Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 05:01, курсовая работа
Глобальная экономика в ее нынешнем состоянии становления, переходности повысила актуальность долговой политики, вызвав озабоченность экономических властей неуправляемой ситуацией роста всех видов долгов – внутренних и внешних, государственных, корпоративных и на рынке потребительского кредитования.
Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить и изучить проблемы которые возникают при управлении государственным долгом, и рассмотреть проблемы обслуживания госдолга.
Введение 2
1. Основное понятие и виды государственного долга 3
2. Обслуживание государственного долга 5
2.1 Проблема обслуживания государственного долга 5
2.1.1. Размер бюджетного дефицита 6
2.1.2. Величина государственного долга. 8
2.1.3. Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия государственного долга 9
2.1.4. Сроки заимствований 10
2.2. Пути решения проблем обслуживания госдолга. 14
Рис.2
Дефицит бюджета за 2010 год (млрд.
руб.)
Министерство финансов России заявили, что планируют в 2010 году полностью осуществить программу заимствований, так как к концу года реализованы все запланированные расходы. Следовательно, дефицит будет существенно выше от того, что называют эксперты.
Россия
с 2009 года начала постепенно наращивать
государственный долг, что было вызвано
дефицитом бюджета после
2.1.2. Величина государственного долга.
Россия с 2009 года начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано дефицитом бюджета после кризиса.
Правительство приняло решение занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на $5,5 млрд.5
1
октября. Общая сумма
Таблица 2. Государственный долг РФ на 1.09.2010
Государственный долг (млрд.руб) | в том числе | ||
внутренний | внешний | ||
III квартал (Январь-сентябрь) | 2409,351 | 2367,8116 | 41,540 |
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь-октябрь 2010 года на 21,16% — с 1 837 млрд. 164 млн. рублей на 1 января до 2 225 млрд. 973 млн. рублей на 1 ноября.
По
оценкам Минфина, уровень госдолга
в 2011 году составит 13,6% ВВП, в 2010 году —
15,7% ВВП, в 2013 году — 17,4% ВВП. Совокупный
объем государственного долга РФ
на 1 января 2011 года составит 5 трлн. рублей,
в том числе внутренний долг — 3,5 трлн.
рублей, внешний долг — 1,5 трлн. рублей.
Внешние обязательства до 2014 года возрастут
в 1,5 раза — до 2,3 трлн. рублей, а внутренние
– возрастут в 2,5 раза — до 8,5 трлн. рублей,
что является опасным для экономики.
2.1.3.
Государственные и корпоративные ценные
бумаги, как источники покрытия государственного
долга
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
В
реальной жизни, естественно, возможны
их сочетания в различных
Размещение государственных ценных бумаг может быть:
– Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
– Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
Под доходностью ценных бумаг понимается возможность, способность ценной бумаги приносить доходы. Она рассчитывается в виде процентной ставки исходя из соотношения дохода, получаемого за год по данной ценной бумаге, к рыночной стоимости этого актива. Доходом по ценной бумаге могут служить дивиденды (по акциям) или суммы процентов (по остальным видам ценных бумаг). Доход также получают в результате роста курсов ценных бумаг.
Расчет доходности ценных бумаг является весомым фактором при принятии инвестором, решения, в какой именно вид вложений разместить свои средства. Благодаря этому показателю инвестор может оценить эффективность вложения средств в определенные ценные бумаги по сравнению с альтернативными вариантами инвестирования (например, с банковскими депозитами) с финансовой точки зрения.
Существует
различные виды доходности: эффективная
доходность и простая доходность, которая
в свою очередь делится на доходность
к погашению, дивидендную доходность.
Эффективная доходность ценных бумаг
отличается от простой тем, что учитывает
возможность реинвестирования и рекапитализации
ценных бумаг. Какую из этих разновидностей
доходности применять для анализа, зависит
от вида ценных бумаг и от намерений владельца
ценных бумаг относительно характера
его вложений. К примеру, если инвестор
ориентируется на долгосрочные ценные
бумаги, более объективно оценить эффективность
вложений позволит эффективная доходность
ценных бумаг.
2.1.4. Сроки заимствований
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. (См. приложение 1, приложение 2)
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. Актуальность проблемы государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния.
По
ряду причин, из которых главной
поддержание репутации в мире
и доверия своих граждан, государство,
как правило, выплачивает долги, а не
отказывается от них.
2.2.
Пути решения проблем
До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы.
Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.
Но если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем попасть в ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.
Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.
Для оттока капитала из России существуют причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном "серые" и "черные схемы", такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.
Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.
Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.
Первый
путь - это осуществление
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
К
резервам платежеспособности можно
отнести приток иностранного капитала
в виде прямых и портфельных инвестиций,
привлечение иностранных
Иностранные государства должны России приличную сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд. долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд. долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд. долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд. долл.
Информация о работе Проблемы обслуживания государственного долга