для реализации макроэкономической политики государства. Она тормозит инвестиции и экономический  рост. Главным негативным проявлением  экономического воздействия коррупции  является увеличение затрат для предпринимателей.

    Что касается социальных негативных последствий  коррупции, то она ведет к нечестной  конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов.

    В тех странах, где действуют все  три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция  там более умеренная.

     Для объяснения причин и сущности коррупционных  отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) – исполнитель (агент) – опекаемый (клиент)» (см. Рис. 1).

     

     В этой модели центральное правительство  действует как принципал (П): оно  устанавливает правила и назначает  агентам (А), чиновникам среднего и низшего  звена, конкретные задачи. Чиновники  выступают при этом как посредники между центральным правительством и клиентами (К), отдельными гражданами или фирмами. В обмен на оплату налогов агент от имени принципала предоставляет клиентам различные  услуги (лицензирует деятельность фирм, выдает гражданам социальные пособия, осуществляет найм работников на государственную  службу и т.д.). Например, в рамках налоговой службы принципалом выступает  государство в лице руководителя налоговой службы, агенты – это  сборщики налогов, а в качестве клиентов выступают все налогоплательщики. В обмен на выплату налогов  налогоплательщики получают возможность  легально функционировать, в противном  случае их ожидают штрафы и прочие наказания.

Информация о работе Проблема коррупции – экономико-теоретический взгляд