Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:14, курсовая работа
В работе обозначен ряд проблем экономического роста России. Все они существенны и требуют обстоятельного подхода к раскрытию. Но на мой взгляд, самая важная проблема экономического роста России, без решения которой решение остальных проблем теряет смысл, это проблема демографического развития страны. Это с одной стороны, а с другой стороны, без развития промышленности, как можно решать проблему развития человеческого капитала. Эти две проблемы и раскрыты в курсовой работе, а так же предложены возможные пути решения одной и изложены реальные шаги правительства на сегодняшний день по решению другой.
Введение 3
1. Важность экономического роста 4
2. Проблемы современного этапа экономического роста в России 5
0. 2.1 Демографическая ситуация в России 6
0. 2.1.1 Данные Федеральной службы государственной статистики 8
0. 2.1.2 Следствия и последствия текущей 13
демографической ситуации
2.2 Проблема диверсификации российского экспорта 15
3. Необходимые меры 20
0. 3.1 Необходимые меры относительно исправления демографической 20
0. ситуации в России
3.2 Необходимые меры относительно решения проблемы 23
диверсификации российского экспорта
Заключение 24
Литература 25
Структура расходов в образование в России отражается в структуре подготовки специалистов. С 1990 г . по 2006 г . выпуск в государственных и муниципальных вузах специалистов в области экономики вырос более чем в 4 раза , а для машиностроения сократился на 4 %, приборостроения – на 8 %, электроники – на 22 %, технологии – на
53 % [4]. Значительно уменьшилась подготовка кадров для разработки инновационного освоения и эффективной эксплуатации новых поколений техники и технологии . При таком состоянии профессионального образования Россия не сможет осуществить
инновационный прорыв, освоить результаты современного научно - технологического переворота . Конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке будет продолжать падать . Под воздействием научно -технологического переворота ежегодно 15 – 20 % знаний устаревает . Уже сегодня на рынке труда наблюдается дефицит исследователей в области технических наук , инженеров , конструкторов , проектантов , без которых невозможна реализация инновационных проектов . В России неуклонно на протяжении всего периода реформ сокращается число организаций , выполняющих исследования и разработки. Численность персонала , занятого ими сократилось с 1992 г . на половину . Торговый баланс России на мировом рынке патентов и патентных лицензий имеет отрицательное сальдо 1,3 млрд . долл . в 2006 г [4]. С учетом того , что мировой рынок технологий контролируют семь наиболее развитых промышленных стран (США , Германия, Япония , Великобритания , Франция , Швеция , Норвегия ), увеличение экспортной доли высокотехнологичной продукции России – задача чрезвычайно трудная .
На мировом рынке инновационной продукции господствующие позиции давно заняли могущественные транснациональные корпорации , конкурентные способности которых несравнимо выше , чем у будущих российских претендентов . Уже сегодня многие ТНК – производители средств связи , вычислительной техники , теле -радио -, видео и фотоаппаратуры , медицинской техники , бытовой электроники практически полностью захватили российский рынок . С целью сокращения отставания от развитых стран по уровню научно - технического потенциала , мобилизации национальных интеллектуальных ресурсов, переходу к инновационному пути развития приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [4].В числе приоритетных направлений утверждены следующие :
- информационные технологии и электроника ;
- производственные технологии (микротехника и микромеханика);
- новые
материалы и химические
- технологии живых систем;
- транспорт (морские перевозки, авиационные технологии и системы);
- топливо и энергетика (новые технологии в электроэнергетике и энергосбережении, обращение с отработанным ядерным топливом );
- экология
и рациональное
Для реализации приоритетных направлений научно – технического развития в России созданы научные центры, технико - внедренческие особые экономические зоны, определено финансирование . Потенциальные возможности ускоренной модернизации науки и производства в стране имеются .
Реализацию процесса диверсификации экспорта продукции может сдерживать сопротивление крупного частного нефтяного бизнеса отечественных олигархов, которые главной целью ставит максимилизацию и приватизацию прибыли , а не стратегические интересы своих предприятий и всего общества . Как показывает практика зарубежных стран , стратегические интересы компаний состоят в росте производства на основе модернизации , расширении ассортимента, повышении качества товаров с учетом изменений рыночного спроса . В периоды высоких экспортных цен на сырье, рынок не стимулирует приток инвестиций в более высокотехнологичные , по сравнению с добывающими отраслями . Это ведет к замедлению технического прогресса и застою человеческого капитала , низкой эффективности прямых инвестиций . Прямые иностранные инвестиции , в большей своей доле , направляются в добывающие отрасли , дающие высокие доходы . Так , в топливно - энергетический комплекс России направляются около 25 % всех иностранных инвестиций . В сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в размере 67,9 млрд. долл ., в нефтегазовые проекты ушло 16,0 млрд . долл .[4].
