Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:14, курсовая работа

Описание

В работе обозначен ряд проблем экономического роста России. Все они существенны и требуют обстоятельного подхода к раскрытию. Но на мой взгляд, самая важная проблема экономического роста России, без решения которой решение остальных проблем теряет смысл, это проблема демографического развития страны. Это с одной стороны, а с другой стороны, без развития промышленности, как можно решать проблему развития человеческого капитала. Эти две проблемы и раскрыты в курсовой работе, а так же предложены возможные пути решения одной и изложены реальные шаги правительства на сегодняшний день по решению другой.

Содержание

Введение 3
1. Важность экономического роста 4
2. Проблемы современного этапа экономического роста в России 5
0. 2.1 Демографическая ситуация в России 6
0. 2.1.1 Данные Федеральной службы государственной статистики 8
0. 2.1.2 Следствия и последствия текущей 13
демографической ситуации
2.2 Проблема диверсификации российского экспорта 15
3. Необходимые меры 20
0. 3.1 Необходимые меры относительно исправления демографической 20
0. ситуации в России
3.2 Необходимые меры относительно решения проблемы 23
диверсификации российского экспорта
Заключение 24
Литература 25

Работа состоит из  1 файл

КурсовойЭК.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Структура расходов в образование в России отражается в структуре подготовки специалистов. С 1990 г . по 2006 г . выпуск в государственных и муниципальных вузах специалистов в области экономики вырос более чем в 4 раза , а для машиностроения сократился на 4 %, приборостроения – на 8 %, электроники – на 22 %, технологии – на

53 % [4]. Значительно уменьшилась подготовка кадров для разработки инновационного освоения и эффективной эксплуатации новых поколений техники и технологии . При таком состоянии профессионального образования Россия не сможет осуществить

инновационный прорыв, освоить результаты современного научно - технологического переворота . Конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке будет продолжать падать . Под воздействием научно -технологического переворота ежегодно 15 – 20 % знаний устаревает . Уже сегодня на рынке труда наблюдается дефицит исследователей в области технических наук , инженеров , конструкторов , проектантов , без которых невозможна реализация инновационных проектов . В России неуклонно на протяжении всего периода реформ сокращается число организаций , выполняющих исследования и разработки. Численность персонала , занятого ими сократилось с 1992 г . на половину . Торговый баланс России на мировом рынке патентов и патентных лицензий имеет отрицательное сальдо 1,3 млрд . долл . в 2006 г [4]. С учетом того , что мировой рынок технологий контролируют семь наиболее развитых промышленных стран (США , Германия, Япония , Великобритания , Франция , Швеция , Норвегия ), увеличение экспортной доли высокотехнологичной продукции России – задача чрезвычайно трудная .

На мировом рынке инновационной продукции господствующие позиции давно заняли могущественные транснациональные корпорации , конкурентные способности которых несравнимо выше , чем у будущих российских претендентов . Уже сегодня многие ТНК – производители средств связи , вычислительной техники , теле -радио -, видео и фотоаппаратуры , медицинской техники , бытовой электроники практически полностью захватили российский рынок . С целью сокращения отставания от развитых стран по уровню научно - технического потенциала , мобилизации национальных интеллектуальных ресурсов, переходу к инновационному пути развития приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [4].В числе приоритетных направлений утверждены следующие :

- информационные  технологии и электроника ;

- производственные  технологии (микротехника и микромеханика);

- новые  материалы и химические продукты (наноматериалы );

- технологии  живых систем;

- транспорт  (морские перевозки, авиационные технологии и системы);

- топливо  и энергетика (новые технологии  в электроэнергетике и энергосбережении, обращение с отработанным ядерным топливом );

- экология  и рациональное природопользование (мониторинг и предотвращение чрезвычайных ситуаций).

Для реализации приоритетных направлений научно – технического развития в России созданы научные центры, технико - внедренческие особые экономические зоны, определено финансирование . Потенциальные возможности ускоренной модернизации науки и производства в стране имеются .

Реализацию процесса диверсификации экспорта продукции может сдерживать сопротивление крупного частного нефтяного бизнеса отечественных олигархов, которые главной целью ставит максимилизацию и приватизацию прибыли , а не стратегические интересы своих предприятий и всего общества . Как показывает практика зарубежных стран , стратегические интересы компаний состоят в росте производства на основе модернизации , расширении ассортимента, повышении качества товаров с учетом изменений рыночного спроса . В периоды высоких экспортных цен на сырье, рынок не стимулирует приток инвестиций в более высокотехнологичные , по сравнению с добывающими отраслями . Это ведет к замедлению технического прогресса и застою человеческого капитала , низкой эффективности прямых инвестиций . Прямые иностранные инвестиции , в большей своей доле , направляются в добывающие отрасли , дающие высокие доходы . Так , в топливно - энергетический комплекс России направляются около 25 % всех иностранных инвестиций . В сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в размере 67,9 млрд. долл ., в нефтегазовые проекты ушло 16,0 млрд . долл .[4].

