Проблемы национальной экономики при вступлении в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 03:28, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование вступления Проблемы национальной экономики при вступлении в ВТО.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
Изучить проблемы вступления страны в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении страны в ВТО.

Содержание

Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельности ВТО

2 Проблемы национальной экономики при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономической безопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
2.4 Постсоветские страны и ВТО


3 Перспективы, стремления и меры по вступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
3.2 Выход на мировой рынок

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 173.59 Кб (Скачать документ)

По мнению некоторых специалистов, Украина за три года членства в  ВТО больше потеряла, нежели приобрела, и это должно послужить основанием для переговоров об изменении  условий членства Украины во Всемирной  торговой организации. Так, с 1 января 2011 года Украина в рамках обязательств перед ВТО обнулила импортные  сборы на алкогольную продукцию, и в результате производство виноградных  вин на Украине за 6 месяцев текущего года сократилось на 41,3 %. «А если взять свиноводство, то после вступления в ВТО импорт свинины вырос в 2,9 раз, а доля импорта составляет почти 40 %». Как члену ВТО, Украине запрещено дотировать экспорт сельскохозяйственной продукции. В сентябре 2012 года Украина предупредила ВТО о намерении увеличить ввозные таможенные пошлины на 350 видов товаров. 
Схожие оценки высказываются и в отношении участия Латвии в ВТО:

Мы не можем вернуться  к тому уровню промышленного производства, которое было у нас в стране в начале 90-х. Удельный вес промышленности тогда занимал около 40%, а объем  ВВП был таким же, как сейчас. Сейчас удельный вес промышленности составляет только 14%. Это результат  нашего вступления в ВТО... Смысл  вступления Латвии заключался в поднятии своей промышленности до должного уровня, а затем вхождение в ВТО  полноценным членом. Мы этого не сделали, наше руководство к этому  не было готово. Мы только проиграли, все  наши крупные предприятия – "Альфа", ВЭФ и другие — были закрыты.

Иначе оцениваются результаты вступления в ВТО Молдавии:

В первые годы после присоединения  к ВТО ухудшилось положение в  сельском хозяйстве: темпы роста  отрасли замедлились, а в 2003 г . объём  производства даже сократился на 14%, но с 2004 г . ситуация в отрасли стабилизировалась  – рост составил 21%, а в 2005 г . – 1%. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику замедлился – как  известно, одновременное открытие внутреннего  рынка для зарубежных товаров  и инвестиций, как правило, приводит к наплыву именно первых, но никак  не вторых. Вступая в ВТО, молдавское руководство прежде всего планировало  получить более широкий доступ на мировые рынки продукции агропромышленного  комплекса, в частности главного продукта – алкоголя. В значительной мере эти расчёты оправдались. Экспорт  республики вырос более чем в  два раза, причём особенно заметно  увеличился экспорт в страны за пределами  СНГ. Значительную часть импорта  составила готовая продукция  пищевой отрасли.

За рамками ВТО остаются шесть постсоветских стран: Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

 

 

2.3 Проблемы сельского  хозяйства

Сельское хозяйство традиционно  воспринимается как один из наиболее чувствительных секторов для присоединяющихся к ВТО стран. До сих пор внутри ВТО нет единой точки зрения в  отношении того, какие правила  и в каком объеме должны распространяться на торговлю продовольствием и на государственную поддержку сельского  хозяйства.

Действующее Соглашение ВТО  по сельскому хозяйству является результатом сложного компромисса  между двумя группами государств: стран так называемой Кернской группы (в нее входят 15 стран), которые  выступают за максимальную либерализацию  торговли сельхозтоварами и сокращение государственной поддержки сельского  хозяйства, и стран, придерживающихся многофункциональной концепции  развития сельского хозяйства (прежде всего страны ЕС, Швейцария, Япония), которые, признавая необходимость  либерализации в сельском хозяйстве, полагают, что она должна идти постепенно и "малыми шагами".

Соглашение ВТО по сельскому  хозяйству предусматривает принятие обязательств по трем основным направлениям: доступу на рынок, экспортному субсидированию и государственной поддержке.

Переговоры по доступу  на рынок сельскохозяйственных товаров  предполагают установление максимально  допустимых ставок ввозных таможенных пошлин с даты присоединения к  ВТО (уровней первоначального связывания) и последующее сокращение средней  величины таможенного тарифа в течение  имплементационного периода до согласованных  уровней конечного связывания. Для  защиты наиболее чувствительных секторов предусмотрена возможность введения тарифных квот и специальных защитных мер.

Рассмотрим к примеру  положение сельского хозяйства  страны, изъявившей желание и готовящейся  вступить в ВТО, Казахстана.

Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7 млн. га, в том числе пашня  – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища – 189 млн. га.

Климатические условия республики позволяют в большинстве регионов выращивать зерновые культуры, на орошаемых  землях в южном регионе – возделывать  хлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.

В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческой зоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке  и Западной Европе. Относительно низким является и качество земли. Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитета свыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать  сельскохозяйственные культуры. Климатические  условия Казахстана позволяют использовать естественные пастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия  для развития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности  пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными  производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% их общей площади. В период трансформационных процессов  доля сельского хозяйства в валовом  внутреннем продукте (ВВП) снизилась  с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5 раз (табл. 1).

