Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание

В работе обозначен ряд проблем экономического роста России. Все они существенны и требуют обстоятельного подхода к раскрытию. Но на мой взгляд, самая важная проблема экономического роста России, без решения которой решение остальных проблем теряет смысл, это проблема демографического развития страны. Это с одной стороны, а с другой стороны, без развития промышленности, как можно решать проблему развития человеческого капитала. Эти две проблемы и раскрыты в курсовой работе, а так же предложены возможные пути решения одной и изложены реальные шаги правительства на сегодняшний день по решению другой.

Содержание

Введение 3
1. Важность экономического роста 4
2. Проблемы современного этапа экономического роста в России 5
0. 2.1 Демографическая ситуация в России 6
0. 2.1.1 Данные Федеральной службы государственной статистики 8
0. 2.1.2 Следствия и последствия текущей 13
демографической ситуации
2.2 Проблема диверсификации российского экспорта 15
3. Необходимые меры 20
0. 3.1 Необходимые меры относительно исправления демографической 20
0. ситуации в России
3.2 Необходимые меры относительно решения проблемы 23
диверсификации российского экспорта
Заключение 24
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

КурсовойЭК.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

    Численность трудоспособного населения, возвращенного  к нормальной трудовой деятельности в результате реализации Программы, к 2020 г. составит около 230 тыс. человек  за счет снижения инвалидности детей, и соответственно, предоставления возможности матерям работать, снижения детской смертности, а также уменьшения количества осужденных несовершеннолетних и количества лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Решение задачи по повышению  уровня рождаемости [6]

      Приняты ФЗ, устанавливающие дополнительные меры государственной поддержки  семей, в связи с рождением  детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную  жизнь:

  1. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго, третьего ребенка или последующих детей у граждан РФ независимо от места их жительства, в период с 1.01.2007 г. по 31.12.2016 г. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ) - именной документ, подтверждающий право на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, позволяющий обеспечить возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
  2. ФЗ-ом от 25.10.2007 № 233-ФЗ внесены изменения в ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которые устанавливают дополнительные меры государственной поддержки для семей военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (единовременное пособие беременной жене и ежемесячное пособие на ребенка).

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений

  1. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Указом Президента РФ  2008 год в РФ объявлен годом семьи.

7. В  целях комплексного сопровождения  семей, принимающих на воспитание  детей, оставшихся без попечения родителей Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 944 «О порядке предоставления в 2008-2010гг. субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей» устанавливаются ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, при этом размер выплаты на содержание одного ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее 4,0 тыс. руб. в месяц, на оплату труда приемных родителей - не менее 2,5 тыс.  руб. в месяц. Постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ принять законы и (или) иные нормативные правовые акты, обеспечивающие увеличение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей.

Решение задачи по привлечению  мигрантов в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития [6]

8. В  целях создания дополнительных  условий для обеспечения добровольного  переселения в РФ соотечественников,  проживающих за рубежом, Указом Президент РФ утверждена «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».

Государственная программа направлена на объединение  потенциала соотечественников, проживающих  за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Цели  Государственной программы - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в РФ соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в РФ. Государственная программа реализуется поэтапно в 2006 – 2012 гг.

В ряду демографических проблем именно проблема смертности населения трудоспособного  возраста и особенно мужчин для большинства регионов РФ, в том числе регионов Севера, остается основным динамичным элементом естественной убыли (депопуляции) населения, стоит наиболее остро и требует приоритетного решения. Комплексный стратегический документ «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.» по своей сути формулирует и продвигает в жизнь национальную идею народосбережения - это, прежде всего, сокращение уровня смертности, особенно в трудоспособном возрасте; увеличение продолжительности активной жизни; создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни.

Основой практической реализации Национальной программы демографического развития России будут как реализуемые приоритетные национальные проекты («Образование», «Здравоохранение», «Жилищное строительство», «Сельское хозяйство») и ФЦП, имеющие демографическую составляющую, так и РЦП, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику своего региона, рекомендованные органам государственной власти субъектов РФ к разработке на первом этапе (2007 - 2010 гг.) реализации демографической политики РФ [6]. 

