Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:01, курсовая работа
Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность экономических властей неуправляемой ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.
Введение 2
1. Основное понятие и виды государственного долга 3
2. Обслуживание государственного долга 5
2.1 Проблема обслуживания государственного долга 5
2.1.1. Размер бюджетного дефицита 6
2.1.2. Величина государственного долга. 8
2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 9
2.1.4. Сроки заимствований 10
2.2. Пути решения проблем обслуживания госдолга. 14
Больше всех нам должна Куба. Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40% всего долга. Помимо указанных стран нам должны еще 54 страны. Африканские страны вообще пока не приступили к обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что займы носили не экономический, а военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится.
Вывод
- в настоящее время Россия может
продержаться без рефинансирования
и реструктуризации своих внешних
долгов, а иными словами, без новых
займов на погашение старых, списания
части долга и рассрочки платежа,
максимум год. Федеральный бюджет не приходится
рассматривать в качестве основного гаранта
платежеспособности. В противном случае
все надежды на экономический рост, за
счет которого и может пополняться доходная
часть бюджета, можно оставить.
Известно, что с распадом Союза, когда Внешэкономбанк был основным заемщиком РФ, первоклассным заемщиком, надо признать, объем заимствований происходил по нарастающей и институциональные структуры не успевали формироваться за потребностями государства в заемных средствах. Поэтому в настоящий момент существующая система достаточно разрозненна: это прежде всего Внешэкономбанк, который является агентом правительства по обслуживанию государственного внешнего долга, ряд долговых департаментов Министерства финансов и, кроме того, различные министерства и ведомства, осуществлявшие заимствования. Например, Минсельхоз самостоятельно привлекал кредиты. Такая децентрализация не способствует улучшению структуры и методов управления, поэтому концепция предусматривает большую централизацию учетных принципов и принятия решений при осуществлении заимствований.
Управление как внутренним, так и внешним долгом должно осуществляться на принципах единоначалия и на единых учетных методологических принципах.
Существуют внутренние и внешние факторы, препятствующие построению всеобъемлющей и стройной системы управления госдолгом. К внешним факторам относятся в настоящий момент сохраняющаяся высокая степень зависимости платежеспособности России от мировых рынков энергоносителей, отсутствие устойчивого доступа РФ к международным рынкам капитала, недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в сфере управления государственным долгом, нерыночный характер основной доли внешнего государственного долга, что затрудняет методы управления ими, и отсутствие должной координации между финансово-бюджетной и денежно-кредитной политикой, т.е. между Министерством финансов и Банком России в сфере управления госдолгом. К внутренним факторам можно отнести отсутствие на сегодняшний момент единой системы управления государственным долгом, наличие неинтегрированных баз данных по внешнему долгу между Внешэкономбанком и Министерством финансов. Кроме того, Банк России в рамках платежного баланса также осуществляет учет операций по внешнему долгу, но на несколько иных принципах, а именно, резидентности.
В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:
поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их котировки, минимизация стоимости долга для государства, обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.
Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов должны максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой.
Существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. Законодательная база по вопросам управления государственным долгом характеризуется недостатками в разграничении компетенции, полномочий и ответственности органов государственной власти в области управления государственным долгом и порядка их взаимодействия. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации и разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. В настоящее время данная координация осуществляется на стадии согласования бюджетной и денежно-кредитной политики Правительства Российской Федерации и Банка России на соответствующий год. В тоже время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную и долговую и бюджетную политику.
Само управление госдолгом можно разделить с точки зрения решаемых задач на оперативно–тактическое и стратегическое управление. Оперативное управление осуществляет Правительство РФ и специальный уполномоченный орган – Минфин РФ, который предлагает различные меры совместно с ЦБ. Эти органы определяют условия выпуска конкретных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, передают на первичное размещение долговые обязательства, определяют условия вторичного рынка долговых обязательств, осуществляют регулирование выдачи кредитов др. странам, определяют порядок предоставления гос. гарантий.
Стратегическое
управление имеет дело с перспективным
управлением госдолгом: разработка
законодательно-нормативной
3.2.