Такие структурные изменения  соответствуют общемировым тенденциям. Для сравнения: доля сельского хозяйства  в ВВП России за эти годы снизилась  с 17 до 5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, в Эстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что в самых развитых странах доля сельского хозяйства  не превышает 1% ВВП.

Динамика производства валовой  продукции сельского хозяйства  имеет неустойчивую тенденцию. В  частности, темпы производства продукции  животноводства растут медленно, а  темпы роста продукции растениеводства  имеют значительные колебания по годам. Такая ситуация обусловлена  двумя причинами. Во-первых, в кризисные 90-е годы в животноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а его нынешний рост предопределяется их медленным естественным приростом. Во-вторых, растениеводство весьма сильно зависит от природно-климатических условий. Основными производителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйства населения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, в том числе около 86% – продукции животноводства. Анализ состояния сельского хозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнему характеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развития сельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести: - слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции; - снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству; - высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам; - существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий; - неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных; - нерациональное использование пашни; - многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов; - недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве; - низкий уровень доходов сельского населения.

Существует много мифов, касательно вступления национальных экономик в ВТО. Рассмотрим один из них: Миф. Вступление в ВТО откроет рынки дешевым  импортным сельскохозяйственным товарам, с которыми отечественные продукты конкурировать не смогут. Отечественное сельское хозяйство перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни в сельской местности и зависимости страны от импортного продовольствия. В периоды низких цен на нефть возможен продовольственный кризис.

Ответ.

1.        Во многих странах, сельское хозяйство сегодня не защищено от внешней конкуренции ничем, кроме обменного курса национальной валюты и транспортных издержек.

2.         Необходима продуманная политика тарифной защиты и субсидий и улучшение работы таможни.

3.         Вопрос состоит не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что делать для развития сектора. Существующая система является неэффективным средством социальной поддержки крестьян и не дает никаких стимулов к развитию. Необходима земельная реформа, развитие кредитования и страхования в сельском хозяйстве. Бюджетные средства должны вкладываться в развитие инфраструктуры, а не на текущую поддержку хозяйств.

4.         Сельское хозяйство может встроиться в глобальную экономику, специализируясь в производстве тех культур, по которым у него есть сравнительные преимущества.

 

 

3 Перспективы,  стремления и меры по вступлению  в ВТО 

 

3.1 Финансовые перспективы

Весомыми аргументами  в пользу быстрого вступления в ВТО  является возможность получения  немедленных выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Страны также  рассчитывают со вступлением в ВТО  на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение  капитализации, на ускорение реформы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику. Например, известен ряд требований, предъявляемых к России от имени ВТО. В частности, от России требуется “выравнивание” внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидация экспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок взимания НДС внутри СНГ. Если аналогичные требования предъявляются странами-членами ВТО и к другим странам, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды от вступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями. Для принятия оптимальных решений при подготовке к вхождению страны в ВТО, будет полезным открытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо, также, в государственном масштабе приступить, наряду с информационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО, к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения к ВТО. Вступление страны в ВТО предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности, сельскохозяйственный сектор не выдержит внешнеторговой экспансии развитых стран, соседей по региону и стран Евросоюза, которые ежегодно субсидируют экспорт своих фермерских хозяйств в размере 5,6 млрд. евро. К примеру: казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукции оказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставка из одного региона в другой, и даже внутри страны. Необходимо максимально увеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размеры субсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерах субсидий в течение нескольких последних лет. В общих правилах ВТО в области торговых отношений существуют следующие запреты: - на предоставление отечественным производителям любых субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО (в т.ч. экспортные и импортные субсидии, предоставляемые по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности); - на запрещение или ограничение импорта конкретных товаров; - на введение антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; - на лицензирование импорта товаров; - на запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров; - на введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле; - на применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортными товарами и др. Согласно Соглашений о субсидиях и компенсационных мерах, которое было разработано еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий, среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственными органами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам. Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественных товаров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения. По причине сырьевой ориентированности экономики многих вступающих стран, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции.

В первую очередь, экспансию  транснациональных корпораций, имеющих  огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые  компании и банки), розничная торговля. Вступление в ВТО не гарантирует  защиту от применения против наших  товаров антидемпинговых мер  и не поможет в преодолении  специального режима – нетарифного  ограничения на торговлю сталью (данные ограничения находятся за рамками  ВТО).

При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный  товар. Однако, сегодня продукция  многих отраслей национальной экономики  стран вступающих в ВТО, не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся. Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многих товаропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки за кредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новым технологиям. Вхождение в ВТО потребует от страны принятие обязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на отечественный рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц. Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельных странах. Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения страны в ВТО и меры для его защиты. Именно в секторе малого предпринимательства сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и страховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры и т.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду им оборудования и площадей на предприятиях отрасли. Таким образом, вступление старны в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Ни одна страна не может оставаться вне организации, нормами которой регулируются сегодня около 95% всей мировой торговли товарами и услугами, и которая объединяет 150 стран мира.  

Информация о работе Проблемы национальной экономики при вступлении в ВТО