Проблема коррупции – экономико-теоретический взгляд

Автор работы: K**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование экономико-теоретической сущности коррупции и ее анализ в России.
Исходя из цели определяются задачи исследования:
раскрыть сущность коррупция;
установить причины проявления коррупции;
оценить масштабы коррупции и общие потери в России;
рассмотреть стратегии борьбы с коррупцией.

Содержание

Введение.
1. Коррупция. Экономико-теоретический взгляд. С.5-14
1.1. Определение коррупции. Виды. С.5-8
1.2. Причин коррупции и ее проявления. С.9-12
1.3. Влияние коррупции на общественное развитие. С.13-14
2.Анализ коррупционных процессов в экономике России. С.15-24
2.1. Оценки масштабов коррупции и их методология. С.15-17
2.2. Анализ коррупционных преступлений. С.18-24
3. Борьба с коррупцией. С.25-26
Заключение. С.27-28
Список литературы. С.29-30

Работа состоит из  1 файл

курсач. Коррупция экономика.docx

— 65.04 Кб (Скачать документ)

     Как следует из уравнения (1), величину pf можно рассматривать в качестве той цены (или «налога»), которую преступник платит за совершение преступления. Если преступники рациональны в своем выборе, то рост этой величины приведет к снижению преступности, точно так же как рост цены на нормальный товар влечет за собой снижение спроса на него. Для достижения оптимального эффекта (в сокращении преступности) следует максимально поднять цену, или, во всяком случае, сделать преступление экономически невыгодным, то есть повысить его цену до такого уровня, при котором ожидаемая прибыль от совершения преступления принимает отрицательное значение. Иначе говоря, следует сделать справедливым неравенство U < 0, откуда следует, что

                                                       pf>D                                                         (2)

     Неравенство (2) отражает очень простую мысль: ожидаемые издержки должны превосходить выгоду от совершения преступления. Согласно этому неравенству, чем больше величина похищенного, тем выше должна быть вероятность раскрытия преступления и строже наказание.

     Хотя  указанное неравенство имеет  очень простой вид, оно тем  не менее может быть неверно истолковано. Дело в том, что в уравнении (1) все параметры предполагаются заданными. Что же касается неравенства (2), то в  нем в качестве известного параметра  выступает только величина дохода D, по которой оценивается произведение pf. Эта величина D сама по себе не отражает тяжести преступления. Преступник может получить один и тот же доход от двух сильно различающихся по тяжести преступлений, например в результате карманной кражи, осуществленной без всякого насилия, и в результате убийства с последующим изъятием кошелька у убитого. Если для первого преступления неравенство (2) справедливо, то для второго оно может быть справедливым только в том случае, если под величиной D подразумевать совокупный ущерб, причиненный преступником остальным членам общества.

     Оба параметра p и f полностью взаимозаменяемы и входят в формулы симметричным образом. Поэтому, согласно этим формулам, повышение вероятности наказания на 1% приводит к тому же эффекту, к которому приводит повышение строгости наказания на тот же 1%. Другими словами, с учетом существования зависимости количества преступлений от величины ожидаемой от преступления прибыли, можно сказать, что эластичность количества преступлений по вероятности наказания равна эластичности по строгости наказания. Казалось бы, это обстоятельство легко позволяет выполнить неравенство (2).

     Действительно, сколь бы плохо ни работали оперативно-следственные службы и сколь бы ни была мала величина р вероятности ареста и изобличения преступника в результате их работы, кажется, что всегда можно установить настолько высокий уровень строгости наказания f, что произведение pf обязательно достигнет необходимой величины. Подобное решение выглядит очень заманчиво, тем более что оно позволяет государству сэкономить средства на борьбе с преступностью.

     Политика, состоящая в поддержании вероятности  р на низком, а строгости наказания fна достаточно высоком компенсационном уровне, равносильна практике ценовой дискриминации, при которой для одних (непойманных преступников) преступление бесплатно, а для других имеет чересчур высокую цену. Такая политика не может иметь ничего общего с декларируемой в УК РФ социальной справедливостью.

