Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:01, курсовая работа
Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность экономических властей неуправляемой ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.
Введение 2
1. Основное понятие и виды государственного долга 3
2. Обслуживание государственного долга 5
2.1 Проблема обслуживания государственного долга 5
2.1.1. Размер бюджетного дефицита 6
2.1.2. Величина государственного долга. 8
2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 9
2.1.4. Сроки заимствований 10
2.2. Пути решения проблем обслуживания госдолга. 14
Содержание
Введение
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства
Чаще используются методы финансировании государственного бюджета через внутренние и внешние займы, в результате чего возникает государственный долг. Госдолг – сумма непогашенного кредита накопленного за время существования страны. Причина появления долга – наличие опасного госбюджета. Госдолг и госбюджет – два взаимообусловленных явления в экономике. С одной стороны для финансирования дефицита государство занимает, с другой стороны эти займы увеличивают дефицит бюджета.
По госдолгу всегда накапливаются проценты. Отсюда возникают проблемы обслуживания госдолгом. Долг может расти разными темпами. Считается опасным для экономики превышение госдолга над ВНП более чем в 2.5 раза. В современных условиях весь мир живет в долг.
Глобальная
экономика в ее нынешнем состоянии
становления, переходности повысила актуальность
долговой политики, вызвав озабоченность
экономических властей
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.
Государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Государственный долг делится на внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний
государственный долг – это долговое
обязательство между
Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу. Внешний долг опасен тем, что деньги занимаются на условиях кредитора, чаще невыгодные стране заемщику. Для погашения долга государство отдает ценные товары и ресурсы.
Выплачивая
% по долгам государство, отдает доходы
другому государству, что снижает
уровень и эффективность
Существующая система управления государственным долгом – это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом. Помимо всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.
Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи с этим возникает необходимость проведения консолидации кредитов, то есть перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную или бессрочную. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных ценных бумаг.
Эмиссия денег приводит увеличению денежной массы в обращении, что в свою очередь приводит к инфляции. Созданная инфляция может привести к увеличению налогов, что еще больше закрутит инфляционную спираль.
Что
касается выпуска государственных
ценных бумаг, то чаще всего в России
государство не спешит выплачивать
проценты, что подрывает доверие
населения.
2. Обслуживание государственного долга
Прежде чем говорить о проблемах обслуживания госдолга необходимо рассмотреть понятие обслуживания государственного долга.
Например,
если условный долг государства 100 тыс.
ед. и представлен он из 20% годовых
(обычный процент на международном
рынке ссудных капиталов для государств
— сомнительных заемщиков) на 4 года с
однолетним льготным периодом (период,
когда гасятся только проценты), а сумма
долга не гасится, то к реальной сумме
долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80
тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные
на 4 года). Тогда график обслуживания такого
долга будет выглядеть следующим образом
(рис. 1): 180 тыс. ед. за 4 года.
Рис. 1. График обслуживания
госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)
2.1 Проблема обслуживания государственного долга
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Основные проблемы:
1.
Дефицитный бюджет приводит к
ускоренному росту
2.
На государственный долг
3.
Центральный банк и Минфин
РФ сконцентрировали свои
4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
5.
Рынок российских
6.
Понятия внутреннего и
Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком смысле - составной частью бюджетной политики. Эта задача согласуется не только с чисто бюджетными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной деятельности, с улучшением благосостояния населения, поскольку уменьшение текущих затрат по обслуживанию долга позволяет снизить налоговое бремя для будущих поколений.
Стоимость обслуживания задолженности государства зависит от многих факторов, основными из которых являются:
2.1.1. Размер бюджетного дефицита
Факторный анализ величины расходов по обслуживанию государственного долга следует начать с бюджетного дефицита, который является первопричиной возникновения и увеличения этих расходов.
Дефицит
постоянно характеризовал бюджет России
последних лет и
Доходы
бюджета за первые девять месяцев 2010
года сложились в сумме 6007 млрд. рублей,
что составило 77,2 процента от планируемого
объема доходов за год. Что касается расходов,
то они достигли 6735 млрд. рублей (65,9 % от
плана).
Согласно
параметрам бюджета, утвержденным Госдумой
в начале июля, в 2010 году предусматривался
дефицит бюджета России на уровне
2,42 триллиона рублей (5,4% ВВП). Однако в
октябре депутаты приняли поправки к бюджету,
согласно которым дефицит бюджета страны
в 2010 году сократится на 47,2 миллиарда рублей
- до 2381 млрд. рублей. (5,3% ВВП)
Таблица 1. Исполнение федерального бюджета (млрд. рублей)2
Доход 3 | Доход в % от плана | Расход4 | Расход в % от плана | Профицит, дефицит (–) | Профицит, дефицит (%) | |
Январь | 737,6 | 9,5 | 650,5 | 6,4 | 87,1 | 0 |
Январь-февраль | 1308,3 | 16,8 | 1477,8 | 14,4 | -169,5 | 7,1 |
I квартал | 1954,9 | 25,1 | 2199,5 | 21,5 | -244,6 | 10,3 |
Январь-апрель | 2618,3 | 33,6 | 3030,5 | 29,6 | -412,2 | 17,3 |
Январь-май | 3195,7 | 41,1 | 3659,0 | 35,8 | -463,3 | 19,5 |
I полугодие | 3997,9 | 51,4 | 4386,2 | 42,9 | -388,3 | 16,3 |
Январь-июль | 4658,4 | 59,9 | 5171,2 | 50,5 | -512,7 | 21,5 |
Янв. - авг. | 5300,5 | 68,1 | 5923,7 | 57,9 | -623,3 | 26,2 |
III квартал | 6007,0 | 77,2 | 6735,0 | 65,9 | - 727,6 | 30,6 |
Информация о работе Проблемы обслуживания государственного долга