Проблемы экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание

Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни. Целью государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Проблемы динамики национальной экономики привлекают все большее внимание ученых. Анализ темпов экономического роста, измерение факторов, влияющих на него, перемежающиеся спады и подъемы экономического развития лежат в основе работ по прогнозированию экономики, служат основой для выработки экономической политики государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия, сущность, факторы, типы и темпы экономического роста. 6
1. Понятие и сущность экономического роста 6
2. Цели экономического роста. 8
3. Факторы экономического роста. 12
4. Типы экономического роста. 17
Глава 2. Проблемы экономического роста в России. 21
1. Россия в конце XX века: основные проблемы переходной экономики 21
2. Начало пути: экономическое развитие в 1992-2000гг 23
3. Современный экономический рост: достижения и проблемы. 26
4. Взгляд в будущее: тенденции и прогнозы 32
5. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах 36
Заключение 50
Список литературы
53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая проблемы экономического роста в России.doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах.

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рис.4). [17]

Рис.4. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 2) [17].

 

Таблица 2 Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

45 175

50 389

55 950

61 920

% к пред. г.

-7,9

4,0

4,2

3,9

4,5

Промышленное производство

% к пред. г.

-9,3

7,6

3,9

3,8

4,9

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,5

10,0

3,5

7,4

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

5,2

5,0

5,6

6,0

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

1,6

2,9

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-3,5

4,9

3,5

4,0

4,7

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

2,3

4,4

3,6

3,6

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

8,8

7,9

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

378,2

389,2

411,8

432,0

Импорт

млрд.долл. США

191,8

238,8

277,5

303,1

334,0

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,6

7,7

7,4

7,1

6,7

По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.

Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.

В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.

Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году – на 0,9 % к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия. [19]

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (табл.3) [17]:

Табл.3. Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы, млрд. рублей

 

 

Показатель

Отчет

2010 год

Проект

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

%% к ВВП

23,3

23,4

22,4

18,8

17,4

17,6

17,0

16,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,9

7,5

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,1

9,5

9,1

9,3

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

47,5

46,2

46,2

44,8

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

52,5

53,8

53,8

55,2

Расходы, всего

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 232,8

10 658,6

11 237,9

12 175,6

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

21,2

20,1

19,7

в том числе условно утверждаемые

 

 

 

 

 

 

419,3

798,4

%% к общему объему расходов

 

 

 

 

 

 

3,7

6,6

Дефицит/

профицит

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 371,9

-1 814,0

-1 734,4

-1 795,7

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,3

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит в %% к ВВП

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

-13,5

-11,7

-10,9

-10,4

 

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 17,0% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП.

В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 7,4%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,2% (табл. 4.) [17]:

 

Табл.4 Динамика доходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

проект

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

в %% к ВВП

17,4

17,6

17,0

16,8

в том числе:

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

3 737,2

4 090,0

4 390,0

4 653,2

Ненефтегазовые доходы

4 123,7

4 754,6

5 113,5

5 726,7

Темпы прироста доходов к предыдущему году, %

7,1

12,5

7,4

9,2

в том числе:

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

25,2

9,4

7,3

6,0

Ненефтегазовые доходы

-5,3

15,3

7,5

12,0

Доля в общем объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

47,5

46,2

46,2

44,8

Ненефтегазовые доходы

52,5

53,8

53,8

55,2

 

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (табл.5) [17].

Табл.5 Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

отчет

% к ВВП

оценка

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 860,9

17,4

8 844,6

17,6

9 503,5

17,0

10 379,9

16,8

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтегазовые доходы

2 984,0

7,6

3 737,2

8,3

4 090,0

8,1

4 390,0

7,9

4 653,2

7,5

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

40,7

-

47,5

-

46,2

-

46,2

-

44,8

-

НДПИ

969,2

2,5

1 335,5

3,0

1 384,7

2,7

1 501,6

2,7

1 607,5

2,6

Таможенные пошлины

2 014,8

5,2

2 401,7

5,3

2 705,3

5,4

2 888,4

5,2

3 045,7

4,9

Ненефтегазовые доходы

4 353,8

11,2

4 123,7

9,1

4 754,6

9,5

5 113,5

9,1

5 726,7

9,3

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

59,3

-

52,5

-

53,8

-

53,8

-

55,2

-

НДС

2 050,0

5,2

2 334,6

5,2

2 835,5

5,6

3 142,9

5,6

3 513,0

5,7

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

227,7

0,5

253,3

0,5

270,2

0,5

294,3

0,5

ЕСН

509,8

1,3

32,1

0,1

 

 

 

 

 

 

Акцизы

101,5

0,3

136,6

0,3

258,4

0,5

308,2

0,6

417,6

0,7

НДПИ

(без нефтегазовых доходов)

12,3

0,0

14,4

0,0

15,9

0,0

20,6

0,0

27,0

0,0

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

494,6

1,3

568,8

1,3

685,6

1,4

743,9

1,3

825,4

1,3

Информация о работе Проблемы экономического роста в России