     Говоря  о взаимозаменяемости величин p и f, мы ни словом не обмолвились о возможности существования каких-либо естественных «внешних» пределов для данного их свойства. А они, как показывает практика, существуют. Дело в том, что если вероятность наказания преступника оказывается очень низкой (скажем, к примеру, р < 0,1 или даже р< 0,01), то существенными становятся следующие два фактора. Во-первых, преступник (в том числе и потенциальный) считает себя неуязвимым, ибо психологически он склонен округлить вероятность того, что ему удастся остаться непойманным, до единицы. Поэтому строгость наказания уже не играет для него никакой роли. Во-вторых, строгость наказания не может расти до бесконечности. Поэтому если вероятность наказания достаточно мала, то ожидаемое наказание (величина рf) также будет малым, — конечно, при условии, что строгость номинального наказания остается в сколько-нибудь разумных пределах. Например, если самое строгое наказание за кражу состоит в лишении свободы на срок до 10 лет (ст. 158, ч. 3) или за получение взятки — до 12 лет (ст. 290, ч. 4), то при р=0,01 ожидаемое наказание составляет всего около одного месяца заключения, а при р=0,001 — 3 - 4 дня.

     Таким образом, низкая вероятность раскрытия  преступления делает ожидаемое наказание пренебрежительно малым даже в случае, если с номинальной точки зрения оно очень строго. На мой взгляд, те наказания, о которых мы упомянули, по своей суровости уже далеко выходят за пределы разумного. Ответственность, предусмотренная за кражу или взятку, почти равна ответственности за умышленное убийство. При этом налицо недостаточность и этих мер. Ситуацию следует рассматривать как кризисную: дальнейшее ужесточение наказаний бессмысленно, а существенно повысить раскрываемость преступлений правоохранительные органы не могут, причем не только потому, что сталкиваются с недостатком средств или с отсутствием опытных кадров, а в силу гораздо более глубоких причин.

     Для того чтобы обозначить некоторые  из них, представим себе нечто очень  маловероятное: милиция стала раскрывать существенно больше преступлений, чем в настоящее время. Что делать с пойманными преступниками? Все действующие следственные изоляторы, тюрьмы и колонии переполнены. Суды и так не успевают рассматривать дела. В течение последнего десятилетия неуклонно растет число заключенных, страдающих от туберкулеза. В настоящее время их доля достигла уже почти 10% (9,9% на начало 2003 г.). Каждый год места заключения покидают до 300 тыс. человек. Значит, около 30 тыс. больных туберкулезом вышли на свободу только в 2003 г. Необходимо разгрузить места заключения, а не увеличивать число их обитателей.

     Наказывая преступника лишением свободы, общество наказывает и себя, так как оно  несет все издержки, связанные  с реализацией наказания. На это обстоятельство Г. Беккер обратил внимание еще в своей первой работе по экономике преступлений. Большинство экономистов вслед за Беккером считают, что штрафы в ряде случаев предпочтительней тюремного заключения. Перечислим аргументы в пользу штрафов в случае преступлений, не связанных с насилием.

     Во-первых, если измерять тяжесть преступления и суровость наказания в одних и тех же единицах, то преступлению, не направленному против личности, должно соответствовать наказание, не связанное с лишением свободы. Так как в этом случае ущерб поддается оценке в денежном эквиваленте, то штраф в сумме, превышающей величину ущерба (в соответствии с неравенством (2)), может быть направлен на полную компенсацию морального и материального ущерба пострадавшим, а также, по крайней мере, на частичную компенсацию издержек раскрытия преступления и задержания преступника.

     Во-вторых, наказание в виде лишения свободы  влечет за собой издержки исполнения наказания в виде расходов на содержание самих заключенных и их охраны, кроме того, оно не компенсирует причиненный преступниками ущерб. Таким образом, потерпевшие не только не получают компенсацию, но и несут дополнительные издержки, обусловленные исполнением наказания.