Одновременно, частный бизнес и государство активно вывозят капитал в другие страны, финансируя экономику этих государств. По разным источникам величину осевшего частного и государственного капитала за рубежом за последние 15 лет оценивают свыше 600 млрд . долл .[4].

Существует  точка зрения , что фундаментальной  причиной оттока капитала является «узость внутреннего рынка и недостаточный спрос на нем ». Если это так , то тем более необходимо создать благоприятный инвестиционный климат повышения внутреннего спроса на капитал путем привлечения его в модернизацию машиностроения и новых наукоемких производств .

В России имеются прогрессивные , научно -обоснованные проекты быстрой модернизации экономики за счет сверхдоходов нефтяного экспорта путем паритетного активного финансирования государства и бизнеса в размере примерно 20 % ВВП в течении 10 лет по 150 млрд . долл . в год . Для России это реальный путь . Ведь Индия выделяет 25 – 30 %, Китай – 40 % ВВП в год на модернизацию экономики , ее структурную перестройку . Что бы подобные проекты стали реальностью необходимо активизировать интеллектуальные и институциональные ресурсы общества для выполнения этой задачи и, в частности , направлять российские прямые и портфельные

инвестиции  не за рубеж , а в собственную экономику [4] .

Чтобы преодолеть глубокий кризис , сложившийся  в области НИОКР и всего инновационного процесса в стране , необходим целый комплекс государственных мер по созданию более благоприятного климата для формирования и реализации активной научно -технической , инвестиционной и внешнеэкономической политики . Современная внешнеэкономическая политика в России имеет пассивный характер . Пассивная внешнеэкономическая политика состоит в том , чтобы просто собирать и сберегать доходы от сырьевого экспорта , которые составляют около 90% нефтяной ренты , пополняя золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд . Активная внешнеэкономическая политика использует накопление валютных резервов для диверсификации экспорта , проводит научные изыскания , снижает импортные тарифы , чтобы соответствовать правилам ВТО , выравнивает внутренние и мировые цены на топливо , чтобы обеспечить долговременный рост высокотехнологичных отраслей , не требующих больших энергетических затрат . Активная внешнеэкономическая политика как политика стимулирования роста , выбирает на каждой стадии диверсификации производства и экспорта то направление и такие экономические рычаги , где возможен успех . Изымаемые сверхдоходы нужно использовать в основном на закупки и освоение новых зарубежных технологий для несырьевых отраслей . Реализация активной внешнеэкономической политики требует стратегического планирования , обеспечивающего согласование интересов и эффективное взаимодействие разных групп общества: производителей , (предпринимателей), потребителей и государственных институтов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Необходимые меры 

3.1 Необходимые меры  относительно исправления демографической ситуации в России

В настоящее  время правительство страны активно  принимает меры по устранению проблемы демографического развития страны, а  именно:

1. реализация  приоритетных национальных проектов  «Образование», «Здравоохранение»,  «Жилищное строительство», «Сельское хозяйство», главная цель которых - инвестиции в человека и повышение качества жизни, создающих необходимые стартовые условия для укрепления человеческого капитала нации и реализуемых федеральных целевых программ (ФЦП), обеспеченных законодательной и финансовой поддержкой как государственного, так и регионального уровня; 

2. принятие  документа  «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.». «Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г.» (далее – «Концепция») определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики в области народонаселения. Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и  укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране [6].

      Целями  демографической политики РФ на период до 2025 г. являются стабилизация численности  населения к 2015 г. на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.

      Реализацию  демографической политики РФ на период до 2025 г. предполагается осуществлять путем дальнейшего совершенствования законодательства РФ в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики; создания системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития.

     Параллельно с подготовкой (разработкой) «Концепции»  начала формироваться правовая, организационная  и финансовая база для реализации первого этапа (2007-2010 гг.) демографической  политики РФ. На законодательном уровне были приняты следующие документы:

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего, граждан  трудоспособного  возраста [6]

  1. В целях создания условий для сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими; приближения РФ к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения; снижения показателей аварийности и, следовательно, уменьшения социальной остроты проблемы смертности в дорожно-транспортных происшествиях принята федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.».
  2. В целях снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличения продолжительности жизни и улучшения качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями, принята ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 гг.)», включающая в себя подпрограммы «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония» и «Вакцинопрофилактика».

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков [6]

  1. В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей принята ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг., включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья».

     ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. является продолжением ФЦП «Дети России»  на 2003 - 2006 гг., в результате выполнения которой достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 %) и материнской смертности (на 27 %). 

     Новизна ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. состоит в следующем:

  • ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;
  • использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности;
  • направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

    Проведенные разработчиками ФЦП расчеты показывают, что к 2011 г. экономический эффект от реализации ФЦП «Дети России» на 2007 - 2010 гг. составит около 19 млрд. руб. В последующие 10 лет экономический эффект будет возрастать и к 2020 г. составит около 29 млрд. руб.

Информация о работе Проблемы экономического роста в России