Проблемы обслуживания государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:01, курсовая работа

Описание

Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность экономических властей неуправляемой ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.

Содержание

Введение 2
1. Основное понятие и виды государственного долга 3
2. Обслуживание государственного долга 5
2.1 Проблема обслуживания государственного долга 5
2.1.1. Размер бюджетного дефицита 6
2.1.2. Величина государственного долга. 8
2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 9
2.1.4. Сроки заимствований 10
2.2. Пути решения проблем обслуживания госдолга. 14

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     Больше  всех нам должна Куба. Кубинский  долг вместе с монгольским и вьетнамским  составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.

     Вывод - в настоящее время Россия может  продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних  долгов, а иными словами, без новых  займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить.  

 

  1. Управление  государственным долгом
 
    1. Принципы  управления госдолгом

     Известно, что с распадом Союза, когда Внешэкономбанк был основным заемщиком РФ, первоклассным  заемщиком, надо признать, объем заимствований происходил по нарастающей и институциональные структуры не успевали формироваться за потребностями государства в заемных средствах. Поэтому в настоящий момент существующая система достаточно разрозненна: это прежде всего Внешэкономбанк, который является агентом правительства по обслуживанию государственного внешнего долга, ряд долговых департаментов Министерства финансов и, кроме того, различные министерства и ведомства, осуществлявшие заимствования. Например, Минсельхоз самостоятельно привлекал кредиты. Такая децентрализация не способствует улучшению структуры и методов управления, поэтому концепция предусматривает большую централизацию учетных принципов и принятия решений при осуществлении заимствований.

     Управление как внутренним, так и внешним долгом должно осуществляться на принципах единоначалия и на единых учетных методологических принципах.

     Существуют  внутренние и внешние факторы, препятствующие построению всеобъемлющей и стройной системы управления госдолгом. К  внешним факторам относятся в  настоящий момент сохраняющаяся высокая степень зависимости платежеспособности России от мировых рынков энергоносителей, отсутствие устойчивого доступа РФ к международным рынкам капитала, недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в сфере управления государственным долгом, нерыночный характер основной доли внешнего государственного долга, что затрудняет методы управления ими, и отсутствие должной координации между финансово-бюджетной и денежно-кредитной политикой, т.е. между Министерством финансов и Банком России в сфере управления госдолгом. К внутренним факторам можно отнести отсутствие на сегодняшний момент единой системы управления государственным долгом, наличие неинтегрированных баз данных по внешнему долгу между Внешэкономбанком и Министерством финансов. Кроме того, Банк России в рамках платежного баланса также осуществляет учет операций по внешнему долгу, но на несколько иных принципах, а именно, резидентности.

     В процессе управления государственным  долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

     поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства, обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

     Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.

     Существенным  недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. Законодательная база по вопросам управления государственным долгом характеризуется недостатками в разграничении компетенции, полномочий и ответственности органов государственной власти в области управления государственным долгом и порядка их взаимодействия. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации и разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. В настоящее время данная координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. В тоже время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную и долговую и бюджетную политику.

     Само  управление госдолгом можно разделить  с точки зрения решаемых задач  на оперативно–тактическое и стратегическое управление. Оперативное управление осуществляет Правительство РФ и специальный уполномоченный орган – Минфин РФ, который предлагает различные меры совместно с ЦБ. Эти органы определяют условия выпуска конкретных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, передают на первичное размещение долговые обязательства, определяют условия вторичного рынка долговых обязательств, осуществляют регулирование выдачи кредитов др. странам, определяют порядок предоставления гос. гарантий.

     Стратегическое  управление имеет дело с перспективным  управлением госдолгом: разработка законодательно-нормативной базы, определяющей условия заимствования, обслуживание долговых обязательств; разработка концепции  развития рынка ценных бумаг, рассмотрение и утверждение её. Стратегическое управления обязательно включает разработку программы сокращения бюджетного дефицита. 
 

     3.2. Регулирование госдолга 
 

  1. Рефинансирование  – погашение долговых обязательств, срок действия которых истекает, за счет денег, полученных от продажи новых заемных средств (облигаций, векселей), или прямой обмен старых долговых обязательств государства на новые.

    Рефинансирование  долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

    Схема 1. Методы рефинансирования госдолга. 

     Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного  банкротства государства как  должника).

     Пролонгация — это удлинение сроков долга  и погашения процентов.

     Секьюритизация  — это перепродажа облигаций  госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

     Капитализация — это реструктурирование гос. облигаций  в частные акции через их перепродажу  на бирже. 