     В-третьих, пребывание в местах лишения свободы  способствует плодотворному обмену криминальным опытом и вхождению  в криминальный мир, что в терминологии Беккера равносильно осуществлению преступником специфических инвестиций в свой человеческий капитал. К тому же, выйдя на свободу после заключения, он испытывает трудности с адаптацией и имеет меньше шансов на получение работы в легальном секторе экономики и, соответственно, на успешную легальную деятельность, что равносильно снижению альтернативных издержек преступной деятельности. Поэтому наказание, связанное с лишением свободы, способно стимулировать криминальный рецидив.

     В-четвертых, российская действительность такова, что в местах отбывания наказания  жизнь и здоровье заключенных  подвергаются повышенной опасности. Уровень  смертности в тюрьмах и лагерях  во много раз превышает и без  того высокую смертность на свободе. Ущерб, причиненный здоровью заключенного, увеличивает чистые социальные потери.

     По-видимому, штрафные санкции могут оказаться  эффективным средством для сдерживания  не только взяточничества, но и целого ряда других преступлений, не направленных против личности, в частности преступлений в сфере экономики, например таких, как кража, мошенничество, растрата, уклонение от уплаты налогов, контрабанда и др. Однако видеть в штрафах универсальное средство для сдерживания всех преступлений, конечно же, нельзя.

     Так, С. Камерон считает, что штрафные санкции бессмысленно применять  к тем преступникам, которые не имеют дохода от легальной деятельности13. Для таких индивидов единственным способом заплатить штраф может быть только доход от преступления. Поэтому штрафные санкции способны стимулировать их преступную деятельность. Отсюда следует, что использование штрафов в качестве наказания целесообразно по отношению к тем преступникам, которые имеют достаточные доходы от легальной деятельности для удовлетворения основных жизненных потребностей. 
 
 
 

Борьба  с коррупцией.

    Поскольку государственная коррупция стала  одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться начиная примерно с 1980-х гг. как одна из главных забот международной политики.14

    В нашей стране борьба с коррупцией идет какими-то волнами. Без специальной подготовки с ходу и не разобраться. Тихо-тихо, а потому вдруг: РАЗ! И, главное, не оказаться в ненужное время в ненужном месте – действует правило из старого армейского анекдота: «сейчас разберусь, как следует, и накажу, кого попало». Причем, волна идет по нарастающей. Идет. Идет. Идет.15

    Цели  борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение  эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность  экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность.

    В качестве наиболее простого инструмента  часто выбирают реформы законодательства - не только и не столько ужесточение  наказаний за коррупцию, сколько  упрощение и уменьшение государственного контроля для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением.

    Успешная  борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают  связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной  денежной единицы на противодействие  коррупции приносит в среднем 23 единицы  при борьбе с ней на уровне отдельной  страны и около 250 при борьбе на международном  уровне.

    В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные  организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без  помощи друг другу. Победить коррупцию  в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и  финансовых ресурсов снижает ее эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

     На  основе проведенного анализа можно  сделать следующие выводы.

     Определяя термин «коррупция», большинство исследователей придерживается понятия, предложенного  специалистами Всемирного банка, согласно которому «коррупция — это злоупотребление властными полномочиями в личных интересах». При этом различают коррупцию как сделку (транзактивную) и коррупцию как вымогательство (экстортивную). Эти два вида имеют, в свою очередь, некоторые производные типы:  оборонительная, инвестиционная, непотическая, аутогенная, поддерживающая. Однако следует отметить, что в исследовательской литературе особое внимание уделяется еще двум важным типам коррупции, дополняющим базовую типологию. Это институциональная и политическая коррупция. Институциональная коррупция связана с поиском выгод от функционирования институтов (таких как, например, политические партии). Политическая же коррупция имеет место в общественном секторе либо на пересечении интересов общественного и частного секторов (например, в ситуации, когда политики используют свой привилегированный доступ к ресурсам, незаконно присваивая выгоды от их употребления).

     Полученные  оценки объема коррупционного рынка  фиксируют резкий рост коррупции  в 2001—2005 гг. Согласно данным, он обусловлен масштабным увеличением среднего размера  взяток, что подтверждается не только результатами нашего опроса, но и огромным массивом фактической информации (публикации в СМИ, сообщения представителей правоохранительных органов и т. п.).

Информация о работе Проблема коррупции – экономико-теоретический взгляд