Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:14, курсовая работа
В работе обозначен ряд проблем экономического роста России. Все они существенны и требуют обстоятельного подхода к раскрытию. Но на мой взгляд, самая важная проблема экономического роста России, без решения которой решение остальных проблем теряет смысл, это проблема демографического развития страны. Это с одной стороны, а с другой стороны, без развития промышленности, как можно решать проблему развития человеческого капитала. Эти две проблемы и раскрыты в курсовой работе, а так же предложены возможные пути решения одной и изложены реальные шаги правительства на сегодняшний день по решению другой.
Введение 3
1. Важность экономического роста 4
2. Проблемы современного этапа экономического роста в России 5
0. 2.1 Демографическая ситуация в России 6
0. 2.1.1 Данные Федеральной службы государственной статистики 8
0. 2.1.2 Следствия и последствия текущей 13
демографической ситуации
2.2 Проблема диверсификации российского экспорта 15
3. Необходимые меры 20
0. 3.1 Необходимые меры относительно исправления демографической 20
0. ситуации в России
3.2 Необходимые меры относительно решения проблемы 23
диверсификации российского экспорта
Заключение 24
Литература 25
В 2005г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 8,9 тыс.человек (в 2004г. — 4,3 тыс.человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,3%, таблица 4.
По данным ФМС России, на 1 января 2006г. в стране насчитывалось 168,3 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 39% из них (66,0 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 13,2% (22,3 тыс.) — Узбекистана, 11,2% (19,0 тыс.) — Грузии, 7,2% (12,2 тыс.) — Таджикистана. Более 36 тыс.человек (21,6%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.
Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия — Алания (19 тыс.человек), Республику Ингушетия (16 тыс.человек), 7 тыс. — Белгородскую область, по 6 тыс. — Иркутскую, Оренбургскую и Самарскую области, по 5 тыс. — Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Кемеровскую область, по 4 тыс. — Новосибирскую, Волгоградскую и Тюменскую области.
Одна из опасностей представляемых снижением числа населения является экономическая. При одинаковой производительности человека, 140 миллионов человек населения производят на 20% больше продукта, чем 117 миллионов. Меньшее число людей не только производят, но и потребляют меньше, т.е. сократится как предложение, так и спрос, что приведет к сокращению рынка. Поскольку покупательная способность национальной валюты определяется количеством товаров и услуг, находящихся в данный момент на рынке, уменьшение населения вызовет падение покупательной способности рубля и, следовательно, инфляцию. Таким образом к 2020 году в России будет преобладать тенденция замедления экономики или даже стагнации.
Из-за снижения численности граждан призывного возраста, Россия будет вынуждена опираться на силы ядерного сдерживания. Однако, оружие массового поражения неприменимо в условиях войны с терроризмом. Кроме того, развитие противоракетной обороны в США в конечном итоге превратит весь ядерный арсенал России в груду бесполезного металлолома. Таким образом, в ближайшие десятилетия Россия полностью потеряет свой оборонный потенциал, не сможет влиять на мировую политику и будет с трудом защищать государственные границы. Возможны даже территориальные уступки соседним странам, которые, собственно, уже начались.
При том, что в России к 2020 году население уменьшится до 93-117 млн. человек, ожидается что в мире количество людей превысит 7 миллиардов. Проблема нехватки территорий есть у большинства стран и особо остро стоит у перенаселенных государств, таких как Китай, Индия и некоторых других. В таких условиях перенаселенные страны будут вынуждены искать пути расширения среды обитания своих граждан, и Россия представляет для них чрезвычайно лакомый кусок. Поэтому можно ожидать дальнейшего увеличения территориальных претензий к России со стороны соседей, законной и незаконной миграции в наиболее уязвимые регионы, например на Дальний Восток, с целью дальнейшего отчуждения этих территорий. Вполне вероятны крупные территориальные утраты на Дальнем Востоке уже к 2020-2030 годам, в частности, по Абхазскому сценарию.
В России пенсионеры финансируются государством, точнее пенсионным фондом. Поскольку в диапазоне 1.0<μ<2.5 доля работающих изменяется мало, по сравнению с долей пенсионеров, то пенсионные накопления также не растут. Поэтому рост числа пенсионеров ведет к их обнищанию. Накопительная система пенсий при этом не исправляет ситуацию. Поскольку экономическое положение будет ухудшаться из-за уменьшения населения, то и все пенсионные сбережения также обесценятся. Таким образом, ухудшение положения пенсионеров и социальные напряжения, которые уже давно идут, в дальнейшем продолжатся.
Первячок - первый ребенок в семье - это всегда большое событие. Его все любят, балуют. На первом ребенке родители впервые примеряют свою роль и делают множество ошибок. Если ребенок к тому же единственный, то ему не нужно ни о ком и ни о чем заботиться - все сделают мама с папой. В результате, первые дети часто вырастают абсолютно не подготовленными к жизни. Не приученные к самостоятельности, они до конца своих дней остаются безынициативными, любую ответственность перекладывают с себя на другого и ожидают, что их проблемы решит добрый дядя. Они не знают цену вещам, поэтому их легко обмануть какой-нибудь подачкой, например, бесплатным проездом. Изнеженные первячки, из-за низкой рождаемости число которых достигло 60% - это серьезная угроза государству, которая на пустом месте в любой момент может спровоцировать разноцветные революции, гражданскую войну, отделение некоторых регионов или даже переход под суверенитет другого государства.
