Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:12, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни. Целью государства является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.
Проблемы динамики национальной экономики привлекают все большее внимание ученых. Анализ темпов экономического роста, измерение факторов, влияющих на него, перемежающиеся спады и подъемы экономического развития лежат в основе работ по прогнозированию экономики, служат основой для выработки экономической политики государства.
Введение 3
Глава 1. Основные понятия, сущность, факторы, типы и темпы экономического роста. 6
1. Понятие и сущность экономического роста 6
2. Цели экономического роста. 8
3. Факторы экономического роста. 12
4. Типы экономического роста. 17
Глава 2. Проблемы экономического роста в России. 21
1. Россия в конце XX века: основные проблемы переходной экономики 21
2. Начало пути: экономическое развитие в 1992-2000гг 23
3. Современный экономический рост: достижения и проблемы. 26
4. Взгляд в будущее: тенденции и прогнозы 32
5. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах 36
Заключение 50
Список литературы
53
5. Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах.
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. – 17,0% к ВВП и в 2013г.–16,8% к ВВП, расходы в 2011 году составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–20,1% к ВВП и 19,7% ВВП соответственно (рис.4). [17]
Рис.4. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 2) [17].
Таблица 2 Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.
Показатели | Ед. изм. | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|
Цена Urals (мировые) | долл./барр. | 61,1 | 75,0 | 75,0 | 78,0 | 79,0 |
Инфляция | дек. / дек. | 8,8 | 7-8 | 6-7 | 5-6 | 4,5-5,5 |
ВВП | млрд. руб. | 39 064 | 45 175 | 50 389 | 55 950 | 61 920 |
% к пред. г. | -7,9 | 4,0 | 4,2 | 3,9 | 4,5 | |
Промышленное производство | % к пред. г. | -9,3 | 7,6 | 3,9 | 3,8 | 4,9 |
Инвестиции в основной капитал | % к пред. г. | -16,2 | 2,5 | 10,0 | 3,5 | 7,4 |
Оборот розничной торговли | % к пред. г. | -4,9 | 5,2 | 5,0 | 5,6 | 6,0 |
Объем платных услуг населению | % к пред. г. | -4,2 | 1,6 | 2,9 | 4,0 | 4,8 |
Реальная заработная плата | % к пред. г. | -3,5 | 4,9 | 3,5 | 4,0 | 4,7 |
Реальные располагаемые доходы населения | % к пред. г. | 2,3 | 4,4 | 3,6 | 3,6 | 4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост | % к пред. г. | 24,2 | 44,9 | 9,4 | 8,8 | 7,9 |
Экспорт | млрд. долл. США | 303,4 | 378,2 | 389,2 | 411,8 | 432,0 |
Импорт | млрд.долл. США | 191,8 | 238,8 | 277,5 | 303,1 | 334,0 |
Уровень безработицы к экономически активному населению | % | 8,6 | 7,7 | 7,4 | 7,1 | 6,7 |
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 7-8%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 4,3%.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в 2009 году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,3% к ВВП.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013 году – на 0,9 % к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия. [19]
Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (табл.3) [17]:
Табл.3. Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 годы, млрд. рублей
Показатель | Отчет | 2010 год | Проект | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Доходы, всего | 6 278,9 | 7 781,1 | 9 275,9 | 7 337,8 | 7 860,9 | 8 844,6 | 9 503,5 | 10 379,9 |
%% к ВВП | 23,3 | 23,4 | 22,4 | 18,8 | 17,4 | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 10,9 | 8,7 | 10,6 | 7,6 | 8,3 | 8,1 | 7,9 | 7,5 |
Ненефтегазовые доходы | 12,4 | 14,7 | 11,8 | 11,2 | 9,1 | 9,5 | 9,1 | 9,3 |
Доля в общем объеме доходов, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 46,9 | 37,2 | 47,3 | 40,7 | 47,5 | 46,2 | 46,2 | 44,8 |
Ненефтегазовые доходы | 53,1 | 62,8 | 52,7 | 59,3 | 52,5 | 53,8 | 53,8 | 55,2 |
Расходы, всего | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 660,1 | 10 232,8 | 10 658,6 | 11 237,9 | 12 175,6 |
%% к ВВП | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 24,7 | 22,7 | 21,2 | 20,1 | 19,7 |
в том числе условно утверждаемые |
|
|
|
|
|
| 419,3 | 798,4 |
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
|
| 3,7 | 6,6 |
Дефицит/ профицит | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -2 322,3 | -2 371,9 | -1 814,0 | -1 734,4 | -1 795,7 |
%% к ВВП | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -5,9 | -5,3 | -3,6 | -3,1 | -2,9 |
Ненефтегазовый дефицит в %% к ВВП | - 3,5 | - 3,3 | - 6,5 | - 13,6 | -13,5 | -11,7 | -10,9 | -10,4 |
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,4% к ВВП в 2010 году до 17,0% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,8% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 7,5% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы остаются на уровне 9,1-9,3% к ВВП.