  3.2 Необходимые меры относительно решения проблемы диверсификации российского экспорта 

Новая концепция внешнеэкономической политики, основанная на диверсификации экономики, в том числе экспорта, должна иметь долговременный характер (до 2020 – 2030 гг.), и законодательно утверждена. Комплексная национальная программа диверсификации экономики должна включать альтернативные проекты , учитывающие различные возможные риски , разработана по отдельным отраслям промышленности и направлениям НТП . Основными задачами комплексной программы диверсификации экономики могли быть следующие :

- разработка  и реализация экономических и научно – технических программ по целенаправленному стимулированию ускоренного развития инновационных технологий и передовых наукоемких высокотехнологичных производств в стране ;

- принятие  федеральной долгосрочной программы  стабилизации добычи нефти : увеличение нефтедобычи за счет открытия новых месторождений и глубокой её переработки ; рациональное использование малодебитных скважин, удельный вес которых в отдельных компаниях составляет 30 -40 %. Выведение их в бездействующий фонд несет дополнительные потери 5 – 6 млрд . долл [4];

- активное  использование современных методов  увеличения нефтедобычи (МУН ), цель которых – повысить коэффициент  извлечения нефти (КИН ). К МУН  относят тепловые , газовые , химические , микробиологические методы воздействия на объект разработки , повышающие КИМ . На месторождениях ведущих нефтеперерабатывающих стран этот коэффициент растет , а в России падает и составляет 28 %. В российских недрах остается более 70 % её запасов . В целом по России потеряно за последние 10 лет около 15 млрд .т . нефти , что соответствует величине добычи за всю историю отечественной нефтяной промышленности [4];

- замещение  пассивной формы дифференцированного  налога на добычу полезных  ископаемых (НДПИ ) на основе труднодоступности освоения на активную форму НДПИ , дифференцированно учитывающую степень эффективности использования запасов нефти на основе МУН;

- разработка  специальных разделов Комплексной  программы развития экспортоориентированных  машиностроительных предприятий  и импортозаменяющих производств на базе низкорентабельных и бездействующих предприятий ;

- увеличение  количества технико -внедренчиских  особых экономических зон как  за счет вовлечения городов  -наукоградов , так и отдельных  научно – производственных комплексов ;

- совершенствование  инфраструктуры экспорта промышленной  продукции , создание сети государственных  и частных экспортных кредитных  агентств для продвижения высокотехнологичной  продукции на мировой рынок  ;

- инновационное  обновление системы профессионального образования , ориентированного на реализацию инновационного прорыва ;

- создание  эффективного экономического механизма  государственной поддержки высокотехнологичного  экспорта и нормативно –правовой  базы ; создание государственного  фонда поддержки развития высокотехнологичных производств за счет отчислений от сверхдоходов сырьевого экспорта ;

- повышение  эффективности деятельности институциональных  структур , создание новых организационных  форм , концентрирующих интеллектуальный  капитал страны с целью повышения его эффективности.

Международные расчеты показывают , что эффект от роста высокотехнологического сектора  в долгосрочной перспективе вдвое  превосходит эффект от роста экспорта непромышленного сектора , в то время  как одностороннее увеличение низкотехнологичного промышленного экспорта, как правило , оказывает скорее негативное влияние на экономический рост . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Никакой экономический рост не может быть ниспослан сверху, как манна небесная, а может быть лишь выращен «внизу», на предприятиях и в организациях. Даже если инвестиционный дождь и прольется над Россией, скорее всего, он лишь размоет дороги и в очередной раз стечет в заокеанские оффшоры…Конечно, если говорить более точно, то надо признать, что значение для поддержания экономического роста имеют оба уровня – и макро, и микроэкономика, образно говоря, и почва, и облака; но самое главное состоит в том, что между этими уровнями не должно быть непреодолимого разрыва. Экономический рост возникает и поддерживается в результате согласованного взаимодействия макроуровня и микроуровня. Не случайно деревья растут снизу вверх, заполняя разрыв «между небом и землей». Так же и экономический рост выступает как консолидирующая экономику сила, обеспечивающая единство экономики в пространстве и во времени [3].

Очевидно, все проблемы экономического развития России не могут быть решены сразу, для этого нужна и консолидированная заинтересованность экономических участников, и воля экономических властей, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности и гибкости при осуществлении изменений, нужно начинать системную работу по созданию прочных основ для устойчивого и долгосрочного развития страны. Они должны позволить эффективно интегрироваться нам в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Агентство  экономико – правовых консультаций  и деловой информации «АКДИ  Экономика и жизнь», www.akdi.ru

2. Г.Б. Клейнер  Институциональные предпосылки экономического роста. В кн.: Управление экономикой России. /Под ред. Д.С. Львова и А.Г. Поршнева. М.: Экономика, 2002.

3. Г.Б. Клейнер, заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН   Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста, личная страница www.kleiner.ru 

4. А.В.  Жидкова к.э.н., доцент кафедры  политической экономики и международных отношений Российского Государственного Социального Университета  Проблема диверсификации российского экспорта,

Москва  – 2008 г. 

5. Федеральная  служба государственной статистики  – www.gks.ru 

6. В.П. Тоичкина  с.н.с. Института экономических проблем Кольского научного центра РАН   Цели и задачи Национальной программы демографического развития России в свете законодательных инициа тив, персональная страница http://dom.viperson.ru  10.12.2007 г. 
 
 

Информация о работе Проблемы экономического роста в России