Ко второму
ребенку относятся уже
Подводя итоги обзора демографического положения России, можно констатировать факт: ситуация не просто сложная, а катастрофическая. Если прямо сейчас ничего не предпринять, то уже через 15 лет Россия начнет разваливаться. Начнется это с потери некоторых территорий на Кавказе и Дальнем Востоке и может закончиться полной потерей суверенитета.
2.2 Проблема диверсификации российского экспорта
В настоящее время в российской экономике на фоне исключительно благоприятных внешнеэкономических условий наметилось снижение темпов экономического роста . Среднегодовые темпы роста ВВП за период 2000 -2006 г .г . были 6,8 % , из которых за счет внешнеэкономического фактора обеспечивалось увеличение ВВП в среднем 5,9 %. Однако , если темпы экономического роста в 2003 – 2004 г .г . составляли 7,3 – 7,2 %, то в 2005 – 2006 г .г . только 6,4 – 6,7 % [4]. По видимому , концепция развития российской
экономики , основанная на экспорте сырьевых ресурсов , начинают исчерпывать себя .
Современная внешнеэкономическая политика России нацелена на построение «энергетической сверхдержавы » основным геополитическим оружием которой являются полезные ископаемые. Так темпы роста добычи нефти в России за 2000 – 2004 г .г . составил 41,7 %, а у всех стран мира вместе взятых лишь 7,9 % [4]. Такая стратегия социально - экономического развития делает экономику заложницей мировых цен на энергоносители, а за страной закрепляет роль сырьевого придатка . Вместе с тем , общеизвестно , что в развитых странах мира уже в течение последних двадцати лет все более формируется новая , инновационная экономика , технологический и хозяйственный уклад которой базируется не столько на материальных , сколько на интеллектуальных ресурсах , знании и информации . В перспективе именно она будет определять основные тенденции развития мирового хозяйства и реальное место каждого государства в международном разделении труда. Многие развивающиеся страны в основу своей экономической стратегии заложили ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий , развитие собственных НИОКР и инновационного производства . В товарной же структуре экспорта России доля минерального сырья неуклонно возрастает и составляет в 2006 г . – 65,7 % (в 2005–64,8 %), металлов – 16,4 %, химических продуктов 5,6 %, лесоматериалов и изделий целлюлозно -бумажной промышленности – 3,2 %, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,8 % . Общий сырьевой экспорт сегодня составляет 79,7 %, тогда как экспорт машин и оборудования лишь 5,8 % . В мировом же экспорте доля машин и оборудования в последние годы достигла 40 %, в экспорте США и ФРГ почти 50 %, а в Японии – 70 %. В структуре импорта России преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (3,6 млрд . долл . или 15,9 %), металлы , драгоценные камни и изделия из них (4,5 млрд .долл . или 20,2 %). Машины , оборудование и транспортные средства в общем импорте составляют 6,4 млрд . долл . или 28,8 %. Однако в этой товарной группе очень большая доля автомобилей , а вычислительные машины , и их блоки занимают всего 3,14 % [4]. Растущий объем экспорта в России базовых товаров – энергоресурсов, металлов, удобрений, леса – провоцирует «утяжеление » структуры промышленного производства . В ней все большую долю занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья , и все меньшую – машиностроение и отрасли массового потребительского спроса . За годы рыночных реформ доля топливной , металлургической , химической и лесоперерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства выросла с 36 до 47 %, доля машиностроения упала с 24 до 22 %, а легкой и пищевой промышленности – с 20 до 17 %. При сохранении таких тенденций неизбежны деиндустриализация экономики и ее нестабильность. Поэтому России жизненно необходимо переключение на более стабильные факторы экономического роста , внутренние источники финансирования , инвестиции от доходов нефтегазового сектора и инновации . Программа социально -экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (20006-2008 годы ) предусматривает некоторые шаги в сторону модернизации экономики , инновационного производства. Они включают реформирование национальной инновационной системы, создание особых экономических зон, в том числе технико - внедренческих , инвестиционного и венчурного фондов и т . д . По расчетам правительства , реализация программы обеспечит опережающие темпы развития отраслям обрабатывающей промышленности . Их долю в объеме производства к 2015 г . планируется увеличить на 10-13 % по сравнению с 2005 г ., а долю отраслей , производящих сырье и материалы, незначительно снизить (на 1–2 %). Ожидается, что такие сдвиги в структуре общественного производства создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны стать развитие отраслей, производящих продукцию оборонного характера, сельского хозяйства и услуги . Однако программа социально -экономического развития РФ не предусматривает опережающего роста экспорта продукции машиностроения, и особенно наукоемкой продукции . Безусловно, необходимо продолжать экспортные поставки продукции добывающих отраслей , топливно –энергетического комплекса , но не наращивая их, а сокращая . Поэтому наиболее эффективной для России была бы всемирная диверсификация экспорта . Диверсификация экспорта – это комплексный , взаимосвязанный процесс диверсификации общественного производства , результат структурной перестройки экономики . Диверсификация общественного производства означает углубление общественного разделения труда, развитие технологической , поузловой и подетальной специализации, опережающее развитие продукции обрабатывающих отраслей. Диверсификация производства включает расширение ассортимента за счет увеличения доли наукоемкой продукции , освоение новых инновационных видов производств с целью повышения эффективности общественного производства , включая внешнеэкономическую деятельность . Этот процесс предполагает модернизацию инновационной и образовательной систем страны , отраслей обрабатывающей промышленности , углубление переработки первичных ресурсов, опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики , подъем аграрного комплекса . Для этого объективно необходима новая концепция внешнеэкономической политики .