Регулирование госдолга
Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Схема
1. Методы рефинансирования госдолга.
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация
— это реструктурирование гос. облигаций
в частные акции через их перепродажу
на бирже.
К реструктуризации
государственного долга приводит макроэкономическая
политика государства, согласно которой
правительство увеличивает
В процессе управления госдолгом встаёт вопрос об эффективности заимствований государства. Эффективность управления измеряется разными показателями. Среди них, прежде всего:
Список использованной литературы
Гаген Антон. Информационное
Агентство "Финансовый Юрист". Управление
государственным долгом
http://www.gks.ru/bgd/regl/
Долг на 1.04.2010 | До востребования | 4.10 | 5.10 | 6.10 | 7.10 | 8.10 | 9.10 | 10.10 | 11.10 | 12.10 | 1.11 | 2.11 | 3.11 | Всего до 1 года | |
Всего | 469940 | 22885 | 13206 | 9846 | 15617 | 8034 | 5492 | 8305 | 6682 | 8841 | 15840 | 5765 | 3769 | 5510 | 106903 |
Органы гос. управления | 31 320 | 76 | 74 | 168 | 72 | 158 | 827 | 71 | 104 | 426 | 58 | 43 | 752 | 2830 | |
Федеральные органы управления | 28 882 | 75 | 72 | 161 | 71 | 156 | 827 | 67 | 93 | 365 | 58 | 43 | 752 | 2739 | |
Новый рос долг | 25 732 | 75 | 72 | 102 | 71 | 44 | 649 | 59 | 93 | 94 | 56 | 43 | 745 | 2102 | |
Долг бывшего СССР | 3 149 | 0 | 59 | 112 | 178 | 8 | 271 | 2 | 7 | 637 | |||||
Субъекты РФ | 2 439 | 1 | 3 | 7 | 1 | 3 | 4 | 12 | 60 | 91 | |||||
Органы ден-кредитн. регулирования | 12226 | 3612 | |||||||||||||
Банки | 129026 | 10726 | 5265 | 5779 | 5498 | 1624 | 1702 | 2071 | 2704 | 3020 | 2271 | 2421 | 895 | 951 | 34202 |
Прочие секторы | 29736 | 8547 |
Приложение 1. График
погашения внешнего долга РФ по состоянию
на 1 апреля 2010 года: основной долг
Приложение 2. График предстоящих выплат по внешнему долгу РФ по состоянию на 1 апреля 2010 года: проценты.
Всего предстоящих выплат | Сроки платежей | |||||||||||||
4.10 | 5.10 | 6.10 | 7.10 | 8.10 | 9.10 | 10.10 | 11.10 | 12.10 | 1.11 | 2.11 | 3.11 | Всего до 1 года | ||
Всего | 93364 | 1557 | 1371 | 1589 | 1234 | 1279 | 2511 | 1565 | 1311 | 1405 | 1042 | 1369 | 2131 | 18364 |
Органы гос. управления | 15344 | 15 | 19 | 123 | 41 | 8 | 709 | 73 | 12 | 124 | 41 | 7 | 689 | 1862 |
Федеральные органы управления | 14486 | 14 | 18 | 95 | 41 | 7 | 694 | 11 | 11 | 97 | 41 | 7 | 675 | 1711 |
Новый рос долг | 14378 | 14 | 18 | 90 | 7 | 694 | 11 | 11 | 91 | 41 | 7 | 675 | 1699 | |
Долг бывшего СССР | 108 | 6 | 6 | 12 | ||||||||||
Субъекты РФ | 858 | 2 | 1 | 27 | 1 | 1 | 14 | 62 | 1 | 27 | 1 | 0 | 14 | 151 |
Банки | 20687 | 518 | 522 | 491 | 444 | 435 | 426 | 414 | 399 | 388 | 377 | 370 | 361 | 5144 |
Прочие секторы | 57333 | 1024 | 830 | 976 | 749 | 836 | 1376 | 1079 | 899 | 893 | 623 | 992 | 1081 | 11358 |
Информация о работе Проблемы обслуживания государственного долга