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 12,5%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 7,4%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,2% (табл. 4.) [17]:
Табл.4 Динамика доходов федерального бюджета
Показатель | 2010 год | проект | ||
---|---|---|---|---|
2011 год | 2012 год | 2013 год | ||
Доходы, всего | 7 860,9 | 8 844,6 | 9 503,5 | 10 379,9 |
в %% к ВВП | 17,4 | 17,6 | 17,0 | 16,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 3 737,2 | 4 090,0 | 4 390,0 | 4 653,2 |
Ненефтегазовые доходы | 4 123,7 | 4 754,6 | 5 113,5 | 5 726,7 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % | 7,1 | 12,5 | 7,4 | 9,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 25,2 | 9,4 | 7,3 | 6,0 |
Ненефтегазовые доходы | -5,3 | 15,3 | 7,5 | 12,0 |
Доля в общем объеме доходов, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы | 47,5 | 46,2 | 46,2 | 44,8 |
Ненефтегазовые доходы | 52,5 | 53,8 | 53,8 | 55,2 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (табл.5) [17].
Табл.5 Структура доходов федерального бюджета, млрд. рублей
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
отчет | % к ВВП | оценка | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | |||
Доходы, всего | 7 337,8 | 18,8 | 7 860,9 | 17,4 | 8 844,6 | 17,6 | 9 503,5 | 17,0 | 10 379,9 | 16,8 | ||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Нефтегазовые доходы | 2 984,0 | 7,6 | 3 737,2 | 8,3 | 4 090,0 | 8,1 | 4 390,0 | 7,9 | 4 653,2 | 7,5 | ||
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % | 40,7 | - | 47,5 | - | 46,2 | - | 46,2 | - | 44,8 | - | ||
НДПИ | 969,2 | 2,5 | 1 335,5 | 3,0 | 1 384,7 | 2,7 | 1 501,6 | 2,7 | 1 607,5 | 2,6 | ||
Таможенные пошлины | 2 014,8 | 5,2 | 2 401,7 | 5,3 | 2 705,3 | 5,4 | 2 888,4 | 5,2 | 3 045,7 | 4,9 | ||
Ненефтегазовые доходы | 4 353,8 | 11,2 | 4 123,7 | 9,1 | 4 754,6 | 9,5 | 5 113,5 | 9,1 | 5 726,7 | 9,3 | ||
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % | 59,3 | - | 52,5 | - | 53,8 | - | 53,8 | - | 55,2 | - | ||
НДС | 2 050,0 | 5,2 | 2 334,6 | 5,2 | 2 835,5 | 5,6 | 3 142,9 | 5,6 | 3 513,0 | 5,7 | ||
Налог на прибыль организаций | 195,4 | 0,5 | 227,7 | 0,5 | 253,3 | 0,5 | 270,2 | 0,5 | 294,3 | 0,5 | ||
ЕСН | 509,8 | 1,3 | 32,1 | 0,1 |
|
|
|
|
|
| ||
Акцизы | 101,5 | 0,3 | 136,6 | 0,3 | 258,4 | 0,5 | 308,2 | 0,6 | 417,6 | 0,7 | ||
НДПИ (без нефтегазовых доходов) | 12,3 | 0,0 | 14,4 | 0,0 | 15,9 | 0,0 | 20,6 | 0,0 | 27,0 | 0,0 | ||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | 494,6 | 1,3 | 568,8 | 1,3 | 685,6 | 1,4 | 743,9 | 1,3 | 825,4 | 1,3 |