Нельзя допустить, чтобы сокращение доли нефти и газа в экспорте происходило за счет естественного истощения рентабельных запасов. За последние 15 лет доля новых скважин в России снизилась в 5 раз , запасы вновь открываемых месторождений уменьшились с 53 млн . до 1,5 млн . тонн . В целом , запасы нефти в России на 1 января 2006 года составляли 18,3 млрд . т .. Согласно западным расчетам они составляют лишь 6,7 – 8,7 млрд.т ., то есть более чем в 2 раза меньше, чем российские данные . Согласно прогнозам Минприроды РФ , рентабельные запасы нефти , при нынешнем уровне государственного и частного финансирования в размере 1,3% от стоимости добываемого сырья , будут исчерпаны к 2015 г ., а все её запасы - к 2025 г .. Поэтому Правительством РФ принята программа освоения недр России на период до 2020 года, которая предусматривает резкое увеличение финансирования геолого - разведовательных работ для открытия новых месторождений . Программа оценивается свыше 90 млрд . долл ., в том числе около 10 млрд . долл . государственных средств . Государство намерено вкладывать в геологоразведку ежегодно по 16,5 млрд . руб ., а с 2010 г . – по 20,5 млрд .руб ., что позволит к 2015 году уровновесить прирост и расход нефти . Однако , выделяемых средств недостаточно, чтобы выполнить столь трудную задачу. Проблема усложняется дальнейшим удорожанием добычи ресурсов , ростом транспортных расходов , обновлением изнашивающихся средств транспортировки . Все это снижает рентабельность экспорта энергоносителей .
Одним из путей решения этой проблемы является развитие международного сотрудничества, совместная геологоразведка, добыча и переработка ресурсов новых месторождений. Правительство РФ уже несколько лет предвещает снижение мировых
цен на нефть. Эти прогнозы ничем не аргументированы и на практике не подтверждаются. Объективные предпосылки говорят об обратном . Ограниченность невозобновляемых природных ресурсов и возрастающий спрос на них со стороны быстро развивающихся стран ( Китая и Индии ) объективно будут поддерживать высокими мировые цены на энергоносители [4].
В условиях дальнейшего роста мировых цен на нефть неизбежно будут возрастать профицит госбюджета, валютные резервы и зависимость экономики страны от внешнеэкономической коньюнктуры. В этом случае одним из рычагов внешнеэкономической политики может быть ограничение физического объема экспорта российской нефти . Потери нефтяного бизнеса от экспорта нефти предлагается компенсировать снижением экспортных пошлин , уменьшением ставки НДПИ в целом , селективным регулированием НДПИ на продажу нефти на внутреннем и внешнем рынках и наращиванием несырьевого экспорта. Топливно -энергетический комплекс и впредь должен оставаться базовой и системообразующей отраслью российской экономики , главной движущей силой , способной обеспечить реальный прорыв не только к её дальнейшему устойчивому развитию , но и совершенствованию структуры общественного
производства, переходу на инновационную экономику [4].
Предприятия машиностроения, в большинстве своем, сегодня имеют низкотехнологичную продукцию, более 40 % - рядовую по технологии и только 1,5 – 1,8 % - наукоемкую , высокотехнологичную . И это при том , что в мировом экспорте продукция высокотехнологичных отраслей занимает около 17 %. Более 90 % машино -технической продукции , выпускаемой в России , уступает по конкурентоспособности аналогичным западным образцам . В последние годы наша страна , по конкурентоспособности , по расчетам международных деловых кругов , «скатилась » с 46-го места, занимаемого ею в 1998 году на 58 место – в 2006 году . Впереди России по этому показателю находятся Китай , Ю . Корея , Малайзия , Словения , Венгрия , Эстония, Чили , Тунис и другие [4] .
Например , экспорт России продуктов программного обеспечения для ЭВМ составил в 2003 году 300 млн .долл ., тогда как Индия – развивающаяся страна экспортировала в 2002 году такого рода продукции на 7,5 млрд .долл .[4].
Низкая
конкурентоспособность