Одновременно, частный бизнес и государство активно вывозят капитал в другие страны, финансируя экономику этих государств. По разным источникам величину осевшего частного и государственного капитала за рубежом за последние 15 лет оценивают свыше 600 млрд . долл .[4].
Существует точка зрения , что фундаментальной причиной оттока капитала является «узость внутреннего рынка и недостаточный спрос на нем ». Если это так , то тем более необходимо создать благоприятный инвестиционный климат повышения внутреннего спроса на капитал путем привлечения его в модернизацию машиностроения и новых наукоемких производств .
В России имеются прогрессивные , научно -обоснованные проекты быстрой модернизации экономики за счет сверхдоходов нефтяного экспорта путем паритетного активного финансирования государства и бизнеса в размере примерно 20 % ВВП в течении 10 лет по 150 млрд . долл . в год . Для России это реальный путь . Ведь Индия выделяет 25 – 30 %, Китай – 40 % ВВП в год на модернизацию экономики , ее структурную перестройку . Что бы подобные проекты стали реальностью необходимо активизировать интеллектуальные и институциональные ресурсы общества для выполнения этой задачи и, в частности , направлять российские прямые и портфельные
инвестиции не за рубеж , а в собственную экономику [4] .
Чтобы
преодолеть глубокий кризис , сложившийся
в области НИОКР и всего инновационного
процесса в стране , необходим целый комплекс
государственных мер по созданию более
благоприятного климата для формирования
и реализации активной научно -технической
, инвестиционной и внешнеэкономической
политики . Современная внешнеэкономическая
политика в России имеет пассивный характер
. Пассивная внешнеэкономическая политика
состоит в том , чтобы просто собирать
и сберегать доходы от сырьевого экспорта
, которые составляют около 90% нефтяной
ренты , пополняя золотовалютные резервы
и Стабилизационный фонд . Активная внешнеэкономическая
политика использует накопление валютных
резервов для диверсификации экспорта
, проводит научные изыскания , снижает
импортные тарифы , чтобы соответствовать
правилам ВТО , выравнивает внутренние
и мировые цены на топливо , чтобы обеспечить
долговременный рост высокотехнологичных
отраслей , не требующих больших энергетических
затрат . Активная внешнеэкономическая
политика как политика стимулирования
роста , выбирает на каждой стадии диверсификации
производства и экспорта то направление
и такие экономические рычаги , где возможен
успех . Изымаемые сверхдоходы нужно использовать
в основном на закупки и освоение новых
зарубежных технологий для несырьевых
отраслей . Реализация активной внешнеэкономической
политики требует стратегического планирования
, обеспечивающего согласование интересов
и эффективное взаимодействие разных
групп общества: производителей , (предпринимателей),
потребителей и государственных институтов.
3.
Необходимые меры
3.1 Необходимые меры относительно исправления демографической ситуации в России
1. реализация
приоритетных национальных
2. принятие
документа «Концепция
Целями демографической политики РФ на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.
Реализацию демографической политики РФ на период до 2025 г. предполагается осуществлять путем дальнейшего совершенствования законодательства РФ в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики; создания системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.
Параллельно с подготовкой (разработкой) «Концепции» начала формироваться правовая, организационная и финансовая база для реализации первого этапа (2007-2010 гг.) демографической политики РФ. На законодательном уровне были приняты следующие документы:
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего, граждан трудоспособного возраста [6]
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков [6]
ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. является продолжением ФЦП «Дети России» на 2003 - 2006 гг., в результате выполнения которой достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 %) и материнской смертности (на 27 %).
Новизна ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. состоит в следующем:
Проведенные разработчиками ФЦП расчеты показывают, что к 2011 г. экономический эффект от реализации ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. составит около 19 млрд. руб. В последующие 10 лет экономический эффект будет возрастать и к 2020 г. составит около 29 млрд. руб.