  1. Отсрочка  погашения займа – проводится в условиях, когда активное развитие операций по выпуску новых займов не достигает требуемой финансовой эффективности. На внешнем рынке чревато очень большими проблемами. На внутреннем рынке государство очень часто прибегало к этому методу. (В 1957 г. Хрущёв по просьбе трудящихся принял решение об отсрочке погашения займов населению).
  2. Конверсия – изменение доходности по займам. (Обмен 4% займов в 1947 г. на новый 2%). Государство, как правило, уменьшает размер процентов, которые должны быть выплачены по займу.
  3. Консолидация – удлинение срока действия займа – очень часто проводилась в период НЭПа.
  4. Унификация госдолга – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. В некоторых случаях может осуществляться обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
 
  1. Аннулирование долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.
 
  1. Реструктуризация  – целая система мер, предусматривающая  новый график погашений, изменение  условий. то пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.). В общем смысле реструктуризация актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его настоятельности произвести погашение долговых обязательств в соответствии с первоначальными условиями его предоставления.

    К реструктуризации государственного долга приводит макроэкономическая политика государства, согласно которой  правительство увеличивает величину долга посредством займов у иностранных  государств, в результате чего общая  величина займов намного превышает дефицит счёта текущих операций. Взятые заёмные средства направляются на приобретение иностранных активов в то время как должны были быть направлены на финансирование отраслей нац. экономики. Такая денежно-кредитная политика государства способствует оттоку частного капитала за границу. 

     В процессе управления госдолгом встаёт вопрос об эффективности заимствований государства. Эффективность управления измеряется разными показателями. Среди них, прежде всего:

    1. Поступления от государственных заимствований (абсолютная сумма ежегодных поступлений от государственных кредитных операций.).
    2. Относительная эффективность госкредитных операций  = (поступление средств за вычетом средств на их осуществление)/расходы государства по привлечению новых заимствований.
    3. Коэффициент обслуживания внешнего долга =сумма платежей по государственному долгу (уже накопленному)/ сумма поступлений (в текущем году).
 

 

     Список использованной литературы

Гаген Антон. Информационное Агентство "Финансовый Юрист". Управление государственным долгом  
 

http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d09/2-6-1-1.htm

 

  Долг на 1.04.2010 До востребования 4.10 5.10 6.10 7.10 8.10 9.10 10.10 11.10 12.10 1.11 2.11 3.11 Всего до 1 года
Всего 469940 22885 13206 9846 15617 8034 5492 8305 6682 8841 15840 5765 3769 5510 106903
Органы  гос.   управления 31 320   76 74 168 72 158 827 71 104 426 58 43 752 2830
  Федеральные  органы управления 28 882   75 72 161 71 156 827 67 93 365 58 43 752 2739
   Новый рос долг 25 732   75 72 102 71 44 649 59 93 94 56 43 745 2102
Долг  бывшего СССР 3 149   0   59   112 178 8   271 2   7 637
Субъекты  РФ 2 439   1 3 7 1 3   4 12 60       91
Органы  ден-кредитн. регулирования 12226 3612                          
Банки 129026 10726 5265 5779 5498 1624 1702 2071 2704 3020 2271 2421 895 951 34202
Прочие  секторы 29736 8547                          

Приложение 1. График погашения внешнего долга РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года: основной долг 
 
 
 
 

Приложение 2. График предстоящих выплат по внешнему долгу РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года: проценты.

  Всего предстоящих  выплат Сроки платежей
4.10 5.10 6.10 7.10 8.10 9.10 10.10 11.10 12.10 1.11 2.11 3.11 Всего до 1 года
Всего 93364 1557 1371 1589 1234 1279 2511 1565 1311 1405 1042 1369 2131 18364
Органы  гос.   управления 15344 15 19 123 41 8 709 73 12 124 41 7 689 1862
Федеральные органы управления 14486 14 18 95 41 7 694 11 11 97 41 7 675 1711
   Новый рос долг 14378 14 18 90   7 694 11 11 91 41 7 675 1699
Долг  бывшего СССР 108     6           6       12
Субъекты  РФ 858 2 1 27 1 1 14 62 1 27 1 0 14 151
Банки 20687 518 522 491 444 435 426 414 399 388 377 370 361 5144
Прочие  секторы 57333 1024 830 976 749 836 1376 1079 899 893 623 992 1081 11358

Информация о работе Проблемы обслуживания государственного долга