Проблемы обслуживания государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:01, курсовая работа

Описание

Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность экономических властей неуправляемой ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.

Содержание

Введение 2
1. Основное понятие и виды государственного долга 3
2. Обслуживание государственного долга 5
2.1 Проблема обслуживания государственного долга 5
2.1.1. Размер бюджетного дефицита 6
2.1.2. Величина государственного долга. 8
2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 9
2.1.4. Сроки заимствований 10
2.2. Пути решения проблем обслуживания госдолга. 14

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любого государства. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства

     Чаще  используются методы финансировании государственного бюджета через внутренние и внешние займы, в результате чего возникает государственный долг. Госдолг – сумма непогашенного кредита накопленного за время существования страны. Причина появления долга – наличие опасного госбюджета. Госдолг и госбюджет – два взаимообусловленных явления в экономике. С одной стороны для финансирования дефицита государство занимает, с другой стороны эти займы увеличивают дефицит бюджета.

     По  госдолгу всегда накапливаются проценты. Отсюда возникают проблемы обслуживания госдолгом. Долг может расти разными  темпами. Считается опасным для  экономики превышение госдолга над  ВНП более чем в 2.5 раза. В современных условиях весь мир живет в долг.

     Глобальная  экономика в ее нынешнем состоянии  становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность  экономических властей неуправляемой  ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.

     Цель  моей курсовой работы заключается в  том, чтобы выяснить и изучить  проблемы которые возникают при  управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.

 

  1. Основное понятие и виды государственного долга

     Государственный долг является суммой денег, которую государство  выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Государственный долг делится на внутренний и внешний государственный долг.

     Внутренний  государственный долг – это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Внутренний долг приводит к перераспределению доходов среди населения, то есть усиливается неравенство доходов, кроме этого перераспределяется доход от частного сектора к государству.

     Вторая  форма государственного долга, внешний  долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.  Внешний долг опасен тем, что деньги занимаются на условиях кредитора, чаще невыгодные стране заемщику. Для погашения долга государство отдает ценные товары и ресурсы.

     Выплачивая % по долгам государство, отдает доходы другому государству, что снижает  уровень и эффективность национального  производства. Также недостатком  долга является то, что государство  может занимать на большой срок и  вовремя не рассчитаться. В результате чего этот долг будут выплачивать будущие поколения. Например, Россия по сегодняшний день выплачивает долги бывшего СССР, которые составляют 3149 млн.долларов США, то есть 0,67% от общего долга России на апрель 2010 года.1 (см.Приложение 1)

     Существующая система управления государственным долгом – это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом. Помимо всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.

     Одной из самых главных статей бюджетирования является выплата доходов по долговой сумме и ее погашение. В связи  с этим возникает необходимость  проведения консолидации кредитов, то есть перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную или бессрочную. Также в случае необходимости возможно проведение конверсии. Конверсия подразумевает под собой снижение процента по займу, который необходимо выплатить. Есть два основных вида бюджетирования государственного долга. Это такие виды, как денежно-кредитная эмиссия, а также выпуск государственных ценных бумаг.

     Эмиссия денег приводит увеличению денежной массы в обращении, что в свою очередь приводит к инфляции. Созданная  инфляция может привести к увеличению налогов, что еще больше закрутит инфляционную спираль.

     Что касается выпуска государственных  ценных бумаг, то чаще всего в России государство не спешит выплачивать  проценты, что подрывает доверие  населения.  
 

 

2. Обслуживание государственного долга

     Прежде чем говорить о проблемах обслуживания госдолга необходимо рассмотреть понятие обслуживания государственного долга.

     Например, если условный долг государства 100 тыс. ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном  рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс.  ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 1): 180 тыс. ед. за 4 года. 

 

Рис. 1. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых) 

     2.1 Проблема обслуживания государственного долга

     Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения  зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

     Основные  проблемы:

     1. Дефицитный бюджет приводит к  ускоренному росту государственного  внутреннего долга.

     2. На государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование за последние годы. Это задолженность организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

     3. Центральный банк и Минфин  РФ сконцентрировали свои усилия  на узком "облигационном"  сегменте финансового рынка. Управление  долгом свелось к планированию  объемов и периода обращения  очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

     4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

     5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет).

     6. Понятия внутреннего и внешнего  долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "ВЭБ". С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы.

       Минимизация стоимости обслуживания является стратегической задачей управления государственным долгом, а в более широком смысле - составной частью бюджетной политики. Эта задача согласуется не только с чисто бюджетными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной деятельности, с улучшением благосостояния населения, поскольку уменьшение текущих затрат по обслуживанию долга позволяет снизить налоговое бремя для будущих поколений.

     Стоимость обслуживания задолженности государства зависит от многих факторов, основными из которых являются:

    1. размер бюджетного дефицита;
    2. величина государственного долга;
    3. государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга
    4. сроки заимствований.
 

2.1.1. Размер бюджетного дефицита

     Факторный анализ величины расходов по обслуживанию государственного долга следует  начать с бюджетного дефицита, который  является первопричиной возникновения и увеличения этих расходов.

     Дефицит постоянно характеризовал бюджет России последних лет и воспроизводился  из года в год. С учетом расходов на обслуживание государственного долга превышение расходов над доходами выразилось в следующих размерах: дефицит федерального бюджета России в январе-сентябре 2010 года составил 727,6 миллиарда рублей, или 30,6 % от утвержденного федеральным законом дефицита на текущий год.

     Доходы  бюджета за первые девять месяцев 2010 года сложились в сумме 6007 млрд. рублей, что составило 77,2 процента от планируемого объема доходов за год. Что касается расходов, то они достигли 6735 млрд. рублей (65,9 % от плана).  

     Согласно  параметрам бюджета, утвержденным Госдумой в начале июля, в 2010 году предусматривался дефицит бюджета России на уровне 2,42 триллиона рублей (5,4% ВВП). Однако в октябре депутаты приняли поправки к бюджету, согласно которым дефицит бюджета страны в 2010 году сократится на 47,2 миллиарда рублей - до 2381 млрд. рублей. (5,3% ВВП) 

Таблица 1. Исполнение федерального бюджета (млрд. рублей)2

     
  Доход 3 Доход в % от плана Расход4 Расход в % от плана Профицит, дефицит (–) Профицит, дефицит (%)
Январь 737,6  9,5 650,5  6,4 87,1 0
Январь-февраль 1308,3 16,8 1477,8 14,4 -169,5 7,1
I квартал 1954,9 25,1 2199,5 21,5 -244,6 10,3
Январь-апрель 2618,3 33,6 3030,5 29,6 -412,2 17,3
Январь-май 3195,7 41,1 3659,0 35,8 -463,3 19,5
I полугодие 3997,9 51,4 4386,2 42,9 -388,3 16,3
Январь-июль 4658,4 59,9 5171,2 50,5 -512,7 21,5
Янв. - авг. 5300,5 68,1 5923,7 57,9 -623,3 26,2
III квартал 6007,0 77,2 6735,0 65,9 - 727,6 30,6

Информация о работе Проблемы обслуживания государственного долга